Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ушмунская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании
Согласовано
УТВЕРЖДАЮ
ШМО учителей начальных
классов
Зам. директора по УВР
директор школы
___________Е.Ю.Софронова
______________А.Ю. Попова
___________Г.А. Макарова
«_____»____________20__ г.
Протокол №____ от
«___»______20__ г.
Приказ №___ от «___»___20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
Попова Алла
Юрьевна
я подтверждаю
этот документ
своей
удостоверяющей
подписью
с. Ушмун
2022.09.29 10:04:
17+09'00'
3 класс
Составил: Скобельцина Е.В.,
учитель начальных классов.
2022-2023 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273.
2. Примерной программы ООП НОО от 8 апреля 2015 года № 1/15 одобрена решением федерального
учебно- методического объединения по общему образованию.
3. Письма Министерства образования науки Забайкальского края от 16и февраля 2016 года № 1052
«О практике применения вопросов, связанных с движением библиотечного фонда учебников в
образовательных организациях».
4. Приказа Министерства образования науки Забайкальского края от 31 декабря 2015 года № 1577 «
О внесении изменений во ФГОС от 17 декабря 2010 года № 1897».
С учётом:
- ООП образовательной программы МОУ Ушмунской СОШ;
- УМК : Школа России. М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова.
Планируемые результаты.
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
–
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего
ученика»;
–
широкая мотивационная основа учебной деятельности,
включающая социальные,
учебнопознавательные и внешние мотивы;
–
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой
задачи;
–
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной
задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
–
способность к оценке своей учебной деятельности;
–
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме
осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и
гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
–
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
–
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
–
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
понимание чувств других людей и сопереживание им;
–
установка на здоровый образ жизни;
–
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать
в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
–
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
–
внутренней
позиции
обучающегося
на
уровне
положительного
отношения
к
образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании
учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
–
выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
–
устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
–
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
–
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия
успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
–
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
–
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных
дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое
следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
–
установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
–
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как
значимую сферу человеческой жизни;
–
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
принимать и сохранять учебную задачу;
–
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
–
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
–
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
–
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
–
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
–
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других
людей;
–
различать способ и результат действия;
–
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и
учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более
совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи,
собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
–
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
–
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
–
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
–
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале;
–
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по
способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
–
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в
открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
–
осуществлять
запись
(фиксацию)
выборочной
информации
об
окружающем
мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
–
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и
схемы (включая концептуальные), для решения задач;
–
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
–
строить сообщения в устной и письменной форме;
–
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
–
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
–
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
–
осуществлять синтез как составление целого из частей;
–
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
–
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
–
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах
и связях;
–
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или
класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
–
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков и их синтеза;
–
устанавливать аналогии;
–
владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
–
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
сети Интернет;
–
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов
–
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
–
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
–
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
ИКТ;
конкретных условий;
–
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
восполняя недостающие компоненты;
–
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания
и критерии для указанных логических операций;
–
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных
связей;
–
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его
аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе
средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
–
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
–
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
–
формулировать собственное мнение и позицию;
–
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
–
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а
что нет;
–
задавать вопросы;
–
контролировать действия партнера;
–
использовать речь для регуляции своего действия;
–
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
–
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от
собственной;
–
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
–
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
–
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
–
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и
позиций всех участников;
–
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
–
задавать
вопросы,
необходимые
для
организации
собственной
деятельности
и
сотрудничества с партнером;
–
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
адекватно
использовать
речевые
средства
для
эффективного
решения
разнообразных
коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные:
Числа и величины
Выпускник научится:
–
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
–
устанавливать
закономерность —
правило,
по
которому
составлена
числовая
последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному
правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько
раз);
–
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
–
классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
–
читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость),
используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм;
час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр —
сантиметр, сантиметр — миллиметр).
Выпускник получит возможность научиться:
–
выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени),
объяснять свои действия.
Арифметические действия
Выпускник научится:
–
выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание,
умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц
сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с
остатком);
–
выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и
трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);
–
выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
–
вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия,
со скобками и без скобок).
Выпускник получит возможность научиться:
–
выполнять действия с величинами;
–
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
–
проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки
и оценки результата действия и др.).
