Рабочая программа русс яз 3 кл_подписано

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ушмунская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено на заседании

Согласовано

УТВЕРЖДАЮ

ШМО учителей начальных
классов

Зам. директора по УВР

директор школы

___________Е.Ю.Софронова

______________А.Ю. Попова

___________Г.А. Макарова

«_____»____________20__ г.

Протокол №____ от
«___»______20__ г.

Приказ №___ от «___»___20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Попова Алла
Юрьевна
я подтверждаю этот
документ своей
удостоверяющей
подписью
с. Ушмун
2022.09.29 08:59:
25+09'00'

по русскому языку

3 класс
Составил: Скобельцина Е.В.,
учитель начальных классов.

2022-2023 г

Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе:
1.

Федерального закона «О образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года

№ 273.
2.

Примерной программы ООП НОО от 8 апреля 2015 года № 1/15 одобрена решением

федерального учебно- методического объединения по общему образованию.
3.

Письма Министерства образования науки Забайкальского края от 16 февраля 2016 года №

1052 «О практике применения вопросов, связанных с движением библиотечного фонда учебников в
образовательных организациях».
4.

Приказа Министерства образования науки Забайкальского края от 31 декабря 2015 года №

1577 « О внесении изменений во ФГОС от 17 декабря 2010 года № 1897».
С учётом:
- ООП образовательной программы МОУ Ушмунской СОШ;
- УМК : «Русский язык. 3 класс»:
России»

В.П. Канакина, В. Г. Горецкий, М.В. Бойкина. «Школа

Планируемые результаты.
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
–

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,

ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца
«хорошего ученика»;
–

широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,

учебно­познавательные и внешние мотивы;
–

учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения

новой задачи;
–

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на

самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
–

способность к оценке своей учебной деятельности;

–

основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме

осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека
за общее благополучие;
–

ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так

и поступков окружающих людей;
–

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

–

развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального

поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
–

установка на здоровый образ жизни;

–

основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность

следовать

в

своей

деятельности

нормам

природоохранного,

нерасточительного,

здоровьесберегающего поведения;
–

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и

отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
–

внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к

образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании
учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

задач;

–

выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

–

устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения

–

адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

–

положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия

успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
–

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и

деятельности;
–

морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению

моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и
чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
–

установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и

поступках;
–

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство

как значимую сферу человеческой жизни;
–

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,

выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–

принимать и сохранять учебную задачу;

–

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в

сотрудничестве с учителем;
–

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее

реализации, в том числе во внутреннем плане;
–

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

–

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

–

оценивать

правильность

выполнения

действия

на

уровне

адекватной

ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
–

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и

других людей;
–

различать способ и результат действия;

–

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его

оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания
нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов
решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
–

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

–

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

–

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

–

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом

учебном материале;
–

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и

по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
–

самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить

необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с

использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные,
цифровые),

в

открытом

информационном

пространстве,

в том

числе

контролируемом

пространстве сети Интернет;
–

осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем

мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
–

использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая

виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
–

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

–

строить сообщения в устной и письменной форме;

–

ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

–

основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов,

выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
–

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных

признаков;
–

осуществлять синтез как составление целого из частей;

–

проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

–

устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

–

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,

свойствах и связях;
–

обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого

ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
–

осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов,

выделения существенных признаков и их синтеза;
–

устанавливать аналогии;

–

владеть рядом общих приемов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:
–

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов

библиотек и сети Интернет;

–

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью

инструментов ИКТ;
–

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

–

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

–

осуществлять

выбор

наиболее

эффективных

способов

решения

задач

в

зависимости от конкретных условий;
–

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно

достраивая и восполняя недостающие компоненты;
–

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая

основания и критерии для указанных логических операций;
–

строить

логическое

рассуждение,

включающее

установление

причинно­следственных связей;
–

произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для

решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе
сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации,
используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
–

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том

числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии;
–

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в

сотрудничестве;
–

формулировать собственное мнение и позицию;

–

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том

числе в ситуации столкновения интересов;
–

строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и

видит, а что нет;
–

задавать вопросы;

–

контролировать действия партнера;

–

использовать речь для регуляции своего действия;

