Муниципальное общеобразовательное учреждение Ушмунская средняя общеобразовательная школа «Согласовано» Протокол №____ от __________20 «Утверждаю» Директор А.Ю. Попова_____________ Руководитель ЦМО______И.Н. Ермакова. Приказ №___ от __________20 Попова Алла Юрьевна я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью с. Ушмун 2022.09.29 12:58: 14+09'00' Рабочая программа по литературному чтению УМК «Перспективная начальная школа» Составила: Учитель начальных классов Макарова Г.А. Пояснительная записка Рабочая программа по «Литературному чтению» предназначена для обучения учащихся МОУ Ушмунской СОШ. Нормативно-правовой базой для написания данной рабочей программы являются следующие документы: - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373); - Приказ МО РФ № 1576 от 31.12.2015 г. «О внесении изменений в ФГОС начального обучения»; - Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15); - Письмо от Федеральной службы по надзору от 03.11. 2015 №02-501; - Образовательная программа начальной ступени МОУ Ушмунской СОШ; - Программа разработана на основе авторской программы по обучению грамоте Н.Г. Агарковой, Ю.А. Агаркова и программы по литературному чтению Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской - «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с) Проект «Перспективная начальная школа», соотнесённых с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г) Программа разработана для обучения учащихся МОУ Ушмунской СОШ, на период 2018-2022 г.г. поступивших в 1 класс в 2018 – 2019 учебном году. 1.Планируемые результаты освоения учебного предмета. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Литературное чтение» В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность школьников к получению дальнейшего образования в основной школе и достигнут необходимый уровень их культурного и литературного развития. Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения, формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя, знакомство с культурно – историческим наследием восприятие литературного произведения как особого вида искусства, высказывания своей точки зрения и уважение мнения собеседника. Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приемов поиска нужной информации, овладение основами коммуникативной деятельности. Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, ориентируясь на собственные предпочтения и в зависимости от поставленной учебной задачи. В рамках данного предмета решаются разноплановые предметные задачи: -духовно-нравственные; -духовно-эстетические; -литературоведческие; -библиографические. Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения. Выпускник научится: читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения; грамотно писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»; определять главную тему и мысль произведения; делить тест на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно; представлять содержание основных литературных произведений, изученных в классе, указывать их авторов и названия; перечислять названия 2-3 детских журналов и пересказывать их основное содержание (на уровне рубрик); характеризовать героев произведений; сравнивать характеры одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою; обосновывать своё высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения; читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них, спокойно воспринимать замечания и критику одноклассников по поводу своей манеры чтения; ориентироваться в книге по её элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации); составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений; составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборники произведений; делать самостоятельный выбор книг в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определённую тему); высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений и тактично воспринимать мнения одноклассников; самостоятельно работать с разными источниками информации (включая словари и справочники разного направления). Раздел «Литературоведческая пропедевтика» Различение типов рифм, различение жанровых особенностей произведений народного творчества и авторской литературы, узнавание в текстах литературных приёмов (сравнение, олицетворение, звукопись, гипербола, контраст) и понимание причин их использования. Выпускник научится: представлять основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам; отличать народные произведения от авторских; находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приёмы: сравнение, олицетворение, гипербола (преувеличение), звукопись, контраст, повтор, разные типы рифмы). Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получит возможность научиться: отслеживать особенности мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках; отслеживать проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества – волшебной сказки и былины; представлять жизнь жанров фольклора во времени (эволюция жанра волшебной сказки; сохранение жанровых особенностей гимна); обнаруживать связь смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии); понимать роль творческой биографии писателя (поэта, художника) в создании художественного произведения; понимать, что произведения, принадлежащие к разным видам искусства могут сравниваться не только на основе их тематического сходства, но и на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний). Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся» Чтение по ролям, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов. Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться: читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе восприятия и передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения; обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные произведения с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний; устно и письменно (в форме высказываний или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений. Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4-го года обучения В области предметных общих учебных действий Выпускник научится: ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги; самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу; пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два - три существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного; распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы). читать по ролям литературное произведение; создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта; реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи. Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получит возможность научиться: ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы; определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей; писать отзыв о прочитанной книге; работать с тематическим каталогом; работать с детской периодикой. сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет); создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста). творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст; создавать иллюстрации по содержанию произведения; работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты; создавать собственный текст (повествование–по аналогии, рассуждение – развёрнутый ответ на вопрос; описание – характеристика героя). В области познавательных общих учебных действий Выпускник научится: свободно работать с текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; уметь быстро менять аспект рассмотрения; свободно ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей, в периодических изданиях, в фонде школьной библиотеки: уметь находить нужную информацию и использовать её в разных учебных целях; свободно работать с разными источниками информации (представленными в текстовой форме, в виде произведений изобразительного и музыкального искусства). В области коммуникативных учебных действий Выпускник научится: В рамках коммуникации как сотрудничества: разным формам учебной кооперации (работа вдвоём, в малой группе, в большой группе) и разным социальным ролям (ведущего и исполнителя). В рамках коммуникации как взаимодействия: понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументировано высказывать свою собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию. В области регулятивных учебных действий Выпускник научится: осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата. В области личностных учебных действий Выпускник получит возможность научится: осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия; профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора). 2. Содержание курса «Литературное чтение» 4 класс (102 ч) Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире (16 часов) Формирование общего представления о «мифе» как способе жизни человека в древности, помогающем установить отношения человека с миром природы. Представления о Мировом дереве как о связи между миром человека и волшебными мирами; представления о тотемных животных и тотемных растениях как о прародителях человека. Волшебная сказка. Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (нарушение социального (природного) порядка как причина выхода героя из дома; дорога к цели, пролегающая через волшебный мир; испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление социального (природного) порядка и справедливости). Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках. Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а авторской сказкеинтерес к миру чувств (10 часов) Былина как эпический жанр (историческое повествование). Характеристика эпического (исторического) героя (победитель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяниями — торговлей или ратными подвигами — свое отечество). Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебной сказки («Морской царь и Василиса Премудрая») и былины («Садко»). Авторская сказка. Сохранение структурных (жанровых и сюжетных) связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы — к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке). Народная и авторская сказка. Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека. (12 часов) Особенности поэзии. Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление об образе поэта через его творчество. Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); лексического и композиционного повтора. Всматриваемся в лица наших сверстников, живущих задолго до нас. (11 часов) Рассказ. Дальнейшие наблюдения за особенностями жанра рассказа: а) событие в рассказе — яркий случай, раскрывающий характер героя; б) сложность характера героя и развитие его во времени; в) драматизм рассказа (А. Чехов «Ванька», Л. Андреев «Петька на даче», Л. Улицкая «Бумажная победа»); г) формирование первичных представлений о художественной правде как о правде мира чувств, которая может существовать в контексте вымысла и воображения; д) выразительность художественного языка. Пытаемся понять, как на нас воздействует красота. (12 часов) Биография автора художественного произведения. Начальные представления о творческой биографии писателя (поэта, художника): 1. роль конкретных жизненных впечатлений и наблюдений в создании художественного произведения; 2. участие воображения и фантазии в создании произведений; 3. диалоги с современным московским детским писателем и современными художниками (авторами иллюстраций к учебнику); детские вопросы к авторам и ответы на них. Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. (8 часов) Сказочная повесть. С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя. Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром сказки: сосуществование реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова. Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Перенесение победы над волшебным миром в область нравственного смысла: не знание волшебного заклинания, а преодоление собственных недостатков, воспитание в себе нравственных принципов помогают Нильсу вернуть себе человеческий облик. Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная, правда. (16 часов) Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями. Дальнейшее формирование культуры сравнительного анализа произведений, принадлежащих к разным видам искусства: произведения сравниваются не на основе их тематического сходства, а на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний). Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии, знакомство с онегинской строфой). Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество. (17 часов). Библиографическая культура. Дальнейшее формирование умений ориентироваться в книге по ее элементам («Содержание» и «Оглавление» книги, титульный лист, аннотация. сведения о художниках-иллюстраторах книги). Формирование умений составлять аннотацию на отдельное произведение и сборник произведений. Представление о собрании сочинений. Использование толкового и этимологического учебных словарей для уточнения значений и происхождения слов, встречающихся на страницах литературных произведений. Представление о библиографическом словаре (без использования термина). Использование биографических сведений об авторе для составления небольшого сообщения о творчестве писателя или поэта. Формирование умений выбирать книги в библиотеке на основе рекомендованного списка. Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. Умения и навыки чтения и говорения. Совершенствование навыков выразительного и осмысленного чтения. Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью. Формирование культуры предметного общения: 1. умений целенаправленного доказательного высказывания с привлечением текста произведения; 2. способности критично относиться к результатам собственного творчества; 3. способности тактично оценивать результаты творчества одноклассников. КРУГ ЧТЕНИЯ Устное народное творчество Мифологические сюжеты: индейцев майя, Древнего Египта, Древней Греции, древних славян. Русские народные волшебные сказки: «Сивка-Бурка», «Крошечка- Хаврошечка», «Морозко»*, «Морской царь и Василиса Премудрая», «Иванцаревич и серый волк»*, «Финист- ясный сокол»*; «Семь Симеонов», «Каша из топора». Пословицы и поговорки: а) русские пословицы и поговорки (сборник В. Даля), б) пословицы и поговорки народов мира; с) литературные крылатые выражения. Былины: а) Киевского цикла: «Святогор и Илья Муромец», «Илья Муромец и Соловей — разбойник»; б) Новгородского цикла: «Садко». Классики русской литературы XVIII — первой половины XX в. В. Жуковский «Славянка» (отрывок), «Весеннее чувство» (отрывок), «Приход весны»; А. Пушкин «Тиха украинская ночь», отрывки из «Евгения Онегина»; М. Лермонтов «Парус», «Ветка Палестины», «На севере