РП лит чтен 4к_подписано

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ушмунская средняя общеобразовательная школа

«Согласовано»
Протокол №____ от __________20

«Утверждаю»
Директор А.Ю. Попова_____________

Руководитель ЦМО______И.Н. Ермакова.

Приказ №___ от __________20

Попова Алла Юрьевна
я подтверждаю этот
документ своей
удостоверяющей
подписью
с. Ушмун
2022.09.29 12:58:
14+09'00'

Рабочая программа
по литературному чтению
УМК «Перспективная начальная школа»

Составила: Учитель начальных классов
Макарова Г.А.

Пояснительная записка
Рабочая программа по «Литературному чтению» предназначена для обучения учащихся МОУ Ушмунской СОШ.
Нормативно-правовой базой для написания данной рабочей программы являются следующие документы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373);
- Приказ МО РФ № 1576 от 31.12.2015 г. «О внесении изменений в ФГОС начального обучения»;
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- Письмо от Федеральной службы по надзору от 03.11. 2015 №02-501;
- Образовательная программа начальной ступени МОУ Ушмунской СОШ;
- Программа разработана на основе авторской программы по обучению грамоте Н.Г. Агарковой, Ю.А. Агаркова и программы по литературному чтению
Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской - «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с) Проект «Перспективная
начальная школа», соотнесённых с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ
Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г)

Программа разработана для обучения учащихся МОУ Ушмунской СОШ, на период 2018-2022 г.г. поступивших в 1 класс в 2018 – 2019
учебном году.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Литературное чтение»
В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность школьников к получению дальнейшего образования в основной
школе и достигнут необходимый уровень их культурного и литературного развития.
Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и
успешного обучения, формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя, знакомство с
культурно – историческим наследием восприятие литературного произведения как особого вида искусства, высказывания своей точки
зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приемов поиска нужной информации, овладение
основами коммуникативной деятельности.
Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с
течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, ориентируясь на собственные предпочтения и в
зависимости от поставленной учебной задачи. В рамках данного предмета решаются разноплановые предметные задачи:
-духовно-нравственные;
-духовно-эстетические;
-литературоведческие;
-библиографические.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного
произведения, культура речевого общения.
Выпускник научится:

читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения;
грамотно писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника
«Ключ и заря»;
определять главную тему и мысль произведения; делить тест на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа;
пересказывать текст кратко и подробно;
представлять содержание основных литературных произведений, изученных в классе, указывать их авторов и названия;
перечислять названия 2-3 детских журналов и пересказывать их основное содержание (на уровне рубрик);
характеризовать героев произведений; сравнивать характеры одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;
обосновывать своё высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из
произведения;
читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них, спокойно воспринимать замечания и критику одноклассников
по поводу своей манеры чтения;
ориентироваться в книге по её элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация,
иллюстрации);
составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений; составлять аннотацию на отдельное произведение и на
сборники произведений;
делать самостоятельный выбор книг в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка
устного сообщения на определённую тему);
высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений и тактично воспринимать мнения одноклассников;
самостоятельно работать с разными источниками информации (включая словари и справочники разного направления).
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Различение типов рифм, различение жанровых особенностей произведений народного творчества и авторской литературы, узнавание в
текстах литературных приёмов (сравнение, олицетворение, звукопись, гипербола, контраст) и понимание причин их использования.
Выпускник научится:
представлять основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам;
отличать народные произведения от авторских;
находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приёмы: сравнение, олицетворение, гипербола
(преувеличение), звукопись, контраст, повтор, разные типы рифмы).
Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получит возможность научиться:
отслеживать особенности мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных
сказках;
отслеживать проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и
географических названий) в жанры устного народного творчества – волшебной сказки и былины;
представлять жизнь жанров фольклора во времени (эволюция жанра волшебной сказки; сохранение жанровых особенностей гимна);
обнаруживать связь смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии);
понимать роль творческой биографии писателя (поэта, художника) в создании художественного произведения;