–

адекватно

использовать

речевые

средства

для

решения

различных

коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой
речи.
Выпускник получит возможность научиться:

–

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные

от собственной;
–

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

–

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

–

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в

сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
–

продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и

позиций всех участников;
–

с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно

передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
–

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и

сотрудничества с партнером;
–

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую

взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач, планирования и регуляции своей
Предметные
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
– различать звуки и буквы;
– характеризовать звуки русского

языка: гласные ударные/безударные;

согласные

твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные
звонкие и глухие;
– пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для
упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на основе
знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой
информации в различных словарях и справочниках.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
– соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и
оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике
материала);
– находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения
слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к
учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»

Выпускник научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку,
суффикс.
Выпускник получит возможность научиться
–

выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным

учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
–

использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения

орфографических и/или речевых задач.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Выпускник получит возможность научиться:
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые
случаи);
оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
распознавать грамматические признаки слов;
с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает,
как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена
существительные, имена прилагательные, глаголы).
Выпускник получит возможность научиться:
проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных,
глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения
морфологического разбора;
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги
вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а,
но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:

различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании
и предложении;
классифицировать

предложения

по

цели

высказывания,

находить

повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
различать

второстепенные

члены

предложения —определения,

дополнения,

обстоятельства;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого
предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
применять правила правописания (в объеме содержания курса);
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов;
писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами
правописания;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и
пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определенной орфограммой;
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы
избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы
действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.
Предметные результаты.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
Оценивать правильность (уместность) выбора языковых
и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,
в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения
(умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
выражать собственное мнение и аргументировать его;
самостоятельно озаглавливать текст;
составлять план текста;
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для
конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать тексты по предложенному заголовку;
подробно или выборочно пересказывать текст;
пересказывать текст от другого лица;
составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи:
описание, повествование, рассуждение;
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений,
находить в тексте смысловые пропуски;
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями
и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность
выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с
назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
соблюдать

нормы

речевого

взаимодействия

при

интерактивном

общении

(sms­сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Содержание учебного предмета.
Виды речевой деятельности
Слушание.
Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи.
Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной
мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение.
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного
решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи.
Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной
задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в
ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность,
обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение.

Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого
материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых
выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение
содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и
структуры текста.
Письмо.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте.
Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду
учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.
Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное,
выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям
тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин,
просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия.
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных
звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по
твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных
и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики
звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий,
парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги.
Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного
русского литературного языка. Фонетический (звуковой) разбор слова. Фонетико-графический
(звуко-буквенный) разбор слова.
Графика.
Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков.
Использование на письме разделительных твёрдого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Установление
соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с
йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными, в словах с
разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками. Использование небуквенных графических
средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца. Знание алфавита: правильное название
букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями,
справочниками, каталогами.
Лексика.
Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых
требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью
толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и

переносном значении слова, об омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за использованием в
речи синонимов и антонимов, фразеологизмов. Работа со словарями учебника.
Состав слова (морфемика).
Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и
различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов,
однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно
выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и
неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование
однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология.
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена
собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы кто? и что?.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Наблюдение над
словами общего рода и их употреблением в речи. Формы числа имён существительных.
Изменение имён существительных по числам. Изменение существительных по падежам.
Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Морфологический разбор
имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Формы рода, числа и падежа имён
прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам, кроме имён
прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1,
2, 3-го лица единственного и множественного числа.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение
глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Формы времени глагола
(настоящее, прошедшее и будущее). Изменение глаголов по временам. Формы числа глаголов,
изменение глаголов по числам. Морфологический разбор глаголов.
Имя числительное. Общее представление о числительном. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов:
образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от
приставок. Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и
различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные
и

побудительные;

по

эмоциональной

окраске

(интонации):

восклицательные

и

невосклицательные. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого.
Различение главных и второстепенных членов предложения (без дифференциации на виды).
Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и

предложении.

Распространённые

и

нераспространённые

предложения.

