РП4 Русский язык_подписано

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ушмунская средняя общеобразовательная школа

«Согласовано»
Протокол №____ от __________20

«Утверждаю»
Директор А.Ю. Попова_____________

Руководитель ШМО_____

Приказ№___ от __________20

Попова Алла Юрьевна
я подтверждаю этот
документ своей
удостоверяющей
подписью
с. Ушмун
2022.09.29 13:03:
33+09'00'

Рабочая программа
По Русскому языку
УМК «Перспективная начальная школа»
2022 уч.г

Составила: Учитель начальных классов
Макарова Г.А.

Пояснительная записка
Рабочая программа по «Русскому языку» предназначена для обучения учащихся МОУ Ушмунской СОШ.
Нормативно-правовой базой для написания данной рабочей программы являются следующие документы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373);
- Приказ МО РФ № 1576 от 31.12.2015 г. «О внесении изменений в ФГОС начального обучения»;
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- Письмо от Федеральной службы по надзору от 03.11. 2015 №02-501;
- Образовательная программа начальной ступени МОУ Ушмунской СОШ;
Программа по предмету «Русский язык». Н.Г. Агаркова, М.Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, О.В. Малаховская, Т.А. Байкова, Н.М. Лаврова.
Программы по учебным предметам. Примерный учебный план: 1-4 кл.: в 2ч. /Сост. Н. А. Чуракова.- М.: Академкнига/Учебник, 2012г.-Ч.1.
Программа разработана для обучения учащихся МОУ Ушмунской СОШ, на период 2018-2022 г.г. поступивших в 1 класс в 2018 – 2019
учебном году.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом русский язык изучается с 1 по 4 класс. В 1-ом классе максимальное количество часов на
изучение предмета «Русский язык» составляет 50 часов, во 2-ом, 3-ем и 4-ом классах — по 170 часов в год (5 часов в неделю).
1. Планируемые результаты учебного курса «Русский язык»
Формирование универсальных учебных действий.
В результате изучения всех без исключения предметов при получении начального общего образования у выпускников будут
сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения
учиться.
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
–
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты
школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
–
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы;
–
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
–
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на
анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
–
способность к оценке своей учебной деятельности;
–
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи,
представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности
человека за общее благополучие;
–
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

–
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
–
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и
сопереживание им;
–
установка на здоровый образ жизни;
–
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам
природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения;
–
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
–
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания
необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
–
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
–
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
–
адекватного понимания причин успешности/не успешности учебной деятельности;
–
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли
«хорошего ученика»;
–
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
–
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций
партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям;
–
установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
–
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
–
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на
помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
принимать и сохранять учебную задачу;
–
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
–
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем
плане;
–
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
–
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
–
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов
требованиям данной задачи;
–
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
–
различать способ и результат действия;

–
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок,
использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и
результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
–
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
–
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
–
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
–
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
–
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль
на уровне произвольного внимания;
–
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу
его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом
пространстве сети Интернет;
–
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью
инструментов ИКТ;
–
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные),
для решения задач;
–
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
–
строить сообщения в устной и письменной форме;
–
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
–
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из
сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
–
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
–
осуществлять синтез как составление целого из частей;
–
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
–
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
–
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
–
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на
основе выделения сущностной связи;
–
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
–
устанавливать аналогии;
–
владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:

–
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
–
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
–
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
–
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
–
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
–
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие
компоненты;
–
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных
логических операций;
–
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
–
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач,
строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой
коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
–
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
–
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
–
формулировать собственное мнение и позицию;
–
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
–
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
–
задавать вопросы;
–
контролировать действия партнера;
–
использовать речь для регуляции своего действия;
–
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
–
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
–
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
–
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
–
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего
решения в совместной деятельности;
–
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
–
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию
как ориентир для построения действия;
–
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

–
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
–
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования
и регуляции своей деятельности.
Работа с текстом (метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения учебных предметов на при получении начального общего образования выпускники
приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных,
учебных, научно познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения
познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации,
представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической
или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их
интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления
несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых
учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт
критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным
опытом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
–
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
–
определять тему и главную мысль текста;
–
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
–
вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
–
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
–
понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих
приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
–
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
–
понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства
текста;
–
использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с
целью чтения;
–
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
–
использовать формальные элементы текста (например,
подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

–
работать с несколькими источниками информации;
–
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
–
пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
–
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
–
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
–
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
–
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
–
делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;
–
составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
–
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
–
оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
–
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаружи вать
недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
–
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
–
сопоставлять различные точки зрения;
–
соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
–
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Формирование ИКТ компетентности обучающихся (метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования начинается формирование
навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с
информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и
движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных
технологий или размещаться в Интернете.
Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие
безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении,
развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.
Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ: научатся вводить различные виды
информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать медиа сообщения.
Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной
познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника
информации.

Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.
В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и
учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться
необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в
средней и старшей школе.
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Выпускник научится:
–
использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приемы работы с
компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини зарядку);
–
организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
Выпускник научится:
–
вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т.
д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке,
использовать компьютерный перевод отдельных слов;
–
рисовать (создавать простые изображения) на графическом планшете;
–
сканировать рисунки и тексты.
Выпускник получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
Выпускник научится:
–
подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать
сменные носители (флэш-карты);
–
описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую
информацию о нем, используя инструменты ИКТ;
–
собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру,
микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
–
редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей,
включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;
–
пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический
контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;
–
искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом
Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с
использованием ссылок);
–
заполнять учебные базы данных.
Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных,
оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника
информации.

Создание, представление и передача сообщений
Выпускник научится:
–
создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
–
создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций,
видеоизображения, звука, текста;
–
готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную
поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
–
создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
–
создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из
готовых фрагментов (аппликация);
–
размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
–
пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в
информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Выпускник получит возможность научиться:
–
представлять данные;
–
создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых
музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».
Планирование деятельности, управление и организация
Выпускник научится:
–
создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах (создание простейших роботов);
–
определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий,
строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
–
планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Выпускник получит возможность научиться:
–
проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы,
включая навыки роботехнического проектирования
–
моделировать объекты и процессы реального мира.
В результате изучения курса русского языка обучающиеся при получении начального общего образования научатся осознавать язык
как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнет формироваться позитивное
эмоционально­ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной
язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и
творческих способностей.
В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием
средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в
различных источниках для выполнения учебных заданий.

У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение
к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах
русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного
решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут
сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет
различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и
позиции, умение задавать вопросы.
Выпускник на уровне начального общего образования:
научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи
собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;
получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка
– фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится
находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член
предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования обще учебных, логических и познавательных
(символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
В результате изучения курса у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования,
будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи, что заложит
основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующем уровне
образования.
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
–
различать звуки и буквы;
–
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и
мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
–
пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска
необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для
упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
–
соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи
собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);

–
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю
учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
–
различать изменяемые и неизменяемые слова;
–
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
–
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться
–
выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его
выполнения;
–
использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
–
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
–
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
–
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Выпускник получит возможность научиться:
–
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
–
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
–
оценивать уместность использования слов в тексте;
–
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
–
распознавать грамматические признаки слов;
–
с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к
определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
Выпускник получит возможность научиться:
–
проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике
алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
–
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными
местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
–
различать предложение, словосочетание, слово;
–
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

–
классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные
предложения;
–
определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
–
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
–
выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
–
различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;
–
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения,
синтаксический), оценивать правильность разбора;
–
различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
–
применять правила правописания (в объеме содержания курса);
–
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
–
безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов;
–
писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
–
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
–
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
–
подбирать примеры с определенной орфограммой;
–
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и
пунктуационных ошибок;
–
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие
предотвратить ее в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
–
оценивать правильность (уместность) выбора языковых
и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,
в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
–
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на
реплики, поддерживать разговор);
–
выражать собственное мнение и аргументировать его;
–
самостоятельно озаглавливать текст;
–
составлять план текста;
–
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
–
создавать тексты по предложенному заголовку;

–
подробно или выборочно пересказывать текст;
–
пересказывать текст от другого лица;
–
составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование,
рассуждение;
–
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
–
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
–
анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с
разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для
изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
2. Содержание учебного предмета курса «Русский язык»
Номер темы и ее
название
Фонетика
орфография.

Всего часов

Из них

на тему

контрольные
работы

и

25

Морфемика
и
словообразование.

