устойчивое развитие 5 класс_подписано

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ушмунская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
Суслопарова Л.И.

«Утверждаю»
Директор МОУ Ушмунской СОШ
Попова А.Ю.

Протокол №____от
«____»_____2022 г

Приказ №__________от
«____»____________2020г
Попова Алла Юрьевна
я подтверждаю этот
документ своей
удостоверяющей
подписью
с. Ушмун
2022.09.29 12:37:38+09'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
«Устойчивое развитие Забайкальского края»
5 класс

ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА:
Учителем математики высшей
категории

2022-2023 учебный год
1

Софроновой Е.Ю.

Пояснительная записка
Программа «Устойчивое развитие Забайкальского края»» направлена на
формирование у обучающихся основ экологической культуры, развитие
опыта
экологически
ориентированной
рефлексивно-оценочной
и
практической деятельности в жизненных ситуациях [ФГОС: ООО]. Данный
курс играет важную роль в формировании у обучающихся
знаний
экологического характера с учётом региональной специфики, воспитании
патриотических
чувств,
экологической
культуры,
развитии
их
интеллектуального и творческого потенциала.
Опора на базовые национальные ценности (природа, человечество,
наука) и социализация обучающихся в процессе изучения экологических
проблем и посильного участия в их решении в социоприродном окружении
посредством выполнения социально значимых проектов – в местном
сообществе и у себя дома – это ключевая идея в реализации курса.
Цель курса: содействие воспитанию экологической культуры
обучающихся путём освоения основ экологических знаний, умений и
навыков, приобретения опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности.
Задачи курса:
формирование у обучающихся основ знаний о биоразнообразии
Забайкальского края;
–
воспитание у обучающихся гордости за красоту и щедрость
забайкальской природы и ответственного отношения к ней и людям,
живущим рядом;
–
формирование у обучающихся целостного представления об
экологических проблемах региона, о причинах их возникновения и влияния
на природу и человека;
–
понимание обучающимися путей и механизмов решения
региональных проблем;
–
помощь обучающимся в осознании региональных проблем как
личностно значимых;
–
развитие у обучающихся умений и навыков по оценке и
прогнозированию воздействия человека на природу с учётом специфики
Забайкалья;
–
формирование у обучающихся опыта реализации социально
значимых экологических проектов;
–
приобретение обучающимися компетентности в вопросах
сохранения окружающей среды и собственного здоровья, обеспечения
безопасности жизнедеятельности.
2

Общая характеристика курса
Курс «Устойчивое развитие региона» является интегрированным. В
центре его изучения – проблема взаимодействия человека и природы в
условиях Забайкалья с древности до наших дней. Источником знаний при
изучении курса выступает личный опыт обучающихся по взаимодействию с
природой и людьми, живущими рядом, а также учебные пособия,
дополнительная литература и Интернет-источники. Опора на личный опыт в
процессе изучения курса содействует формированию у учащихся ценностносмыслового и оценочного отношения к миру природы и людей.
Экологические знаниями, которыми овладевают учащиеся, выступают
основой решения реальных экологических проблем в быту и общественной
жизни; ориентиром в выборе созидательной стратегии поведения в быстро
меняющихся условиях социоприродного окружения.
Продолжительность курса: 8 часов
Структура и содержание программы модуля разработаны с учётом
следующих концептуальных положений:
– принцип гуманизации, предполагающий личностную и практическую
направленность содержания образования;
– использование принципа проблемной интеграции как способа
стимулирования познавательной активности учащихся;
– структурирование программы через использование «средового»
подхода, как варианта комплексного изучения явлений;
– изучение региональных экологических особенностей и проблем во
взаимосвязи с глобальными и местными;
В основу программы курса положен деятельностный подход,
особенностью реализации которого является организация со школьниками
социально значимых экологических проектов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут
сформированы:
гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за
свою страну и свой родной край;
признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм
в восприятии мира, включая позитивное отношение к решению региональных
проблем;
гордости

позитивная моральная самооценка и моральные чувства – чувство
при следовании моральным нормам, включая, наряду с

3

отношениями к людям и отношения к природе, переживание стыда и вины
при их нарушении.
2. В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут
сформированы:
потребность в участии в общественно полезной деятельности по
улучшению экологической ситуации в социоприродном окружении школы;
умение вести диалог и сотрудничать при выполнении
исследовательской и проектной деятельности.
умение разрабатывать социально значимые проекты, личную
стратегию здорового образа жизни с учётом конкретных социоприродных
условий Забайкальского края;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающиеся научатся:
основам проектно-исследовательской деятельности:
проводить наблюдение и эксперимент в социоприродном
окружении школы под руководством учителя;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в
ходе исследовании;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов библиотек и Интернета;
устанавливать причинно-следственные связи, характеризующие
антропогенное воздействие на природу Забайкалья.
организовывать исследование с целью проверки гипотез;
разрабатывать
социально-ориентированные
проекты
по
улучшению социоприродного окружения школы;
делать аргументированные выводы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
– характеризовать особенности экологических факторов, свойственных
Забайкальскому краю;
– характеризовать взаимоотношения в системе «организм – среда» (на
примере видов, встречающихся в Забайкальском крае);
– строить пищевые цепи, на примере представителей водных и наземных
экосистем Забайкальского края;
– характеризовать особенности типичных экосистем Забайкалья (лесных,
степных, луговых, пресноводных);