Предложения

с

обращением. Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация.
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания
в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
• сочетания жи—ши , ча—ща, чу—щу в положении под ударением и без ударения;
• сочетания чк, чн, чт, щн;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
• соединительные гласные о и е в сложных словах;
• суффиксы имён существительных -ек и -ик;
• мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь);
• безударные родовые окончания имен прилагательных, глаголов в форме прошедшего
времени;
• не с глаголами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
•

запятая при обращении;

• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи.
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его
аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать,
закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в
ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность,
обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности
речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с
использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка
предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к данным текстам.
Создание

собственных

текстов

по

предложенным

планам.

Типы

текстов:

описание,

повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности,
правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах
синонимов и антонимов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без
заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами
сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения. Создание
собственных текстов по сюжетному рисунку, по репродукции картин художников (из
«картинной галереи» учебника), по предложенной теме, результатам наблюдений, на основе
творческого воображения и др.

Тематическое планирование
№
урок
а

1
2

3
4
5
6

7

8
9
10
11
12
13
14
15
16

17
18
19
20
21
22
23
24

Тема урока
ЧАСТЬ 1
НАША РЕЧЬ И НАШ ЯЗЫК (2 ч)
Знакомство с учебником «Русский язык» (3класс). Виды речи и их
назначение. Речь – отражение культуры человека.
Для чего нужен язык? Назначение языка и его выбор в соответствии с
целями и условиями общения.
ТЕКСТ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, СЛОВОСОЧЕТАНИЕ (14 ч)

Колво
часов

1
1

Текст как единица языка и речи. Типы текстов.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Работа с
текстом.
Предложение. Повторение и уточнение представлений о предложении
и диалоге. Знаки препинания в конце предложений
Виды предложений по цели высказывания: повествовательные,
вопросительные, побудительные. Знаки препинания в конце
предложений.
Виды предложений по цели высказывания. Коллективное
составление рассказа по репродукции картины К. Е. Маковского
«Дети, бегущие от грозы».
Виды предложений по интонации: восклицательные и
невосклицательные. Знаки препинания в конце предложений.
Обращение. Предложения с обращениями (общее представление).
Входной контрольный диктант с грамматическим заданием.
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Главные и
второстепенные члены предложения.
Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложения
по членам предложения.
Простое и сложное предложения (общее представление). Запятая
между частями сложного предложения.
Сложное предложение. Союзы а, и, но в сложном предложении.
Запятая между частями сложного предложения.
Словосочетание (общее представление).

1
1

Предложение и словосочетание. Коллективное составление рассказа
по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень».
СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (17 ч)
Слово и его лексическое значение. Повторение и уточнение
представлений о слове.
Распознавание лексических групп слов в речи: синонимы, антонимы,
слова в прямом и переносном значении.
Омонимы. Значение, использование омонимов в речи
Слово и словосочетание. Представление о словосочетании как
сложном названии предмета.
Фразеологизмы. Первоначальное представление об устойчивых
сочетаниях слов.
Подробное изложение с языковым анализом текста.
Части речи. Обобщение и уточнение представлений об изученных
частях речи.
Имя существительное. Местоимение. Предлоги с именами
существительными.

1

1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

Код

25
26
27

Имя прилагательное. Глагол.
Имя числительное (общее представление).
Однокоренные слова. Обобщение и уточнение представлений об
однокоренных (родственных) словах, о корне слова.
СЛОВО. СЛОГ. ЗВУКИ. БУКВЫ (6 ч)

1
1
1

28

Слово и слог. Гласные звуки и буквы для их обозначения.

1

29

Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с
буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч, чу—щу, ча—ща, жи—ши.
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным
звуком на конце слова и перед согласным в корне.
Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с
разделительным мягким знаком (ь). Проверяемая и непроверяемая
орфограмма в слове.
Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно
составленному плану.
Работа над ошибками, допущенными в изложении. Рекомендации к
осуществлению проектной деятельности «Рассказ о слове»
СОСТАВ СЛОВА (47 ч)
Корень слова. Однокоренные слова.
Правописание корня в однокоренных словах. Чередование гласных и
согласных звуков в корнях однокоренных слов.
Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах.
Формы слова. Окончание. Отличие однокоренных слов от форм
одного и того же слова.
Нулевое окончание. Алгоритм определения окончания в слове.
Слова, которые не имеют окончания.
Контрольный диктант (с грамматическим заданием)
Приставка как значимая часть слова.
Значение приставки в слове. Образование слов с помощью приставок.
Слова с двумя приставками. Употребление в речи слов с приставками