15

Морфология

70

Характеристика видов деятельности учащихся

Упражнения в различении звуков и букв.
Характеристика звуков русского языка (ударные/безударные; согласные твердые/мягкие,
парные/непарные твердые и мягкие, согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и
глухие)
Морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ.
Сравнение слов, связанных отношениями производности, объяснение, какое из них от какого
образовано,
нахождение
словообразовательного
аффикса,
указывание
способа
словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и
суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным)
Определение частей речи; существительного, прилагательного, глагола, местоимения,
предлога, союза.
Упражнения в определении трех типов склонения существительных.
Определение спряжения глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам
начальной формы глагола.
Проведение морфологического разбора имен существительных, прилагательных и глаголов по
предложенному в учебнике алгоритму, оценивание правильности проведения
морфологического разбора.
Нахождение в тексте таких частей речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе
с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но,
частица не при глаголах.

Лексика

Синтаксис
пунктуация.

Лексикография

Выявление слов, значение которых требует уточнения.
Определение значения слова по тексту или уточнение с помощью толкового словаря
учебника.
Подбор синонимов для устранения повторов в речи; использование их для объяснения
значений слов.
Подбор антонимов для точной характеристики предметов при их сравнении.
Различение употребления в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи)

реализуется
в рамках
других
разделов

и

Выбор слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Определение членов предложения: главных, второстепенных.
Определение однородных членов предложения
Составление схем предложений с однородными членами и построение предложения по
заданным моделям
Различение второстепенных членов предложения - дополнения, обстоятельства, определения.
Выполнение разбора простого предложения в соответствии с предложенным в учебнике
алгоритмом, оценивание правильности разбора

25 ч.

Различение простых и сложных предложений.
Работа со словарями (орфографическим,
этимологическим, устойчивых выражений)

реализуется
в рамках
других
разделов

Развитие речи.

35 ч.

Итого:

170

обратным,

произношения,

толковым,

Различение разных типов текста
Обнаружение в худ. тексте его составляющих.
Составление с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текста с элементами
описания, повествования и рассуждения.
Создание текста по предложенному заголовку. Подробный или выборочный пересказ текста.
Анализ и корректировка текстов с нарушенным порядком предложений, нахождение в тексте
смысловых пропусков.
Корректировка текстов, в которых допущены нарушения культуры речи.
Анализ последовательности собственных действий при работе над изложением и сочинением
и соотнесение их с разработанным алгоритмом.
Оценивание правильности выполнения учебной задачи: соотнесение собственного текста с
исходным.
12

3. Календарно – тематическое планирование 4 класс.

1-4
5
6-7
8-9
10
11-12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32-35
36
37
38
39

Тема урока
Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке
Развитие речи с элементами культуры речи. Знакомимся с текстом-рассуждением
Различение суффиксов. Значения суффиксов
Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков
Развитие речи с элементами культуры речи. Знакомимся с текстом-рассуждением
Однородные члены предложения
Входной диктант с грамматическим значением «Зайка».
Коррекция знаний. Однородные члены предложения
Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся рассуждать
Знаки препинания при однородных членах предложения. Где поставить запятую?
Знаки препинания при однородных членах предложения. Что такое союзы?
Знаки препинания при однородных членах предложения.
Что такое союзы?
Знаки препинания при однородных членах предложения. Что такое союзы?
Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся рассуждать
Глагол. Спряжение. Ударные и безударные личные окончания
Сравниваем личные окончания глаголов, принадлежащих
Учимся различать спряжение глаголов
Учимся правильно писать безударные личные окончания глаголов
Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной Ивана Фирсова "Юный живописец"
Учимся правильно писать безударные личные окончания глаголов
Правило употребления предлогов о и об
Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме
Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме
Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Учимся давать оценку сообщениям, докладам
и выступлениям своих товарищей
Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме
Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся делать научное сообщение
Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме
Характеристика предложения и разбор слова как части речи
Диктант с грамматическим заданием «Осень»

Кол-во
часов
4
1
2
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1

40
41-42
43-44
45
46-49
50
51-52
53-54
55
56
57-59
60
61
62-64
65
66-67
68-69
70
71
72
73
74
75
76-78
79
80-81
82
83-84
85
86
87
88
89-90