понимать, что произведения, принадлежащие к разным видам искусства могут сравниваться не только на основе их тематического сходства,
но и на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Чтение по ролям, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе восприятия и передачи их художественных особенностей, выражения
собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные произведения с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и
переживаний;
устно и письменно (в форме высказываний или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями,
возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4-го года обучения
В области предметных общих учебных действий
Выпускник научится:
ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;
самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два - три существенных признака (отличать прозаический
текст от стихотворного; распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы).
читать по ролям литературное произведение;
создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к
произведению или на основе личного опыта;
реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстанавливать последовательность
событий, причинно-следственные связи.
Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получит возможность научиться:
ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной
отечественной и зарубежной литературы;
определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
писать отзыв о прочитанной книге;
работать с тематическим каталогом;
работать с детской периодикой.
сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература,
структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет);
создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной
выразительности (в том числе из текста).
творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;

создавать иллюстрации по содержанию произведения;
работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
создавать собственный текст (повествование–по аналогии, рассуждение – развёрнутый ответ на вопрос; описание – характеристика героя).
В области познавательных общих учебных действий
Выпускник научится:
свободно работать с текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; уметь
быстро менять аспект рассмотрения;
свободно ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей, в периодических изданиях,
в фонде школьной библиотеки: уметь находить нужную информацию и использовать её в разных учебных целях; свободно работать с
разными источниками информации (представленными в текстовой форме, в виде произведений изобразительного и музыкального
искусства).
В области коммуникативных учебных действий
Выпускник научится:
В рамках коммуникации как сотрудничества:
разным формам учебной кооперации (работа вдвоём, в малой группе, в большой группе) и разным социальным ролям (ведущего и
исполнителя).
В рамках коммуникации как взаимодействия:
понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной
из них или аргументировано высказывать свою собственную точку зрения;
уметь корректно критиковать альтернативную позицию.
В области регулятивных учебных действий
Выпускник научится:
осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.
В области личностных учебных действий
Выпускник получит возможность научится:
осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;
профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных
оценок и нравственного выбора).
2. Содержание курса «Литературное чтение» 4 класс (102 ч)
Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире (16 часов)
Формирование общего представления о «мифе» как способе жизни человека в древности, помогающем установить отношения человека с
миром природы. Представления о Мировом дереве как о связи между миром человека и волшебными мирами; представления о тотемных
животных и тотемных растениях как о прародителях человека.
Волшебная сказка. Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном
мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (нарушение социального
(природного) порядка как причина выхода героя из дома; дорога к цели, пролегающая через волшебный мир; испытания, помощь
волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление социального (природного) порядка и справедливости).

Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных
сказках.
Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а авторской сказкеинтерес к миру чувств (10 часов)
Былина как эпический жанр (историческое повествование). Характеристика эпического (исторического) героя (победитель в борьбе с
природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяниями — торговлей или ратными
подвигами — свое отечество).
Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий)
в жанры устного народного творчества: волшебной сказки («Морской царь и Василиса Премудрая») и былины («Садко»).
Авторская сказка. Сохранение структурных (жанровых и сюжетных) связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Развитие
сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы — к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности
нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).
Народная и авторская сказка.
Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека. (12 часов)
Особенности поэзии. Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница картин мира,
создаваемых поэтами. Общее представление об образе поэта через его творчество. Формирование представления о разнообразии
выразительных средств авторской поэзии: использование приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); лексического и
композиционного повтора.
Всматриваемся в лица наших сверстников, живущих задолго до нас. (11 часов)
Рассказ. Дальнейшие наблюдения за особенностями жанра рассказа:
а) событие в рассказе — яркий случай, раскрывающий характер героя;
б) сложность характера героя и развитие его во времени;
в) драматизм рассказа (А. Чехов «Ванька», Л. Андреев «Петька на даче», Л. Улицкая «Бумажная победа»);
г) формирование первичных представлений о художественной правде как о правде мира чувств, которая может существовать в контексте
вымысла и воображения;
д) выразительность художественного языка.
Пытаемся понять, как на нас воздействует красота. (12 часов)
Биография автора художественного произведения. Начальные представления о творческой биографии писателя (поэта, художника):
1. роль конкретных жизненных впечатлений и наблюдений в создании художественного произведения;
2. участие воображения и фантазии в создании произведений;
3. диалоги с современным московским детским писателем и современными художниками (авторами иллюстраций к учебнику); детские
вопросы к авторам и ответы на них.
Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. (8 часов)
Сказочная повесть. С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий,
протяженность действия во времени, реальность переживаний героя.

Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром сказки: сосуществование реального и волшебного мира, превращения,
подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова.
Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Перенесение победы над волшебным
миром в область нравственного смысла: не знание волшебного заклинания, а преодоление собственных недостатков, воспитание в себе
нравственных принципов помогают Нильсу вернуть себе человеческий облик.
Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная, правда. (16 часов) Литература в контексте художественной культуры. Связь
произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями.
Дальнейшее формирование культуры сравнительного анализа произведений, принадлежащих к разным видам искусства: произведения
сравниваются не на основе их тематического сходства, а на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в
произведении мыслей и переживаний).
Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной
поэзии, знакомство с онегинской строфой).
Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество. (17 часов). Библиографическая
культура. Дальнейшее формирование умений ориентироваться в книге по ее элементам («Содержание» и «Оглавление» книги, титульный
лист, аннотация. сведения о художниках-иллюстраторах книги). Формирование умений составлять аннотацию на отдельное произведение и
сборник произведений. Представление о собрании сочинений. Использование толкового и этимологического учебных словарей для
уточнения значений и происхождения слов, встречающихся на страницах литературных произведений.
Представление о библиографическом словаре (без использования термина). Использование биографических сведений об авторе для
составления небольшого сообщения о творчестве писателя или поэта.
Формирование умений выбирать книги в библиотеке на основе рекомендованного списка.
Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее.
Умения и навыки чтения и говорения. Совершенствование навыков выразительного и осмысленного чтения. Дальнейшее развитие
навыков свободного владения устной и письменной речью.
Формирование культуры предметного общения:
1. умений целенаправленного доказательного высказывания с привлечением текста произведения;
2. способности критично относиться к результатам собственного творчества;
3. способности тактично оценивать результаты творчества одноклассников.
КРУГ ЧТЕНИЯ
Устное народное творчество Мифологические сюжеты: индейцев майя, Древнего Египта, Древней Греции, древних славян. Русские
народные волшебные сказки: «Сивка-Бурка», «Крошечка- Хаврошечка», «Морозко»*, «Морской царь и Василиса Премудрая», «Иванцаревич и серый волк»*, «Финист- ясный сокол»*; «Семь Симеонов», «Каша из топора». Пословицы и поговорки: а) русские пословицы и
поговорки (сборник В. Даля), б) пословицы и поговорки народов мира; с) литературные крылатые выражения. Былины: а) Киевского цикла:
«Святогор и Илья Муромец», «Илья Муромец и Соловей — разбойник»; б) Новгородского цикла: «Садко». Классики русской литературы
XVIII — первой половины XX в. В. Жуковский «Славянка» (отрывок), «Весеннее чувство» (отрывок), «Приход весны»; А. Пушкин «Тиха
украинская ночь», отрывки из «Евгения Онегина»; М. Лермонтов «Парус», «Ветка Палестины», «На севере диком»; Ф. Тютчев «Песок
сыпучий по колени…», «Как весел грохот…»; А. Фет «Это утро, радость эта», «Я жду…», «Соловьиное эхо…», «Я долго стоял
неподвижно»; И. Бунин «Нет солнца, но светлы пруды», «Еще и холоден и сыр…», «Полями пахнет…»; Н. Заболоцкий «Сентябрь»*, «Вечер