1

Суффикс как значимая часть слова. Алгоритм выделения в слове
суффикса.
Значение суффикса в слове. Образование слов с помощью суффиксов.
Употребление в речи слов с суффиксами. Сочинение по репродукции
картины А. А. Рылова «В голубом просторе».
Основа слова.
Обобщение знаний о составе слова. Разбор слова по составу.
Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи.
Подробное изложение повествовательного текста.
Работа над ошибками, допущенными в изложении. Проверочная
работа. Рекомендации к осуществлению проектной деятельности
«Семья слов».
ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТЕЙ СЛОВА (29 ч)

1

Общее представление о правописании слов с орфограммами в
значимых частях слов.
Правописание слов с безударными гласными в корне. Уточнение и
обобщение знаний о двух способах проверки слов с безударными
гласными в корне.
Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми
орфограммами на правило обозначения буквой безударного гласного
звука в корне слова. Правописание слов с двумя безударными

1

30
31

32
33

34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51

52
53

54

1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1

1

55
56
57

58

59

60

61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77

78
79

80

гласными в корне слова.
Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова.
Составление текста из деформированных предложений
Правописание слов с безударными гласными в корне. Слова с
буквосочетаниями -оло-, -оро-, -ере-. Работа с текстом.
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на
конце слов и перед согласным в корне. Уточнение и обобщение
знаний о двух способах проверки написания слов с парным по
глухости-звонкости согласным звуком в корне.
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на
конце слов и перед согласным в корне. Составление текста на основе
личных наблюдений или по рисунку.
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными и
безударными гласными в корне. Сопоставление правил правописания
безударных гласных в корне и парных по глухости-звонкости
согласных на конце слов и перед согласным в корне.
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на
конце слов и перед согласным в корне. Составление текста по
сюжетному рисунку.
Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.
Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.
Правописание слов, в которых нет непроизносимого согласного звука.
Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.
Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми
орфограммами в корне. Проверочный диктант.
Правописание слов с удвоенными согласными. Работа над ошибками,
допущенными в проверочном диктанте.
Правописание слов с удвоенными согласными.
Сочинение по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка».
Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы -ек, -ик в словах, их
правописание.
Правописание суффиксов в словах.
Правописание приставок в словах.
Правописание значимых частей слова.
Правописание приставок и предлогов
Правописание приставок и предлогов
Контрольный диктант (с грамматическим заданием)
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЁРДЫЙ ЗНАК (Ъ) (6 ч)
Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Место
и роль разделительного твердого знака в слове.
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).
Правописание слов с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь)
знаками. Перенос слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). Жанр
объявления.
Изложение повествовательного деформированного текста по плану.
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ) и другими
орфограммами. Работа над ошибками, допущенными в изложении.
Проверочный диктант.
Обобщение изученных правил письма. Рекомендации к
осуществлению проектной деятельности «Составляем
орфографический словарь».
ЧАСТЬ 2

1
1
1

1

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1

81
82
83
84
85
86
87

88

89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100

101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112

ЧАСТИ РЕЧИ (75 ч)
Части речи. Повторение и уточнение представлений об изученных
частях речи.
Части речи. Распознавание частей речи по изученным признакам.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (30 ч)
Имя существительное. Повторение и уточнение представлений об
имени существительном.
Значение и употребление имён существительных в речи. Начальная
форма имени существительного.
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Подробное изложение по самостоятельно составленному плану.
Собственные и нарицательные имена существительные.
Правописание имён собственных. Работа над ошибками,
допущенными в изложении.
Собственные и нарицательные имена существительные.
Рекомендации к осуществлению проектной деятельности «Тайна
имени».
Число имён существительных. Изменение имён существительных по
числам.
Имена существительные, имеющие форму одного числа.
Род имён существительных: мужской, женский, средний.
Определение рода имён существительных, употреблённых в
начальной и других формах.
Имена существительные общего рода. Род имён существительных
иноязычного происхождения.
Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных
женского рода.
Правописание имён существительных с шипящим звуком на конце
слова.
Подробное изложение повествовательного текста-образца.
Проверочный (объяснительный) диктант.
Склонение (изменение по падежам) имён существительных.
Склонение (изменение по падежам) имён существительных.
Склонение (изменение по падежам) имён существительных.
Неизменяемые имена существительные. Работа с репродукцией
картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».
Именительный падеж имён существительных.
Родительный падеж имён существительных.
Дательный падеж имён существительных.
Винительный падеж имён существительных.
Именительный, родительный, винительный падежи имён
существительных.
Творительный падеж имён существительных.
Предложный падеж имён существительных.
Подробное изложение текста повествовательного типа по
самостоятельно составленному плану.
Обобщение знаний об имени существительном.
Обобщение знаний об имени существительном. Морфологический
разбор имени существительного.
Работа по выполнению заданий рубрики «Проверь себя».
Проверочный диктант (с грамматическим заданием).
Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе и
диктанте. Работа с репродукцией картины К. Ф. Юона «Конец зимы.