диком»; Ф. Тютчев «Песок сыпучий по колени…», «Как весел грохот…»; А. Фет «Это утро, радость эта», «Я жду…», «Соловьиное эхо…», «Я долго стоял неподвижно»; И. Бунин «Нет солнца, но светлы пруды», «Еще и холоден и сыр…», «Полями пахнет…»; Н. Заболоцкий «Сентябрь»*, «Вечер на Оке»; К. Бальмонт «Трудно фее»*, С. Есенин «Топи да болота, синий плат небес»; В. Хлебников «Мне мало надо», «Кузнечик»; В. Маяковский «А вы могли бы?», «Хорошее отношение к лошадям»; Б. Пастернак «Опять весна»*, «Осень. Сказочный чертог…»; А. Чехов «Ванька», Л. Андреев «Петька на даче»; А. Погорельский «Черная курица, или подземные жители» (в сокращении). Классики русской литературы второй половины XX в.: С. Михалков. Государственный гимн Российской Федерации; Н. Рыленков «К Родине»; Н. Рубцов «Душа хранит», «Доволен я буквально всем», «Утро на море»*; В. Берестов «Морозный день», «Вот и ландыш отцвел», «Образец»; Н. Матвеева «В лощинах снег…»; Д. Самойлов «Красная осень»; В. Шефнер «Не привыкайте к чудесам»; А. Кушнер «Сирень»; В. Соколов «Сырые будни. Осени задворки…»; К. Некрасова «Весна»*; М. Яснов «До неба»; Б. Житков «Пудя»; К. Паустовский «Приключения жуканосорога»; Ю. Коваль «Орехьевна», «Лес, лес! Возьми мою глоть!»; И. Пивоварова «Как провожают пароходы», «Как мы ходили в театр», «Бедная Дарья Семеновна»; В. Голявкин «Оса»; В. Драгунский «Шарик в синем небе», «Девочка на шаре»; Л. Петрушевская «Нос»; Л. Улицкая «Капустное чудо», «Бумажная победа»; М. Вайсман «Шмыгимышь»; С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»; «Давно бы так, заяц»; Б. Сергуненков «Конь-мотылек». Зарубежная литература Древнегреческий «Гимн Природе»; Авторские волшебные сказки: Ш. Перро «Спящая красавица», «Рике с хохолком»; Бр. Гримм «Храбрый портной»*; Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», «Снежная королева» (в отрывках), «Русалочка» (в сокращении), «Огниво»*; С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями» (в отрывках); А. Сент Экзюпери «Маленький принц»* (в отрывках); Д. Даррелл «Моя семья и другие звери» (отрывок). 3.Календарно-тематическое планирование 3 часа в неделю Тема урока № п/п Колво часов 1 2. 3 Глава 1. Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире 16 ч. Древние представления о мировом дереве, соединяющем Верхний, Средний и Нижний миры. Стр. 6-13. Персей. Древнегреческое сказание. Стр. 13-20. Персей. Древнегреческое сказание. Стр. 13-20. 4 Проверка техники чтения (входная диагностика) 1 5 6. 7. 8. 9. 10-11 12. 13. Отражение древних представлений о красоте и порядке в земном мире в трёхчастной композиции. Стр. 20-23. Древние представления о животных-прародителях, знакомство с понятием «тотем» (тотемное растение, тотемное животное). Особенности ГЕРОЯ волшебной сказки. Стр. 28-31. Русская сказка «Сивка-Бурка». Стр. 31-38. Русская сказка «Сивка-Бурка». Стр. 31-38. Русская сказка «Крошечка-Хаврошечка».Стр. 38-45. Русская сказка «Морской царь и Василиса Премудрая».Стр. 45-51. «Финист – ясный сокол». (Русская народная сказка, стр. 11-22.) 1 1 1 1 1 2 1 1 1. 1 1 1 1 1 18. 19. 20. 21. «Иван-царевич и серый волк», стр. 23-32.(Русская народная сказка.) «Алтын-сака – золотая бабка», стр. 32-44.(Башкирская народная сказка.) Обобщения по главе 1 «Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире»Тест. Глава 2. Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре 10 ч.Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Стр. 52-65. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Стр. 52-65.(Стр. 59-65.) «Илья Муромец и Святогор», стр. 45-56. Былина «Садко». Стр. 66-71. Ганс Христиан Андерсен «Русалочка» Стр. 71-89. 22. Ганс Христиан Андерсен «Русалочка». Стр. 71-89. 1 23. Проверка техники чтения за 1 четверть. 1 24. 25. 26. 27. Ганс Христиан Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», стр. 56-67. 2 четверть Ганс Христиан Андерсен «Снежная королева», стр.67-91. Обобщения по главе 2 «Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре» Тест Глава 3. Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека 12 ч.Василий Жуковский «Славянка». Стр. 90-97. Василий Жуковский «Весеннее чувство», Давид Самойлов «Красная осень».Стр. 97-102. Поход в «Музейный дом». Исаак Левитан «Тихая обитель», «Тропинка в лиственном лесу. Папоротники». Николай Заболоцкий «Сентябрь», «Оттепель». Стр. 102-109. Поход в «Музейный дом». Михаил Врубель «Жемчужина». Иван Бунин «Нет солнца, но светлы пруды…», «Детство».Стр. 109-113. Владимир Набоков «Обида».Стр. 113-127. Владимир Набоков «Обида». Стр. 113-127.Поход в «Музейный дом». Эмилия Шанкс «Наём гувернантки». Владимир Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренне жалею…». Стр. 127-129. Юрий Коваль «Лес, Лес! Возьми мою глоть!». Стр.130-133.Поход в «Музейный дом». Сергей Лучишкин «Шар улетел», Валерий Ватенин «Голуби в небе». Борис Сергуненков «Конь Мотылёк». Стр. 134-136. Джералд Даррелл«Землянично-розовый дом», стр. 98-105.