Муниципальное общеобразовательное учреждение Ушмунская средняя общеобразовательная школа Рассмотрено на заседании Согласовано УТВЕРЖДАЮ ШМО учителей начальных классов Зам. директора по УВР директор школы ___________Е.Ю.Софронова ______________А.Ю. Попова ___________Г.А. Макарова «_____»____________20__ г. Протокол №____ от «___»______20__ г. Приказ №___ от «___»___20__ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике Попова Алла Юрьевна я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью с. Ушмун 2022.09.29 10:04: 17+09'00' 3 класс Составил: Скобельцина Е.В., учитель начальных классов. 2022-2023 г. Пояснительная записка. Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе: 1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273. 2. Примерной программы ООП НОО от 8 апреля 2015 года № 1/15 одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию. 3. Письма Министерства образования науки Забайкальского края от 16и февраля 2016 года № 1052 «О практике применения вопросов, связанных с движением библиотечного фонда учебников в образовательных организациях». 4. Приказа Министерства образования науки Забайкальского края от 31 декабря 2015 года № 1577 « О внесении изменений во ФГОС от 17 декабря 2010 года № 1897». С учётом: - ООП образовательной программы МОУ Ушмунской СОШ; - УМК : Школа России. М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. Планируемые результаты. Личностные результаты У выпускника будут сформированы: – внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; – широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы; – учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; – ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; – способность к оценке своей учебной деятельности; – основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; – ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; – развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им; – установка на здоровый образ жизни; – основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; – чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Выпускник получит возможность для формирования: – внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; – выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения; – устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач; – адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; – положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; – компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; – морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; – установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках; – осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; – эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: – принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; – учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; – различать способ и результат действия; – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках. Выпускник получит возможность научиться: – в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; – преобразовывать практическую задачу в познавательную; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; – осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; – самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет; – осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; – использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – строить сообщения в устной и письменной форме; – ориентироваться на разнообразие способов решения задач; – основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); – осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; – устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений; – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; – обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи; – осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; – устанавливать аналогии; – владеть рядом общих приемов решения задач. Выпускник получит возможность научиться: – осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; – записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов – создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; – осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от ИКТ; конкретных условий; – осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; – осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; – строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; – произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: – адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; – допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; – строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; – задавать вопросы; – контролировать действия партнера; – использовать речь для регуляции своего действия; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться: – учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; – учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; – понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; – аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; – продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников; – с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; – осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности. Предметные: Числа и величины Выпускник научится: – читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона; – устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); – группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку; – классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия; – читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр). Выпускник получит возможность научиться: – выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия. Арифметические действия Выпускник научится: – выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком); – выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1); – выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение; – вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок). Выпускник получит возможность научиться: – выполнять действия с величинами; – использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений; – проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.). Работа с текстовыми задачами Выпускник научится: – устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий; – решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью; – решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению ее доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть); – оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи. Выпускник получит возможность научиться: – решать задачи в 3—4 действия; – находить разные способы решения задачи. Пространственные отношения Геометрические фигуры Выпускник научится: – описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости; – распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг); – выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника; – использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач; – распознавать и называть геометрические тела (куб, шар); – соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур. Выпускник получит возможность научиться распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус. Геометрические величины Выпускник научится: – измерять длину отрезка; – вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата; – оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближенно (на глаз). Выпускник получит возможность научиться вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников. Работа с информацией Выпускник научится: – читать несложные готовые таблицы; – заполнять несложные готовые таблицы; – читать несложные готовые столбчатые диаграммы. Выпускник получит возможность научиться: – читать несложные готовые круговые диаграммы; – достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму; – сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм; – понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…», «если… то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»); – составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации; – распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы); – планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм; – интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы). Содержание учебного предмета. Числа и величины Счет предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). Арифметические действия Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением, вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число). Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидки результата, вычисление на калькуляторе). Работа с текстовыми задачами Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…», «больше (меньше) в…». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи и др. Скорость, время, путь; объем работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, таблица, диаграмма и другие модели). Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. Пространственные отношения. Геометрические фигуры Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертежных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус. Геометрические величины Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (мм, см, дм, м, км). Периметр. Вычисление периметра многоугольника. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (см2, дм2, м2). Точное и приближенное измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника. Работа с информацией Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчетом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если… то…»; «верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»; «некоторые»); истинность утверждений. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации. Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы. Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка). Тематическое планирование. № п\п Наименование раздела и тем Колво часов ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100. Сложение и вычитание Нумерация. Устные и письменные приемы сложения и вычитания. 8 3 Выражения с переменной. 1 4 Входная контрольная работа. 1 Решение уравнений. Обозначение геометрических фигур буквами. 2 7 Повторение. 1 8 Контрольная работа №1 по теме «Повторение пройденного». 1 56 9 Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление Анализ контрольных работ. Связь умножения и деления . 10 Табличное умножение и деление с числами 2 и 3. 1 11 Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость». 1 Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. 2 Решение задач с понятиями «масса», «количество». 1 Порядок выполнения действий. Что узнали. Чему научились. 3 1 19 Контрольная работа № 2 по теме «Умножение и деление на 2 и 3». 1 20 Анализ контрольных работ. Таблица умножения и деления с числом 4. 1 21 Закрепление изученного. 1 22-24 25 Задачи на увеличение числа в несколько раз. Решение задач. Таблица умножения и деления с числом 5. 3 1 26-27 28 Задачи на кратное сравнение. Решение задач. Контрольная работа №3 «Решение задач». 2 1 Работа над ошибками. Таблица умножения и деления с числом 6. 1 Решение задач. Таблица умножения и деления с числом 7. 3 1 34 Контрольная работа № 4 по теме «Табличное умножение и деление». 1 35 Работа над ошибками. Решение задач и примеров. 1 1-2 5-6 12-13 14 15-17 18 29 30-32 33 2 1 Код 36 Что узнали. Чему научились. 1 37 Наши проекты. 1 38 Решение задач. 1 Площадь. Сравнение площадей фигур Квадратный сантиметр. 2 1 42 Площадь прямоугольника. 1 43 Таблица умножения и деления с числом 8. 1 44 Закрепление изученного. 1 45 Контрольная работа № 5 «Площадь». 1 46 Анализ контрольных работ. Таблица умножения и деления с числом 9. 1 47 Квадратный дециметр. 1 48 Таблица умножения. Закрепление. 1 49 Закрепление изученного. 1 50 Квадратный метр. 1 51 Закрепление изученного. 1 Что узнали. Чему научились. Умножение на 1. 3 1 56 Умножение на 0. 1 57 Умножение и деление с числами 1, 0. Деление нуля на число. 1 58 Закрепление изученного. 1 59 Доли. 1 60 Окружность. Круг. 1 61 1 62 Диаметр круга. Решение задач .. Контрольная работа за 1 полугодие № 6 63 Единицы времени. 1 64 Анализ контрольных работ. 1 29 65 Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление Умножение и деление круглых чисел. 66 Деление вида 80:20. 1 39-40 41 52-54 55 1 1 Умножение суммы на число. Умножение двузначного числа на однозначное. Контрольная работа № 7 «Умножение двузначного числа на однозначное».. 2 2 1 72 Анализ работ. Деление суммы на число. 1 73 Деление суммы на число 1 74 Деление двузначного числа на однозначное 1 75 Делимое. Делитель 1 76 Проверка деления 1 77 Случаи деления вида 87:29 1 78 Проверка умножения 1 Решение уравнений Закрепление изученного Контрольная работа № 8 по теме «Решение уравнений» 2 1 1 Анализ контрольных работ. Деление с остатком 1 Деление с остатком Решение задач на деление с остатком. 3 1 89 Случаи деления, когда делитель больше делимого. 1 90 Проверка деления с остатком. 1 91 Что узнали. Чему научились. 1 92 Наши проекты. 1 93 Контрольная работа № 9 по теме «Деление с остатком». 1 Числа от 1 до 1000. Нумерация 13 94 Анализ контрольных работ. Тысяча. 1 95 Образование и названия трехзначных чисел. 1 96 Запись трехзначных чисел. 1 97 Письменная нумерация в пределах 1000. 1 98 Увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз. 1 99 Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. 1 100 Письменная нумерация в пределах 1000. Приемы устных вычислений. 1 101 Сравнение трехзначных чисел. 1 67-68 69-70 71 79-80 81-82 83 84 85-87 88 102 Письменная нумерация в пределах 1000. 1 103 Единицы массы. Грамм. 1 104105 106 Закрепление изученного 2 Контрольная работа №10 по теме «Нумерация в пределах 1000» 1 Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание 12 107 Анализ контрольных работ. Прием устных вычислений. 1 108 Прием устных вычислений вида 450 +30, 620 – 200. 1 109 Приемы устных вычислений вида 470+80, 560 – 90. 1 110 Приемы устных вычислений вида 260+310, 670-140. 1 111 Приемы письменных вычислений. 1 112113 114 Алгоритм сложения трехзначных чисел. 2 Виды треугольников. 1 115 Закрепление изученного. 1 116117 118 Что узнали. Чему научились 2 Контрольная работа № 11 по теме «Сложение и вычитание». 1 119 Числа от 1 до 1000. Умножение и деление Анализ контрольных работ. 12ч 1 120121 122 Приемы устных вычислений 2 Виды треугольников. 1 123 Закрепление изученного. 1 124 Приемы письменного умножения в пределах 1000. 1 125 Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное. 1 126 Закрепление изученного. 1 127 Контрольная работа №12 «Письменное умножение в пределах 1000». 1 128 Анализ контрольных работ. Приемы письменного деление в пределах1000. 1 129 Алгоритм деления трехзначного числа на однозначное. 1 130 Проверка деления. 1 131 Закрепление изученного. 1 132 Закрепление изученного. Знакомство с калькулятором. 1 133 Закрепление изученного. 1 134 Итоговая контрольная работа №13. 1 135 Анализ контрольных работ. Закрепление изученного. 1 136 Обобщающий урок. 1