Муниципальное общеобразовательное учреждение Ушмунская средняя общеобразовательная школа «Рассмотрено» Руководитель ШМО Суслопарова Л.И. «Утверждаю» Директор МОУ Ушмунской СОШ Попова А.Ю. Протокол №____от «____»_____2022 г Приказ №__________от «____»____________2020г Попова Алла Юрьевна я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью с. Ушмун 2022.09.29 12:37:38+09'00' РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Устойчивое развитие Забайкальского края» 5 класс ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА: Учителем математики высшей категории 2022-2023 учебный год 1 Софроновой Е.Ю. Пояснительная записка Программа «Устойчивое развитие Забайкальского края»» направлена на формирование у обучающихся основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях [ФГОС: ООО]. Данный курс играет важную роль в формировании у обучающихся знаний экологического характера с учётом региональной специфики, воспитании патриотических чувств, экологической культуры, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. Опора на базовые национальные ценности (природа, человечество, наука) и социализация обучающихся в процессе изучения экологических проблем и посильного участия в их решении в социоприродном окружении посредством выполнения социально значимых проектов – в местном сообществе и у себя дома – это ключевая идея в реализации курса. Цель курса: содействие воспитанию экологической культуры обучающихся путём освоения основ экологических знаний, умений и навыков, приобретения опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности. Задачи курса: формирование у обучающихся основ знаний о биоразнообразии Забайкальского края; – воспитание у обучающихся гордости за красоту и щедрость забайкальской природы и ответственного отношения к ней и людям, живущим рядом; – формирование у обучающихся целостного представления об экологических проблемах региона, о причинах их возникновения и влияния на природу и человека; – понимание обучающимися путей и механизмов решения региональных проблем; – помощь обучающимся в осознании региональных проблем как личностно значимых; – развитие у обучающихся умений и навыков по оценке и прогнозированию воздействия человека на природу с учётом специфики Забайкалья; – формирование у обучающихся опыта реализации социально значимых экологических проектов; – приобретение обучающимися компетентности в вопросах сохранения окружающей среды и собственного здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности. 2 Общая характеристика курса Курс «Устойчивое развитие региона» является интегрированным. В центре его изучения – проблема взаимодействия человека и природы в условиях Забайкалья с древности до наших дней. Источником знаний при изучении курса выступает личный опыт обучающихся по взаимодействию с природой и людьми, живущими рядом, а также учебные пособия, дополнительная литература и Интернет-источники. Опора на личный опыт в процессе изучения курса содействует формированию у учащихся ценностносмыслового и оценочного отношения к миру природы и людей. Экологические знаниями, которыми овладевают учащиеся, выступают основой решения реальных экологических проблем в быту и общественной жизни; ориентиром в выборе созидательной стратегии поведения в быстро меняющихся условиях социоприродного окружения. Продолжительность курса: 8 часов Структура и содержание программы модуля разработаны с учётом следующих концептуальных положений: – принцип гуманизации, предполагающий личностную и практическую направленность содержания образования; – использование принципа проблемной интеграции как способа стимулирования познавательной активности учащихся; – структурирование программы через использование «средового» подхода, как варианта комплексного изучения явлений; – изучение региональных экологических особенностей и проблем во взаимосвязи с глобальными и местными; В основу программы курса положен деятельностный подход, особенностью реализации которого является организация со школьниками социально значимых экологических проектов. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1. В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы: гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну и свой родной край; признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира, включая позитивное отношение к решению региональных проблем; гордости позитивная моральная самооценка и моральные чувства – чувство при следовании моральным нормам, включая, наряду с 3 отношениями к людям и отношения к природе, переживание стыда и вины при их нарушении. 