Работа с текстовыми задачами
Выпускник научится:
–
устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход
решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
–
решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с
повседневной жизнью;
–
решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению ее доли (половина,
треть, четверть, пятая, десятая часть);
–
оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Выпускник получит возможность научиться:
–
решать задачи в 3—4 действия;
–
находить разные способы решения задачи.
Пространственные отношения
Геометрические фигуры
Выпускник научится:
–
описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
–
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная,
прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
–
выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат,
прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
–
использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
–
распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
–
соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Выпускник
получит
возможность
научиться
распознавать,
различать
и
называть
геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
Геометрические величины
Выпускник научится:
–
измерять длину отрезка;
–
вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и
квадрата;
–
оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближенно (на глаз).
Выпускник получит возможность научиться вычислять периметр многоугольника, площадь
фигуры, составленной из прямоугольников.
Работа с информацией
Выпускник научится:
–
читать несложные готовые таблицы;
–
заполнять несложные готовые таблицы;
–
читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Выпускник получит возможность научиться:
–
читать несложные готовые круговые диаграммы;
–
достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
–
сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных
таблиц и диаграмм;
–
понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…», «если…
то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»);
–
составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска
информации;
–
распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и
диаграммы);
–
планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию
с помощью таблиц и диаграмм;
–
интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований
(объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Содержание учебного предмета.
Числа и величины
Счет предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление
многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки
сравнения.
Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм,
центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами
измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины
(половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий,
знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением, вычитанием,
умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с
остатком.
Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со
скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств
арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей
в произведении; умножение суммы и разности на число).
Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел.
Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности,
прикидки результата, вычисление на калькуляторе).
Работа с текстовыми задачами
Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше
(меньше) на…», «больше (меньше) в…». Зависимости между величинами, характеризующими процессы
движения,
работы,
купли-продажи
и др.
Скорость,
время,
путь;
объем
работы,
время,
производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др. Планирование хода решения
задачи. Представление текста задачи (схема, таблица, диаграмма и другие модели).
Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа,
сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур:
точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник,
квадрат, окружность, круг. Использование чертежных инструментов для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед,
пирамида, цилиндр, конус.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (мм, см, дм,
м, км). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.
Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (см2, дм2, м2). Точное и приближенное
измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчетом), измерением величин;
фиксирование, анализ полученной информации.
Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если… то…»;
«верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»; «некоторые»); истинность утверждений.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др.
по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.
Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы.
Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка).
Тематическое планирование.
№ п\п
Наименование раздела и тем
Колво
часов
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100.
Сложение и вычитание
Нумерация. Устные и письменные приемы сложения и вычитания.
8
3
Выражения с переменной.
1
4
Входная контрольная работа.
1
Решение уравнений. Обозначение геометрических фигур буквами.
2
7
Повторение.
1
8
Контрольная работа №1 по теме «Повторение пройденного».
1
56
9
Числа от 1 до 100.
Табличное умножение и деление
Анализ контрольных работ. Связь умножения и деления .
10
Табличное умножение и деление с числами 2 и 3.
1
11
Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость».
1
Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок.
2
Решение задач с понятиями «масса», «количество».
1
Порядок выполнения действий.
Что узнали. Чему научились.
3
1
19
Контрольная работа № 2 по теме «Умножение и деление на 2 и 3».
1
20
Анализ контрольных работ. Таблица умножения и деления с числом 4.
1
21
Закрепление изученного.
1
22-24
25
Задачи на увеличение числа в несколько раз.
Решение задач. Таблица умножения и деления с числом 5.
3
1
26-27
28
Задачи на кратное сравнение.
Решение задач. Контрольная работа №3 «Решение задач».
2
1
Работа над ошибками. Таблица умножения и деления с числом 6.
1
Решение задач.
Таблица умножения и деления с числом 7.
3
1
34
Контрольная работа № 4 по теме «Табличное умножение и деление».
1
35
Работа над ошибками. Решение задач и примеров.
1
1-2
5-6
12-13
14
15-17
18
29
30-32
33
2
1
Код
36
Что узнали. Чему научились.
1
37
Наши проекты.
