Муниципальное общеобразовательное учреждение Ушмунская средняя общеобразовательная школа Утверждаю: Директор школы: ______/Попова А.Ю. Попова Алла Юрьевна я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью с. Ушмун 2022.09.26 14:39: 51+09'00' Рассмотрено МО учителей - предметников Протокол № ______________ от «___»__________2022 г. Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности Класс: 8-9 2022-2023 учебный год Разработал: учитель ОБЖ ПетроваН.М Ушмун 2022 год 1 Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г., №273 - ФЗ - Федеральный компонент государственного стандарта общего образования 2004г. - Письмо Минобрнауки Забайкальского края «О практике применения вопросов, связанных с движением библиотечного фонда учебников в общеобразовательных организациях» от 16.02.2016 г., №1052 с учётом: - Основной образовательной программы МОУ Ушмунской СОШ; - Авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для 7-9 классов под редакцией А.Т. Смирнова, Москва, Просвещение, 2012 г. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества, государства. Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения. Цель программы: Создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по ОБЖ. Рабочая программа призвана обеспечить достижение результатов освоения основной образовательной программы. Цели изучения основ безопасности жизнедеятельности в 7-9 классах: Безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и и социального характера. Понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности. Принятие учащимися ценностей гражданского общества, прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти. Антиэкстремистское мышление и антиреррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека. Отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков. Готовность и способность учащихся к нравственному совершенствованию. Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как: Формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Формирование индивидуальной системы здорового образа жизни. Выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению. • • • • Задачи курса. Формировать у учащихся основные понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека. Выработать у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих. Обеспечить приобретение учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом их возможностей. Формировать у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения. Отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе и наркотиков. Содержание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Модуль 1. «Основы безопасности личности, общества и государства». Раздел 1. «Основы комплексной безопасности». Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. Пожарная безопасность Безопасность на дорогах Безопасность в быту Безопасность на водоёмах Экология и безопасность. Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях. Подготовка к активному отдыху на природе Активный отдых на природе и безопасность Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде. Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. 2 ЧС природного характера ЧС техногенного характера Современный комплекс проблем безопасности социального характера. Раздел 2, Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций. Организация защиты населения РФ от ЧС. Правовые основы обеспечения защиты населения от ЧС мирного и военного времени. Организационные основы по обеспечению защиты населения от ЧС мирного и военного времени. Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени. Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации. Экстремизм и терроризм - чрезвычайные опасности для общества и государства. Основные причины возникновения терроризма и экстремизма. Противодействие терроризму в мировом сообществе. Нормативно-правовая база борьбы с экстремизмом и терроризмом в Российской Федерации. Положения Конституции РФ. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. Стратегия государственной антинаркотической политики РФ до 2020 г. Концепция противодействия терроризму в РФ. Содержание законов РФ о противодействии терроризму и экстремистской деятельности. Национальный антитеррористический комитет (НАК). Деятельность Федеральной службы контроля наркотиков России (ФСКН России) по остановке развития наркосистемы, изменению наркоситуации, ликвидации финансовой базы наркомафии. Профилактика наркозависимости. Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации. Роль правоохранительных органов и силовых структур в борьбе с терроризмом и проявлениями экстремизма. Контртеррористическая операция. Участие ВС РФ в борьбе с терроризмом. Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму. Роль нравственной позиции и выработка личных качеств в формировании антитеррористического поведения. Влияние уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности на формирование антитеррористического поведения. Профилактика террористической и экстремистской деятельности. Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и за участие в террористической и экстремистской деятельности. Уголовный кодекс РФ об ответственности за антиобщественное поведение, участие в террористической и экстремистской деятельности. Наказание за участие в террористической и экстремистской деятельности. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта. Взрывы в местах массового скопления людей. Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удержание в них заложников. Правила поведения при возможной опасности взрыва. Правила безопасного поведения, если взрыв произощёл. Меры безопасности в случае похищения или захвата самолёта. Правила поведения при перестрелке. Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Раздел 4. Основы здорового образа жизни. Здоровый образ жизни и его составляющие. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие здорового образа жизни. Факторы, разрушающие здоровье. Вредные привычки и их влияние на здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания). Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека. Инфекции, передаваемые половым путём, и их профилактика. Правовые аспекты взаимоотношения полов. Семья в современном обществе. Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи. Оказание первой помощи. Первая помощь и правила её оказания. Средства оказания первой помощи. Основные неинфекционные заболевания и их профилактика. Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания, их возбудители, пути передачи, меры профилактики. Первая помощь при неотложных состояниях. Правила оказания первой помощи при неотложных состояниях. Первая помощь при массовых поражениях. Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой помощи при массовых поражениях. 3 Календарно-тематическое планирование 7 класс Учебник С.Н.Вангородский, М.И.Кузнецов, В.Н.Латчук 2013г. Количество часов на учебный год 34 № урок а 1 Дата проведения Тема урока план 4 к-во часов 5 Раздел 1. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях природного характера. Глава 1: «Чрезвычайные ситуации природного характера». Глава 2: Землятресения. 1 5.09 Чрезвычайные ситуации природного характера 1 2 14.09 Происхождение и оценка землятресений. 1 3 21.09 Последствия землятресений. Меры по уменьшению потерь от землятресений. Правила безопасного поведения при землятресениях. 1 Глава 3: «Вулканы ». 4 28.09 Происхождения и виды вулканов 1 5 5.10 Последствия извержения вулканов 1 Глава 4: «Оползни, сели, обвалы, снежные лавины. 6 10.10 Оползни, сели. 1 7 19.10 Обвалы, снежные лавины. 1 8 26.10 Правила безопасного поведения при угрозе и сходе оползней, селей, обвалов и снежных лавин. Глава 5: «Ураганы, бури, смечи» 1 9 9.11 Происхождение и виды ураганов, бурь, смерчей. 1 10 16.11 Правила безопасного поведения при угрозе и во время ураганов, бурь и смерчей. 1 4 Глава 6: «Наводнения» Происхождение и виды наводнений . Последствия наводнений. Правила безопасного поведения при угрозе и во время наводнений. 1 Происхождение и классификация цунами. Последствия цунами. Прогнозирование цунами и меры по уменьшению 14 14.12 ущерба от них. Правила безопасного поведения при цунами. Контрольная работа по теме: «Наводнения и 15 21.12 цунами» Глава 8: «Лесные и торфяные пожары» 1 11 23.11 12 30.11 1 Глава 7: «Цунами» 13 16 7.12 28.12 1 1 Происхождение и классификация лесных и торфяных пожаров. 1 Последствия лесных и торфяных пожаров и способы их тушения. Правила безопасного поведения при нахождении в зоне лесного пожара и его тушении. Контрольная работа по теме: «Лесные и торфяные пожары» 1 3 четверть. 17 18.01 18 25.01 1 Глава 9: «Психологические основы выживания в чрезвычайных ситуациях природного характера» Человек и стихия 19 1.02 1 Характер и темперамент. 1 20 8.02 Психологические особенности поведения человека во время стихийного бедствия. Психологические особенности поведения 22 22.02 человека после стихийного бедствия. Контрольная работа по теме: «Психологические 23 1.03 основы выживания в чрезвычайных ситуациях природного характера» Раздел 2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи. Глава 1. Правила наложения повязок. 21 24 15.02 9.03 Повязки. Общая характеристика. 1 1 1 1 5 25 15.03 26 22.03 Отработка практических навыков наложения повязок на руку. Отработка практических навыков наложения повязок на ногу. 1 1 4 четверть. Контрольная работа по теме: Правила наложения повязок. Глава 2. Оказание помощи пострадавшим при переломах и их переноска. Правила оказания первой медицинской помощи 28 12.04 при переломах верхних и нижних конечностей. 