Коррекция знаний. Характеристика предложения и разбор слова как части речи
Глагол. Спряжение глаголов «брить», «стелить»
Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени
Развитие речи с элементами культуры речи. Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением
Суффиксы повелительной формы глагола. Различение повелительной формы множественного числа и формы 2го лица множественного числа
Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение «Куда лето прячется»
Трудности написания глаголов на -ять в настоящем (или будущем) и прошедшем времени
Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь
Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся делать научное сообщение
Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков
Усекаемая и неусекаемая основа глаголов
Развитие речи с элементами культуры речи. Описание, повествование и рассуждение
Разноспрягаемые глаголы «бежать» и «хотеть»
Написание о и ё после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях
существительных)
Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной И. Левитана "Тихая обитель"
Написание о и ё после шипящих
Написание о и ё после шипящих (в окончаниях и суффиксах, в корнях существительных)
Развитие речи с элементами культуры речи. Что такое монолог и диалог
Написание о и ё после шипящих
Повторение по теме «Глагол»
Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение «Одуванчик»
Диктант с грамматическим заданием «Снежинки»
Коррекция знаний. Повторение по теме «Глагол»
Повторение по теме «Глагол
Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся делать научное сообщение
Где используются однородные члены
Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Учимся отстаивать свое мнение (свою точку
зрения) в споре
Существительное
Прилагательное
Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной В. Джеймса «Кот на окне».
Краткая форма прилагательных
Повторение по теме «Синонимы»
Глагол

1
2
2
1
4
1
2
2
1
1
3
1
1
3
1
2
2
1
1
2
1
1
1
3
1
2
1
2
1
1
1
1
2

91
92
93-94
95
96
97-98
99-100
101
102
103
104
105
106
107-110
111
112-113
114-115
116
117-118
119
120
121
121
122-123
124
125
126
127
128
129-130
131
132-133
134-135
136-137
138
139

Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся писать сочинение
Глагол
Устойчивые выражения
Простая и сложная формы будущего времени глагола
Развитие речи с элементами культуры речи. Как устроена книга
Простая и сложная формы будущего времени глагола
Личные местоимения
Развитие речи с элементами культуры речи. Рассуждаем о нашем прошлом
Личные местоимения
Разбор слова по составу
Разбор по составу глаголов
Развитие речи с элементами культуры речи. Что такое аннотация и как ее составить
Разбор по составу глаголов
Орфограммы в корнях слов
Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение
Существительные. Беглый гласный
Существительные. Буквы о и е после шипящих
Существительные. Безударный гласный, проверяемый ударением
Прилагательные. Буквы о и е после шипящих и ц
Диктант с грамматическим заданием «Беличьи заботы»
Коррекция знаний. Прилагательные. Буквы о и е после шипящих и ц
Прилагательные. Безударный гласный в суффиксе, который надо запомнить
Развитие речи с элементами культуры речи. Что такое монолог и диалог
Глагольные суффиксы
Орфограммы в окончаниях существительных
Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся составлять аннотации
Орфограммы в окончаниях существительных
Орфограммы в окончаниях прилагательных
Развитие речи с элементами культуры речи. Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением
Орфограммы в окончаниях глаголов
Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной Н. Богданова-Бельского «Дети»
Орфограммы в окончаниях глаголов
Учимся различать форму 2-го лица множественного числа и повелительную форму глагола
Орфограммы в приставках
Работа разделительного ь
Работа разделительного ь в прилагательных, отвечающих на вопрос чей?

1
1
2
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
4
1
2
2
1
2
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
2
1
2
2
2
1
1

140
141-142
143
144
145
146
147
148-149
150
151
152
153
154
155
156
157
158-160
161
162
163
164-167
168-170

Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение «Муравьишкин корабль»
Работа разделительного ь в прилагательных, отвечающих на вопрос чей?
Слова, которые легко перепутать
Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся составлять аннотации
Мягкий знак после шипящих на конце основы в словах разных частей речи. Существительные
Мягкий знак после шипящих на конце основы в словах разных частей речи. Прилагательные. Краткая форма
Мягкий знак после шипящих на конце основы в словах разных частей речи. Глаголы
Написание -ться и –тся в глаголах
Развитие речи с элементами культуры речи. Рассматриваем старые фотографии
Глагол как часть речи
Распространенные и нераспространенные предложения. Однородные члены
Учимся давать характеристику предложению
Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях
Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся писать сочинение. Сочинение-описание и рассуждение
Итоговый диктант с грамматическим заданием «Весна в лесу»
Коррекция знаний. Отличие сложных предложений от простых предложений
Отличие сложных предложений от простых предложений с однородными членами
Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся рассказывать о творчестве писателя или поэта
Отличие сложных предложений от простых предложений
Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся писать сочинение.
Отличие сложных предложений от простых предложений
Олимпиадное задание. Заседание для членов клуба "Ключ и заря"Повторение

1
2
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
2
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».