на Оке»; К. Бальмонт «Трудно фее»*, С. Есенин «Топи да болота, синий плат небес»; В. Хлебников «Мне мало надо», «Кузнечик»; В.
Маяковский «А вы могли бы?», «Хорошее отношение к лошадям»; Б. Пастернак «Опять весна»*, «Осень. Сказочный чертог…»; А. Чехов
«Ванька», Л. Андреев «Петька на даче»; А. Погорельский «Черная курица, или подземные жители» (в сокращении). Классики русской
литературы второй половины XX в.: С. Михалков. Государственный гимн Российской Федерации; Н. Рыленков «К Родине»; Н. Рубцов
«Душа хранит», «Доволен я буквально всем», «Утро на море»*; В. Берестов «Морозный день», «Вот и ландыш отцвел», «Образец»; Н.
Матвеева «В лощинах снег…»; Д. Самойлов «Красная осень»; В. Шефнер «Не привыкайте к чудесам»; А. Кушнер «Сирень»; В. Соколов
«Сырые будни. Осени задворки…»; К. Некрасова «Весна»*; М. Яснов «До неба»; Б. Житков «Пудя»; К. Паустовский «Приключения жуканосорога»; Ю. Коваль «Орехьевна», «Лес, лес! Возьми мою глоть!»; И. Пивоварова «Как провожают пароходы», «Как мы ходили в театр»,
«Бедная Дарья Семеновна»; В. Голявкин «Оса»; В. Драгунский «Шарик в синем небе», «Девочка на шаре»; Л. Петрушевская «Нос»; Л.
Улицкая «Капустное чудо», «Бумажная победа»; М. Вайсман «Шмыгимышь»; С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»; «Давно бы так, заяц»; Б.
Сергуненков «Конь-мотылек». Зарубежная литература Древнегреческий «Гимн Природе»; Авторские волшебные сказки: Ш. Перро «Спящая
красавица», «Рике с хохолком»; Бр. Гримм «Храбрый портной»*; Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», «Снежная королева» (в
отрывках), «Русалочка» (в сокращении), «Огниво»*; С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями» (в отрывках); А. Сент Экзюпери
«Маленький принц»* (в отрывках); Д. Даррелл «Моя семья и другие звери» (отрывок).
3.Календарно-тематическое планирование
3 часа в неделю
Тема урока

№ п/п

Колво
часов
1

2.
3

Глава 1. Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире 16 ч.
Древние представления о мировом дереве, соединяющем Верхний, Средний и Нижний миры. Стр. 6-13.
Персей. Древнегреческое сказание. Стр. 13-20.
Персей. Древнегреческое сказание. Стр. 13-20.

4

Проверка техники чтения (входная диагностика)

1

5
6.
7.
8.
9.
10-11
12.
13.

Отражение древних представлений о красоте и порядке в земном мире в трёхчастной композиции. Стр. 20-23.
Древние представления о животных-прародителях, знакомство с понятием «тотем» (тотемное растение, тотемное животное).
Особенности ГЕРОЯ волшебной сказки. Стр. 28-31.
Русская сказка «Сивка-Бурка». Стр. 31-38.
Русская сказка «Сивка-Бурка». Стр. 31-38.
Русская сказка «Крошечка-Хаврошечка».Стр. 38-45.
Русская сказка «Морской царь и Василиса Премудрая».Стр. 45-51.
«Финист – ясный сокол». (Русская народная сказка, стр. 11-22.)

1
1
1
1
1
2
1
1

1.

1
1

1
1
1

18.
19.
20.
21.

«Иван-царевич и серый волк», стр. 23-32.(Русская народная сказка.)
«Алтын-сака – золотая бабка», стр. 32-44.(Башкирская народная сказка.)
Обобщения по главе 1
«Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире»Тест.
Глава 2. Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре 10 ч.Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Стр. 52-65.
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Стр. 52-65.(Стр. 59-65.)
«Илья Муромец и Святогор», стр. 45-56.
Былина «Садко». Стр. 66-71.
Ганс Христиан Андерсен «Русалочка» Стр. 71-89.