2. В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы: потребность в участии в общественно полезной деятельности по улучшению экологической ситуации в социоприродном окружении школы; умение вести диалог и сотрудничать при выполнении исследовательской и проектной деятельности. умение разрабатывать социально значимые проекты, личную стратегию здорового образа жизни с учётом конкретных социоприродных условий Забайкальского края; МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Обучающиеся научатся: основам проектно-исследовательской деятельности: проводить наблюдение и эксперимент в социоприродном окружении школы под руководством учителя; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследовании; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; устанавливать причинно-следственные связи, характеризующие антропогенное воздействие на природу Забайкалья. организовывать исследование с целью проверки гипотез; разрабатывать социально-ориентированные проекты по улучшению социоприродного окружения школы; делать аргументированные выводы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ – характеризовать особенности экологических факторов, свойственных Забайкальскому краю; – характеризовать взаимоотношения в системе «организм – среда» (на примере видов, встречающихся в Забайкальском крае); – строить пищевые цепи, на примере представителей водных и наземных экосистем Забайкальского края; – характеризовать особенности типичных экосистем Забайкалья (лесных, степных, луговых, пресноводных); 4 – приводить примеры, демонстрирующие региональные и местные разрушения природных сообществ в Забайкальском крае (вырубки и лесные пожары, распашка степей, загрязнение водоёмов и др.); – выявлять причинно-следственные связи между деятельностью человека и состоянием окружающей среды в Забайкальском крае; – приводить примеры редких и охраняемых видов флоры и фауны Забайкальского края; – характеризовать необходимые меры по сохранению редких и охраняемых видов Забайкальского края; – приводить примеры особо охраняемых природных территорий Забайкальского края (заповедников, заказников и памятников природы); – применять методы экологических исследований, в том числе изучения земель, вод и воздуха в Забайкальском крае; – применять правила поведения человека в природе. CОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Забайкаловедение. УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ» «Экологический проект» «Экологический проект» – первая часть модуля «Устойчивое развитие региона», является пропедевтической в изучении экологических проблем и путей их решения, содействует формированию личной сопричастности к экологическим проблемам своей местности и ответственности за свои поступки в природной и социальной среде. Обучающимся предлагаются для выполнения проектной деятельности несколько тематических блоков: «Лес», «Земля», «Вода», «Люди». Содержание (8 часов) Раздел 1. Введение (1 час). Экология как наука. Что я могу сделать в защиту природы? Раздел 2. «Лес». (2 часа) Лес – природное сообщество. Разнообразие жизни: растительный мир леса (деревья, кустарники, травы) и животный мир леса. Роль леса. Лесная кладовая. Лес и экологические проблемы: вырубки, пожары, загрязнение, потеря биологического разнообразия. Проблемы охраны леса: профессии на службе леса. Мой вклад в защиту леса. Раздел 3. «Земля». (2 часа) Значение почвы. Разрушение почвы, почвенная эрозия, овраги. Загрязнение почв. Мусорные свалки, борьба с замусориванием земель. Предотвращение загрязнения почв: способы утилизации опасных ламп, батареек, ртути и т.д. Польза раздельного сбора и переработки мусора. Вторичная переработка отходов. 5 Раздел 4. «Вода». (2 часа) Значение воды в природе и для человека. Источники чистой воды. Предотвращение загрязнения воды. Загрязнение берегов рек и озёр бытовым мусором. Способы экономии воды. Сохранение водных обитателей – животных и растений. Раздел 5. «Люди» (1 часа). Человек и его здоровье. Здоровый образ жизни. Значение спорта и правильного питания. Борьба с вредными привычками: алкоголизм, курение, наркомания. Опасные инфекционные болезни: СПИД, гепатиты, туберкулёз. Пути снижения заболеваемости людей. По каждому блоку будет организовано в группах или индивидуально выполнение мини – проектов различного типа, что позволит комплексно изучить проблему и разработать пути её решения: – информационного проекта: в результате учащимися будет подобран информационный материал по проблеме и представлен, например, в форме мультимедиа-презентации, таблицы, газеты и др.; – творческого проекта: результатом работы может быть оформленная выставка рисунков, фотографий, поделок из природного материала. – исследовательского проекта: проведение мини-исследования и представление его результатов (социальный опрос школьников и взрослых, наблюдение в природе, постановка эксперимента); – практико-ориентированного проекта: выполнение доброго дела на пользу природе или людям (участие в озеленении класса, школы или микрорайона, изготовление листовок в защиту природы). Тематическое планирование: № 1 1 2 1. 2. 1. Тема Часы Введение 1 час Что изучает экология? Введение 1 в исследовательскую деятельность. Лес 2 часа Разнообразие жизни в лесу 1 Сохраним лес 1 Из чего состоит почва? Причины разрушения Факторы загрязнения Умный взгляд на мусор Источники чистой воды Земля 2 часа 1 почвы. 1 почвы. Вода 2 часа 1 6 Тип проекта Мозговой шткрм Презентации По наблюдениям природе в Исследование Мини-проект «Защитим почву». Рисунки, список добрых дел. Информация 2. 1. Какую воду можно пить? 1 Факторы загрязнения воды. Особенности жизни обитателей воды. Как и зачем экономить воду? Люди 1 час Здоровый образ жизни. Значение 1 правильного питания. «Правильные» и «неправильные» продукты. 7 Исследовательский Информационный