4

– приводить примеры, демонстрирующие региональные и местные
разрушения природных сообществ в Забайкальском крае (вырубки и лесные
пожары, распашка степей, загрязнение водоёмов и др.);
– выявлять причинно-следственные связи между деятельностью человека
и состоянием окружающей среды в Забайкальском крае;
– приводить примеры редких и охраняемых видов флоры и фауны
Забайкальского края;
– характеризовать необходимые меры по сохранению редких и
охраняемых видов Забайкальского края;
– приводить примеры особо охраняемых природных территорий
Забайкальского края (заповедников, заказников и памятников природы);
– применять методы экологических исследований, в том числе изучения
земель, вод и воздуха в Забайкальском крае;
– применять правила поведения человека в природе.
CОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Забайкаловедение. УСТОЙЧИВОЕ
РАЗВИТИЕ»
«Экологический проект»
«Экологический проект» – первая часть модуля «Устойчивое развитие
региона», является пропедевтической в изучении экологических проблем и
путей их решения, содействует формированию личной сопричастности к
экологическим проблемам своей местности и ответственности за свои
поступки в природной и социальной среде. Обучающимся предлагаются для
выполнения проектной деятельности несколько тематических блоков:
«Лес», «Земля», «Вода», «Люди».
Содержание (8 часов)
Раздел 1. Введение (1 час). Экология как наука. Что я могу сделать в
защиту природы?
Раздел 2. «Лес». (2 часа) Лес – природное сообщество. Разнообразие
жизни: растительный мир леса (деревья, кустарники, травы) и животный мир
леса. Роль леса. Лесная кладовая. Лес и экологические проблемы: вырубки,
пожары, загрязнение, потеря биологического разнообразия. Проблемы
охраны леса: профессии на службе леса. Мой вклад в защиту леса.
Раздел 3. «Земля». (2 часа) Значение почвы. Разрушение почвы,
почвенная эрозия, овраги. Загрязнение почв. Мусорные свалки, борьба с
замусориванием земель. Предотвращение загрязнения почв: способы
утилизации опасных ламп, батареек, ртути и т.д. Польза раздельного сбора и
переработки мусора. Вторичная переработка отходов.
5

Раздел 4. «Вода». (2 часа) Значение воды в природе и для человека.
Источники чистой воды. Предотвращение загрязнения воды. Загрязнение
берегов рек и озёр бытовым мусором. Способы экономии воды. Сохранение
водных обитателей – животных и растений.
Раздел 5. «Люди» (1 часа). Человек и его здоровье. Здоровый образ
жизни. Значение спорта и правильного питания. Борьба с вредными
привычками: алкоголизм, курение, наркомания. Опасные инфекционные
болезни: СПИД, гепатиты, туберкулёз. Пути снижения заболеваемости людей.
По каждому блоку будет организовано в группах или индивидуально
выполнение мини – проектов различного типа, что позволит комплексно
изучить проблему и разработать пути её решения:
– информационного проекта: в результате учащимися будет подобран
информационный материал по проблеме и представлен, например, в форме
мультимедиа-презентации, таблицы, газеты и др.;
– творческого проекта: результатом работы может быть оформленная
выставка рисунков, фотографий, поделок из природного материала.
– исследовательского проекта: проведение мини-исследования и
представление его результатов (социальный опрос школьников и взрослых,
наблюдение в природе, постановка эксперимента);
– практико-ориентированного проекта: выполнение доброго дела на
пользу природе или людям (участие в озеленении класса, школы или
микрорайона, изготовление листовок в защиту природы).
Тематическое планирование:
№
1

1
2

1.
2.

1.

Тема

Часы
Введение 1 час
Что изучает экология? Введение 1
в
исследовательскую
деятельность.
Лес 2 часа
Разнообразие жизни в лесу
1
Сохраним лес
1

Из чего состоит почва?
Причины разрушения
Факторы загрязнения
Умный взгляд на мусор
Источники чистой воды

Земля 2 часа
1
почвы. 1
почвы.
Вода 2 часа
1
6

Тип проекта
Мозговой шткрм

Презентации
По
наблюдениям
природе

в

Исследование
Мини-проект «Защитим
почву». Рисунки, список
добрых дел.
Информация

2.

1.

Какую воду можно пить? 1
Факторы загрязнения воды.
Особенности жизни обитателей
воды. Как и зачем экономить
воду?
Люди 1 час
Здоровый образ жизни. Значение 1
правильного
питания.
«Правильные» и «неправильные»
продукты.

7

Исследовательский

Информационный


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».