рабочая программа 3 класс математика_подписано

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ушмунская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено на заседании

Согласовано

УТВЕРЖДАЮ

ШМО учителей начальных
классов

Зам. директора по УВР

директор школы

___________Е.Ю.Софронова

______________А.Ю. Попова

___________Г.А. Макарова

«_____»____________20__ г.

Протокол №____ от
«___»______20__ г.

Приказ №___ от «___»___20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по математике

Попова Алла
Юрьевна
я подтверждаю
этот документ
своей
удостоверяющей
подписью
с. Ушмун
2022.09.29 10:04:
17+09'00'

3 класс

Составил: Скобельцина Е.В.,
учитель начальных классов.

2022-2023 г.

Пояснительная записка.
Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273.
2. Примерной программы ООП НОО от 8 апреля 2015 года № 1/15 одобрена решением федерального
учебно- методического объединения по общему образованию.
3. Письма Министерства образования науки Забайкальского края от 16и февраля 2016 года № 1052
«О практике применения вопросов, связанных с движением библиотечного фонда учебников в
образовательных организациях».
4. Приказа Министерства образования науки Забайкальского края от 31 декабря 2015 года № 1577 «
О внесении изменений во ФГОС от 17 декабря 2010 года № 1897».
С учётом:
- ООП образовательной программы МОУ Ушмунской СОШ;
- УМК : Школа России. М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова.
Планируемые результаты.
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
–

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,

ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего
ученика»;
–

широкая мотивационная основа учебной деятельности,

включающая социальные,

учебно­познавательные и внешние мотивы;
–

учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой

задачи;
–

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на

самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной
задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
–

способность к оценке своей учебной деятельности;

–

основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме

осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и
гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
–

ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и

поступков окружающих людей;
–

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

–

развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

понимание чувств других людей и сопереживание им;
–

установка на здоровый образ жизни;

–

основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать

в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
–

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и

отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
–

внутренней

позиции

обучающегося

на

уровне

положительного

отношения

к

образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании
учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
–

выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

–

устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

–

адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

–

положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия

успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
–

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и

деятельности;
–

морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных

дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое
следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
–

установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;

–

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как

значимую сферу человеческой жизни;
–

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,

выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–

принимать и сохранять учебную задачу;

–

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в

сотрудничестве с учителем;
–

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее

реализации, в том числе во внутреннем плане;
–

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

–

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

–

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной

оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
–

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других

людей;
–

различать способ и результат действия;

–

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и

учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более

совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи,
собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
–

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

–

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

–

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

–

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном

материале;
–

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по

способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
–

самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые

коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с

использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в
открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
–

осуществлять

запись

(фиксацию)

выборочной

информации

об

окружающем

мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
–

использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и

схемы (включая концептуальные), для решения задач;
–

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

–

строить сообщения в устной и письменной форме;

–

ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

–

основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять

существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
–

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

–

осуществлять синтез как составление целого из частей;

–

проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

–

устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

–

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах

и связях;
–

обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или

класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
–

осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения

существенных признаков и их синтеза;
–

устанавливать аналогии;

–

владеть рядом общих приемов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

–

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и

сети Интернет;
–

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов

–

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

–

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

–

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от

ИКТ;

конкретных условий;
–

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и

восполняя недостающие компоненты;
–

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания

и критерии для указанных логических операций;
–

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных

связей;
–

произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения

различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его
аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе
средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
–

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не

совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
–

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в

сотрудничестве;
–

формулировать собственное мнение и позицию;

–

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в

ситуации столкновения интересов;
–

строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а

что нет;
–

задавать вопросы;

–

контролировать действия партнера;

–

использовать речь для регуляции своего действия;

–

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных

задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
–

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от

собственной;
–

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

–

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

–

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в

сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
–

продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и

позиций всех участников;
–

с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать

партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
–

задавать

вопросы,

необходимые

для

организации

собственной

деятельности

и

сотрудничества с партнером;
–

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую

взаимопомощь;
адекватно

использовать

речевые

средства

для

эффективного

решения

разнообразных

коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные:
Числа и величины
Выпускник научится:
–

читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;

–

устанавливать

закономерность —

правило,

по

которому

составлена

числовая

последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному
правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько
раз);
–

группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;

–

классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;

–

читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость),

используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм;
час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр —
сантиметр, сантиметр — миллиметр).
Выпускник получит возможность научиться:
–

выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени),

объяснять свои действия.
Арифметические действия
Выпускник научится:
–

выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание,

умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц
сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с
остатком);
–

выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и

трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);

–

выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;

–

вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия,

со скобками и без скобок).
Выпускник получит возможность научиться:
–

выполнять действия с величинами;

–

использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;

–

проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки

и оценки результата действия и др.).
Работа с текстовыми задачами
Выпускник научится:
–

устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход

решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
–

решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с

повседневной жизнью;
–

решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению ее доли (половина,

треть, четверть, пятая, десятая часть);
–

оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.

Выпускник получит возможность научиться:
–

решать задачи в 3—4 действия;

–

находить разные способы решения задачи.

Пространственные отношения
Геометрические фигуры
Выпускник научится:
–

описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

–

распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная,

прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
–

выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат,

прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
–

использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

–

распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);

–

соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

Выпускник

получит

возможность

научиться

распознавать,

различать

и

называть

геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
Геометрические величины
Выпускник научится:
–

измерять длину отрезка;

–

вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и

квадрата;
–

оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближенно (на глаз).

Выпускник получит возможность научиться вычислять периметр многоугольника, площадь
фигуры, составленной из прямоугольников.
Работа с информацией
Выпускник научится:
–

читать несложные готовые таблицы;

–

заполнять несложные готовые таблицы;

–

читать несложные готовые столбчатые диаграммы.

Выпускник получит возможность научиться:
–

читать несложные готовые круговые диаграммы;

–

достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;

–

сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных

таблиц и диаграмм;
–

понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…», «если…

то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»);
–

составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска

информации;
–

распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и

диаграммы);
–

планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию

с помощью таблиц и диаграмм;
–

интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований

(объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Содержание учебного предмета.

Числа и величины
Счет предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление
многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки
сравнения.
Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм,
центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами
измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины
(половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий,
знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением, вычитанием,
умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с
остатком.

Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со
скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств
арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей
в произведении; умножение суммы и разности на число).
Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел.
Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности,
прикидки результата, вычисление на калькуляторе).
Работа с текстовыми задачами
Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше
(меньше) на…», «больше (меньше) в…». Зависимости между величинами, характеризующими процессы
движения,

работы,

купли-продажи

и др.

Скорость,

время,

путь;

объем

работы,

время,

производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др. Планирование хода решения
задачи. Представление текста задачи (схема, таблица, диаграмма и другие модели).
Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа,
сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур:
точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник,
квадрат, окружность, круг. Использование чертежных инструментов для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед,
пирамида, цилиндр, конус.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (мм, см, дм,
м, км). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.
Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (см2, дм2, м2). Точное и приближенное
измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчетом), измерением величин;
фиксирование, анализ полученной информации.
Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если… то…»;
«верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»; «некоторые»); истинность утверждений.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др.
по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.
Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы.
Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка).

Тематическое планирование.
№ п\п

Наименование раздела и тем

Колво
часов

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100.
Сложение и вычитание
Нумерация. Устные и письменные приемы сложения и вычитания.

8

3

Выражения с переменной.

1

4

Входная контрольная работа.

1

Решение уравнений. Обозначение геометрических фигур буквами.

2

7

Повторение.

1

8

Контрольная работа №1 по теме «Повторение пройденного».

1
56

9

Числа от 1 до 100.
Табличное умножение и деление
Анализ контрольных работ. Связь умножения и деления .

10

Табличное умножение и деление с числами 2 и 3.

1

11

Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость».

1

Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок.

2

Решение задач с понятиями «масса», «количество».

1

Порядок выполнения действий.
Что узнали. Чему научились.

3
1

19

Контрольная работа № 2 по теме «Умножение и деление на 2 и 3».

1

20

Анализ контрольных работ. Таблица умножения и деления с числом 4.

1

21

Закрепление изученного.

1

22-24
25

Задачи на увеличение числа в несколько раз.
Решение задач. Таблица умножения и деления с числом 5.

3
1

26-27
28

Задачи на кратное сравнение.
Решение задач. Контрольная работа №3 «Решение задач».

2
1

Работа над ошибками. Таблица умножения и деления с числом 6.

1

Решение задач.
Таблица умножения и деления с числом 7.

3
1

34

Контрольная работа № 4 по теме «Табличное умножение и деление».