Гурий Захаров «Зимние разговоры», «Пейзаж с карасями» (стр. 106107). 1 1 1 1 Обобщение по главе 3 «Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека» Тест Леонид Андреев «Петька на даче». Леонид Андреев «Петька на даче». Стр.137-152. 1 1 1 14. 15. 16 17. 28. 29-30 31. 32 33 34. 35 36. 37 38 39. 40. 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 41. 42 43 44. 45. 46 47 48. 49 Антон Чехов «Ванька». Стр. 152-161. Антон Чехов «Ванька». Стр. 152-161.Поход в «Музейный дом». Николай Богданов-Бельский «Визитёры», «Дети за пианино». Антон Чехов «Мальчики». Стр. 162-172. Антон Чехов «Мальчики». Стр. 162-172. Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. Готовимся к олимпиаде.Проверочная работа за 1 полугодие Проверка техники чтения. Антоний Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители», стр. 108-148 Антоний Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители», стр. 108-148 Обобщение по главе 4 «Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас». Тест 1 1 1 1 1 1 1 1 1 50 51. 52 53 54 55. 56. 1 1 1 1 1 1 1 57. 58 59 60 61 62. 63. 64. 65 66. 67 68. 69. Ирина Пивоварова «Как провожают пароходы». Стр. 6-13. Ирина Пивоварова «Как провожают пароходы». Стр. 6-13. Людмила Улицкая «Бумажная победа». Стр. 14-26. Людмила Улицкая «Бумажная победа». Стр. 14-26. Поход в «Музейный дом». Зинаида Серебрякова «Катя с натюрмортом». Пабло Пикассо «Девочка на шаре». Стр. 26-29. Сергей Козлов «Не улетай, пой, птица!». Стр. 29-32. Сергей Козлов «Давно бы так, заяц!». Стр. 33-37. Поход в «Музейный дом». Ван Гог «Огороженное поле. Восход солнца», «Звёздная ночь». Владимир Соколов «О умножение листвы…», Борис Пастернак «Опять весна». Стр. 37-40. Владимир Соколов «Все чернила вышли, вся бумага …». Стр. 41-43. Ирина Пивоварова «Мы пошли в театр».(Стр. 149-153.) Сергей Козлов «Лисичка». (Стр. 153-155.) Обобщение по главе 5 «Пытаемся понять, как на нас воздействует КРАСОТА» Тест Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Стр. 44-54. Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Стр. 54-63. Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Стр. 63-70. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Стр. 70-81. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».Стр. 70-81. Константин Паустовский «Тёплый хлеб». Стр. 156-172. Константин Паустовский «Тёплый хлеб». Стр. 156-172. Обобщение по главе 6 «Приближаемся к разгадке тайны особого зрения» Тест 70. 71 72. 73 Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джоконда)».Стр. 82-85.Поход в «Музейный дом». Знакомство с настоящим писателем. Стр. 85-90. Мария Вайсман «Шмыгимышь». Стр. 90-98. Мария Вайсман «Шмыгимышь». Стр. 90-98. Особый язык художников и поэтов: Пабло Пикассо «Плачущая женщина», Эдвард Мунк «Крик», Марк Шагал «День рождения», 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 74 75. 76 Франц Марк «Птицы», Велимир Хлебников «Кузнечик». Стр. 99-104. Анна Ахматова «Тайны ремесла», «Перед весной…» Стр. 104-107.Поход в «Музейный дом». Натан Альтман «Портрет Анны Ахматовой». Александр Кушнер «Сирень»..Пётр Кончаловский «Сирень». Проверка техники чтения 1 1 1 Владимир Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Стр. 111-115. Афанасий Фет «Это утро, радость эта…». Стр. 115-118. Фёдор Тютчев «Как весел грохот…». Стр. 118-120. Михаил Лермонтов «Парус», Максимилиан Волошин «Зелёный вал…». Стр. 120-124. Иван Айвазовский «Девятый вал». 82 Самуил Маршак «Как поработала зима…». Стр. 124-127. 83-84. Александр Пушкин «Евгений Онегин» (отрывки): «В тот год осенняя погода…», «Зима! Крестьянин, торжествуя…».Стр. 127130. 85 Обобщение по главе 7 «Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда» Тест 1 1 1 2 Алексей Пантелеев «Главный инженер». Стр. 130-148. Алексей Пантелеев «Главный инженер». Стр. 130-148. Алексей Пантелеев «Главный инженер». Стр. 130-148. Александр Дейнека «Окраина Москвы. Ноябрь 1942 года».Поход в «Музейный дом». 89. Поход в «Музейный дом». Пабло Пикассо «Герника». Анна Ахматова «Памяти друга». Стр. 148-152. 90 Анна Ахматова «Памяти друга». Стр. 148-152. 91 Николай Рыленков «К Родине», Николай Рубцов «Доволен я буквально всем…». Стр. 152-155. 92. Николай Рыленков «К Родине», Николай Рубцов «Доволен я буквально всем…». Стр. 152-155. 93 Дмитрий Кедрин «Всё мне мерещится…». Стр. 156-158. Виктор Попков «Моя бабушка и её ковёр». 94-95. «Гимн Природе», Государственный гимн Российской Федерации. Стр. 159-162. Поход в «Музейный дом». Борис Кустодиев «Вербный торг у Спасских ворот». 96-97. Карл Брюллов «Последний день Помпеи», Плиний Младший «Письмо Тациту», Александр Пушкин «Везувий зев открыл…». Стр. 163-169. 98 Проверка техники чтения 99Путешествие в Казань. В мастерской художника. 100. 101. Обобщение по главе 8 «Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое Отечество» 102. Итоговая проверочная работа 1 1 1 77. 78. 79 80-81. 86. 87. 88. 1 2 1 1 1 1 1 1 2 2 1 2 1 1