1
38
Решение задач.
1
Площадь. Сравнение площадей фигур
Квадратный сантиметр.
2
1
42
Площадь прямоугольника.
1
43
Таблица умножения и деления с числом 8.
1
44
Закрепление изученного.
1
45
Контрольная работа № 5 «Площадь».
1
46
Анализ контрольных работ. Таблица умножения и деления с числом 9.
1
47
Квадратный дециметр.
1
48
Таблица умножения. Закрепление.
1
49
Закрепление изученного.
1
50
Квадратный метр.
1
51
Закрепление изученного.
1
Что узнали. Чему научились.
Умножение на 1.
3
1
56
Умножение на 0.
1
57
Умножение и деление с числами 1, 0. Деление нуля на число.
1
58
Закрепление изученного.
1
59
Доли.
1
60
Окружность. Круг.
1
61
1
62
Диаметр круга. Решение задач
..
Контрольная работа за 1 полугодие № 6
63
Единицы времени.
1
64
Анализ контрольных работ.
1
29
65
Числа от 1 до 100.
Внетабличное умножение и деление
Умножение и деление круглых чисел.
66
Деление вида 80:20.
1
39-40
41
52-54
55
1
1
Умножение суммы на число.
Умножение двузначного числа на однозначное.
Контрольная работа № 7 «Умножение двузначного числа на
однозначное»..
2
2
1
72
Анализ работ. Деление суммы на число.
1
73
Деление суммы на число
1
74
Деление двузначного числа на однозначное
1
75
Делимое. Делитель
1
76
Проверка деления
1
77
Случаи деления вида 87:29
1
78
Проверка умножения
1
Решение уравнений
Закрепление изученного
Контрольная работа № 8 по теме «Решение уравнений»
2
1
1
Анализ контрольных работ. Деление с остатком
1
Деление с остатком
Решение задач на деление с остатком.
3
1
89
Случаи деления, когда делитель больше делимого.
1
90
Проверка деления с остатком.
1
91
Что узнали. Чему научились.
1
92
Наши проекты.
1
93
Контрольная работа № 9 по теме «Деление с остатком».
1
Числа от 1 до 1000. Нумерация
13
94
Анализ контрольных работ. Тысяча.
1
95
Образование и названия трехзначных чисел.
1
96
Запись трехзначных чисел.
1
97
Письменная нумерация в пределах 1000.
1
98
Увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз.
1
99
Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
1
100
Письменная нумерация в пределах 1000. Приемы устных вычислений.
1
101
Сравнение трехзначных чисел.
1
67-68
69-70
71
79-80
81-82
83
84
85-87
88
102
Письменная нумерация в пределах 1000.
1
103
Единицы массы. Грамм.
1
104105
106
Закрепление изученного
2
Контрольная работа №10 по теме «Нумерация в пределах 1000»
1
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание
12
107
Анализ контрольных работ. Прием устных вычислений.
1
108
Прием устных вычислений вида 450 +30, 620 – 200.
1
109
Приемы устных вычислений вида 470+80, 560 – 90.
1
110
Приемы устных вычислений вида 260+310, 670-140.
1
111
Приемы письменных вычислений.
1
112113
114
Алгоритм сложения трехзначных чисел.
2
Виды треугольников.
1
115
Закрепление изученного.
1
116117
118
Что узнали. Чему научились
2
Контрольная работа № 11 по теме «Сложение и вычитание».
1
119
Числа от 1 до 1000.
Умножение и деление
Анализ контрольных работ.
12ч
1
120121
122
Приемы устных вычислений
2
Виды треугольников.
1
123
Закрепление изученного.
1
124
Приемы письменного умножения в пределах 1000.
1
125
Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное.
1
126
Закрепление изученного.
1
127
Контрольная работа №12 «Письменное умножение в пределах 1000».
1
128
Анализ контрольных работ. Приемы письменного деление в
пределах1000.
1
129
Алгоритм деления трехзначного числа на однозначное.
1
130
Проверка деления.
1
131
Закрепление изученного.
1
132
Закрепление изученного. Знакомство с калькулятором.
1
133
Закрепление изученного.
1
134
Итоговая контрольная работа №13.
1
135
Анализ контрольных работ. Закрепление изученного.
1
136
Обобщающий урок.
1