1

35

Работа над ошибками. Решение задач и примеров.

1

1-2

5-6

12-13
14
15-17
18

29
30-32
33

2

1

Код

36

Что узнали. Чему научились.

1

37

Наши проекты.

1

38

Решение задач.

1

Площадь. Сравнение площадей фигур
Квадратный сантиметр.

2
1

42

Площадь прямоугольника.

1

43

Таблица умножения и деления с числом 8.

1

44

Закрепление изученного.

1

45

Контрольная работа № 5 «Площадь».

1

46

Анализ контрольных работ. Таблица умножения и деления с числом 9.

1

47

Квадратный дециметр.

1

48

Таблица умножения. Закрепление.

1

49

Закрепление изученного.

1

50

Квадратный метр.

1

51

Закрепление изученного.

1

Что узнали. Чему научились.
Умножение на 1.

3
1

56

Умножение на 0.

1

57

Умножение и деление с числами 1, 0. Деление нуля на число.

1

58

Закрепление изученного.

1

59

Доли.

1

60

Окружность. Круг.

1

61

1

62

Диаметр круга. Решение задач
..
Контрольная работа за 1 полугодие № 6

63

Единицы времени.

1

64

Анализ контрольных работ.

1
29

65

Числа от 1 до 100.
Внетабличное умножение и деление
Умножение и деление круглых чисел.

66

Деление вида 80:20.

1

39-40
41

52-54
55

1

1

Умножение суммы на число.
Умножение двузначного числа на однозначное.
Контрольная работа № 7 «Умножение двузначного числа на
однозначное»..

2
2
1

72

Анализ работ. Деление суммы на число.

1

73

Деление суммы на число

1

74

Деление двузначного числа на однозначное

1

75

Делимое. Делитель

1

76

Проверка деления

1

77

Случаи деления вида 87:29

1

78

Проверка умножения

1

Решение уравнений
Закрепление изученного
Контрольная работа № 8 по теме «Решение уравнений»

2
1
1

Анализ контрольных работ. Деление с остатком

1

Деление с остатком
Решение задач на деление с остатком.

3
1

89

Случаи деления, когда делитель больше делимого.

1

90

Проверка деления с остатком.

1

91

Что узнали. Чему научились.

1

92

Наши проекты.

1

93

Контрольная работа № 9 по теме «Деление с остатком».

1

Числа от 1 до 1000. Нумерация

13

94

Анализ контрольных работ. Тысяча.

1

95

Образование и названия трехзначных чисел.

1

96

Запись трехзначных чисел.

1

97

Письменная нумерация в пределах 1000.

1

98

Увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз.

1

99

Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

1

100

Письменная нумерация в пределах 1000. Приемы устных вычислений.

1

101

Сравнение трехзначных чисел.

1

67-68
69-70
71

79-80
81-82
83
84
85-87
88

102

Письменная нумерация в пределах 1000.

1

103

Единицы массы. Грамм.

1

104105
106

Закрепление изученного

2

Контрольная работа №10 по теме «Нумерация в пределах 1000»

1

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание

12

107

Анализ контрольных работ. Прием устных вычислений.

1

108

Прием устных вычислений вида 450 +30, 620 – 200.

1

109

Приемы устных вычислений вида 470+80, 560 – 90.

1

110

Приемы устных вычислений вида 260+310, 670-140.

1

111

Приемы письменных вычислений.

1

112113
114

Алгоритм сложения трехзначных чисел.

2

Виды треугольников.

1

115

Закрепление изученного.

1

116117
118

Что узнали. Чему научились

2

Контрольная работа № 11 по теме «Сложение и вычитание».

1

119

Числа от 1 до 1000.
Умножение и деление
Анализ контрольных работ.

12ч
1

120121
122

Приемы устных вычислений

2

Виды треугольников.

1

123

Закрепление изученного.

1

124

Приемы письменного умножения в пределах 1000.

1

125

Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное.

1

126

Закрепление изученного.

1

127

Контрольная работа №12 «Письменное умножение в пределах 1000».

1

128

Анализ контрольных работ. Приемы письменного деление в
пределах1000.

1

129

Алгоритм деления трехзначного числа на однозначное.

1

130

Проверка деления.

1

131

Закрепление изученного.

1

132

Закрепление изученного. Знакомство с калькулятором.

1

133

Закрепление изученного.

1

134

Итоговая контрольная работа №13.

1

135

Анализ контрольных работ. Закрепление изученного.

1

136

Обобщающий урок.

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».