22.

Ганс Христиан Андерсен «Русалочка». Стр. 71-89.

1

23.

Проверка техники чтения за 1 четверть.

1

24.
25.
26.
27.

Ганс Христиан Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», стр. 56-67.
2 четверть Ганс Христиан Андерсен «Снежная королева», стр.67-91.
Обобщения по главе 2 «Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре» Тест
Глава 3. Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека 12 ч.Василий Жуковский «Славянка».
Стр. 90-97.
Василий Жуковский «Весеннее чувство», Давид Самойлов «Красная осень».Стр. 97-102.
Поход в «Музейный дом». Исаак Левитан «Тихая обитель», «Тропинка в лиственном лесу. Папоротники».
Николай Заболоцкий «Сентябрь», «Оттепель».
Стр. 102-109. Поход в «Музейный дом». Михаил Врубель «Жемчужина».
Иван Бунин «Нет солнца, но светлы пруды…», «Детство».Стр. 109-113.
Владимир Набоков «Обида».Стр. 113-127.
Владимир Набоков «Обида». Стр. 113-127.Поход в «Музейный дом». Эмилия Шанкс «Наём гувернантки».
Владимир Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренне жалею…». Стр. 127-129.
Юрий Коваль «Лес, Лес! Возьми мою глоть!». Стр.130-133.Поход в «Музейный дом». Сергей Лучишкин «Шар улетел», Валерий
Ватенин «Голуби в небе».
Борис Сергуненков «Конь Мотылёк». Стр. 134-136.
Джералд Даррелл«Землянично-розовый дом», стр. 98-105.Гурий Захаров «Зимние разговоры», «Пейзаж с карасями» (стр. 106107).

1
1
1
1

Обобщение по главе 3 «Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека» Тест
Леонид Андреев «Петька на даче».
Леонид Андреев «Петька на даче». Стр.137-152.

1
1
1

14.
15.
16
17.

28.
29-30
31.
32
33
34.
35
36.
37

38
39.
40.

1
1
1
1
1

1
2
1
1
1
1
1
1
1

41.
42
43
44.
45.
46
47
48.
49

Антон Чехов «Ванька». Стр. 152-161.
Антон Чехов «Ванька». Стр. 152-161.Поход в «Музейный дом». Николай Богданов-Бельский «Визитёры», «Дети за пианино».
Антон Чехов «Мальчики». Стр. 162-172.
Антон Чехов «Мальчики». Стр. 162-172.
Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. Готовимся к олимпиаде.Проверочная работа за 1 полугодие
Проверка техники чтения.
Антоний Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители», стр. 108-148
Антоний Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители», стр. 108-148
Обобщение по главе 4 «Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас». Тест

1
1
1
1
1
1
1
1
1

50
51.
52
53
54
55.
56.

1
1
1
1
1
1
1

57.
58
59
60
61
62.
63.
64.
65
66.
67
68.
69.

Ирина Пивоварова «Как провожают пароходы». Стр. 6-13.
Ирина Пивоварова «Как провожают пароходы». Стр. 6-13.
Людмила Улицкая «Бумажная победа». Стр. 14-26.
Людмила Улицкая «Бумажная победа». Стр. 14-26.
Поход в «Музейный дом». Зинаида Серебрякова «Катя с натюрмортом». Пабло Пикассо «Девочка на шаре». Стр. 26-29.
Сергей Козлов «Не улетай, пой, птица!». Стр. 29-32.
Сергей Козлов «Давно бы так, заяц!». Стр. 33-37. Поход в «Музейный дом». Ван Гог «Огороженное поле. Восход солнца»,
«Звёздная ночь».
Владимир Соколов «О умножение листвы…», Борис Пастернак «Опять весна». Стр. 37-40.
Владимир Соколов «Все чернила вышли, вся бумага …». Стр. 41-43.
Ирина Пивоварова «Мы пошли в театр».(Стр. 149-153.)
Сергей Козлов «Лисичка». (Стр. 153-155.)
Обобщение по главе 5 «Пытаемся понять, как на нас воздействует КРАСОТА» Тест
Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Стр. 44-54.
Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Стр. 54-63.
Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Стр. 63-70.
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Стр. 70-81.
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».Стр. 70-81.
Константин Паустовский «Тёплый хлеб». Стр. 156-172.
Константин Паустовский «Тёплый хлеб». Стр. 156-172.
Обобщение по главе 6 «Приближаемся к разгадке тайны особого зрения» Тест