1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

113
114

115
116
117

118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130

131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144

Полдень». Рекомендации осуществлению проектной деятельности
«Зимняя страничка».
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (18 ч)
Повторение и уточнение представлений об имени прилагательном.
Связь имени прилагательного с именем существительным. Сложные
имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цветов, их
правописание.
Текст-описание. Художественное и научное описание. Роль имён
прилагательных в тексте-описании.
Составление текста-описания в научном стиле.
Работа с репродукцией картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь».
Сравнение искусствоведческого текста И. Долгополова с
репродукцией картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь».
Изменение имён прилагательных по родам (в единственном числе).
Правописание родовых окончаний имён прилагательных.
Правописание родовых окончаний имён прилагательных
Число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по
числам.
Число и род имён прилагательных. Правописание окончаний имён
прилагательных в единственном и во множественном числе.
Число имён прилагательных. Сравнительное описание
Падеж имён прилагательных (общее представление).
Начальная форма имени прилагательного
Обобщение знаний об имени прилагательном. Морфологический
разбор имени прилагательного
Обобщение знаний об имени прилагательном и имени
существительном. Проверочная работа.
Контрольный диктант (с грамматическим заданием).
Составление сочинения-отзыва по репродукции картины В. А. Серова
«Девочка с персиками».
Работа над ошибками, допущенными в сочинении и в контрольном
диктанте. Рекомендации по осуществлению проектной деятельности
«Имена прилагательные в загадках».
МЕСТОИМЕНИЕ (4 ч)
Личные местоимения. Лицо и число личных местоимений.
Род местоимений 3-го лица единственного числа.
Употребление личных местоимений в речи.
Оценка достижений по теме «Личные местоимения». Жанр письма.
ГЛАГОЛ (21 ч)
Повторение и уточнение представлений о глаголе.
Значение и употребление глаголов в речи.
Значение и употребление глаголов в речи. Распознавание глаголов
среди однокоренных слов и форм слов.
Составление текста по сюжетным рисункам.
Неопределённая форма глагола. Общее представление о
неопределённой форме как начальной глагольной форме.
Неопределённая форма глагола.
Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов
по числам.
Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов
по числам.
Времена глаголов: настоящее, прошедшее и будущее
Времена глаголов.

1
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
154
155
156
157
158

159
160
161
162
163
164
165
166
167170

Изменение глаголов по временам
Время и число глаголов
Выборочное подробное изложение повествовательного текста по
опорным словам и самостоятельно составленному плану
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам (в единственном
числе).
Употребление глаголов в прошедшем времени в речи.
Правописание частицы не с глаголами.
Правописание частицы не с глаголами. Правописание глаголов с
изученными орфограммами. Произношение возвратных глаголов.
Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола.
Обобщение знаний о глаголе.
Проверочная работа.
Проверочная работа.
Контрольный диктант
ПОВТОРЕНИЕ (15 ч)
Части речи.
Подробное изложение повествовательного текста или составление
сочинения на тему «У Вечного огня».
Предложения по цели высказывания и по интонации. Имя
прилагательное. Правописание слов с изученными орфограммами в
корне, приставках, родовых окончаниях имён прилагательных.
Имя существительное. Имя числительное.
Правописание слов с изученными орфограммами. Письмо текста под
диктовку. Разбор предложения по членам предложения.
Правописание слов с изученными орфограммами. Письмо
поэтических строк под диктовку.
Однокоренные слова. Звуки речи и звуки природы. Правописание
имён собственных.
Подробное изложение по самостоятельно составленному плану.
Повторение изученного материала. Проверочная работа.
Итоговое повторение.
Наши проекты.
Резервные уроки

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».