70.
71
72.
73

Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джоконда)».Стр. 82-85.Поход в «Музейный дом».
Знакомство с настоящим писателем. Стр. 85-90. Мария Вайсман «Шмыгимышь». Стр. 90-98.
Мария Вайсман «Шмыгимышь». Стр. 90-98.
Особый язык художников и поэтов: Пабло Пикассо «Плачущая женщина», Эдвард Мунк «Крик», Марк Шагал «День рождения»,

2
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

74
75.
76

Франц Марк «Птицы», Велимир Хлебников «Кузнечик». Стр. 99-104.
Анна Ахматова «Тайны ремесла», «Перед весной…» Стр. 104-107.Поход в «Музейный дом». Натан Альтман «Портрет Анны
Ахматовой».
Александр Кушнер «Сирень»..Пётр Кончаловский «Сирень».
Проверка техники чтения

1
1
1

Владимир Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Стр. 111-115.
Афанасий Фет «Это утро, радость эта…». Стр. 115-118.
Фёдор Тютчев «Как весел грохот…». Стр. 118-120.
Михаил Лермонтов «Парус», Максимилиан Волошин «Зелёный вал…». Стр. 120-124.
Иван Айвазовский «Девятый вал».
82
Самуил Маршак «Как поработала зима…». Стр. 124-127.
83-84. Александр Пушкин «Евгений Онегин» (отрывки): «В тот год осенняя погода…», «Зима! Крестьянин, торжествуя…».Стр. 127130.
85
Обобщение по главе 7 «Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда» Тест

1
1
1
2

Алексей Пантелеев «Главный инженер». Стр. 130-148.
Алексей Пантелеев «Главный инженер». Стр. 130-148.
Алексей Пантелеев «Главный инженер». Стр. 130-148.
Александр Дейнека «Окраина Москвы. Ноябрь 1942 года».Поход в «Музейный дом».
89.
Поход в «Музейный дом». Пабло Пикассо «Герника». Анна Ахматова «Памяти друга». Стр. 148-152.
90
Анна Ахматова «Памяти друга». Стр. 148-152.
91
Николай Рыленков «К Родине», Николай Рубцов «Доволен я буквально всем…». Стр. 152-155.
92.
Николай Рыленков «К Родине», Николай Рубцов «Доволен я буквально всем…». Стр. 152-155.
93
Дмитрий Кедрин «Всё мне мерещится…». Стр. 156-158. Виктор Попков «Моя бабушка и её ковёр».
94-95. «Гимн Природе», Государственный гимн Российской Федерации. Стр. 159-162.
Поход в «Музейный дом». Борис Кустодиев «Вербный торг у Спасских ворот».
96-97. Карл Брюллов «Последний день Помпеи», Плиний Младший «Письмо Тациту», Александр Пушкин «Везувий зев открыл…».
Стр. 163-169.
98
Проверка техники чтения
99Путешествие в Казань. В мастерской художника.
100.
101.
Обобщение по главе 8 «Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое
Отечество»
102.
Итоговая проверочная работа

1
1
1

77.
78.
79
80-81.

86.
87.
88.

1
2
1

1
1
1
1
1
2
2
1
2
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».