27 5.04 1 1 29 19.04 Способы переноски пострадавших. 1 30 26.04 Контрольная работа по теме: Оказание первой помощи пострадавшим при переломах и их переноска. 1 Раздел 3. Основы здорового образа жизни. Глава 1. Режим учебы и отдыха подростка. 31 3.05 Режим – необходимое условие здорового образа жизни. 1 32 10.05 Умственная и физическая работоспособность. 1 33 17.05 Профилактика переутомления и содержание режима дня. 1 34 24.05 Итоговая контрольная работа. 1 Планируемые результаты обучения. 7кл Представлять: что такое опасность, опасная, экстремальная и чрезвычайная ситуации; понимать необходимость обеспечения личной и общественной безопасности, понимать ценность жизни человека. Существующую систему защиты населения от наводнений, от опасных метеорологических явлений; систему защиты от землетрясений. Профилактические мероприятия по предупреждению обвало, оползней, селей. Иметь представление о факторах, обеспечивающих сохранение личного здоровья. Понимать: что опасность, опасная, экстремальная и чрезвычайная ситуации; необходимость обеспечения личной и общественной безопасности, понимать ценность жизни человека. Опасность и разрушительную деятельность наводнений; цунами; землетрясений, опасных метеорологических явлений. Опасность и разрушительную деятельность природных пожаров. Опасность любого вида раны, перелома кости. Роль факторов, обеспечивающих сохранение личного здоровья. Знать: что такое опасность, опасная, экстремальная и чрезвычайная ситуации; потенциально опасные природные явления, приводящие к ЧС, и их классификация землетрясений. Причины возникновения наводнений, цунами, опасных метеорологических явлений; возникновения, землетрясений. Причины возникновения лесных и 6 торфяных пожаров. Профилактические мероприятия по предупреждению пожаров. Правила поведения при проявлении опасных природных явлений: снежная буря, гроза, гололед и гололедица и т.д. существующую закономерность проявления наводнений, опасных метеорологических явлений, землетрясений и опасных геологических явлений в разных природных зонах России. Правила дорожного движения. Правила и обязанности пешехода, пассажира. Знать, что такое рана, перелом кости. Знать элементарные гигиенические правила; правила поведения, позволяющие избежать перегрева и обморожения организма. Знать факторы, разрушающие здоровье. Уметь: анализировать и сопоставлять, делать выводы; выявлять причинно-следственные связки; принимать решения; применять знания, полученные на уроках географии. Уметь объяснять свои действия. Уметь накладывать элементарные бинтовые повязки, шину. Календарно-тематическое планирование ОБЖ 8 класс. Учебник С.Н.Вангородский. М.И Кузнецов. В.Н.Латчук.В.В.Марков. 2013г № Дата Тема урока К-во урок План Факт часов а 1 2 3 4 5 Раздел 1. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Глава 1: «Производственные аварии и катастрофы». 1 5.09 Чрезвычайные ситуации техногенного 1 характера и их классификация. 2 12.09 Опасности аварий и катастроф. Обеспечение 1 личной безопасности при техногенных авариях. Глава 2. «Взрывы и пожары» 3 20.09 Аварии на пожаро и взрывоопасных объектах. 1 Основные поражающие факторы пожаров и взрывов. 4 27.09 Правила безопасного поведения при пожарах и 1 взрывах. Пожары и паника. Глава 3. «Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ». 5 4.10 Виды аварий на химически опасных объектах. 1 Причины и последствия аварий на химически опасных объектах. 6 11.10 Защита населения от аварийно химически 1 опасных веществ. 7 18.10 Правила безопасного поведения при авариях с 1 выбросом аварийно химически опасных веществ. Глава 4. «Аварии с выбросом радиоактивных веществ» 8 25.10 Радиация вокруг нас. Виды аварий на 1 радиационно опасных объектах. Последствия радиационных аварий. 2 четверть. 7 Особенности радиоактивного (заражения) местности. Характер поражения людей и животных. Правила безопасного поведения при радиационных авариях. Защита населения при радиационных авариях. Глава 5. «Гидродинамические аварии». 10 15.11 Виды аварий на гидродинамически опасных объектах. Причины гидродинамических аварий и их последствия. Меры по уменьшению последствий аварий на гидродинамически опасных объектах. Правила безопасного поведения при гидродинамических авариях. Глава 6. «Нарушение экологического равновесия». 11 22.11 Состояние природной среды и жизнедеятельность человека 12 29.11 Изменение состава атмосферы (воздушной среды) 13 6.12 Изменение состава гидросферы (водной среды) 14 13.12 Изменение состояния суши (почвы). Показатели предельно допустимых воздействий на природу. 15 20.12 Контрольная работа по теме «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях техногенного характера» 16 27.12 Анализ контрольной работы. Повторение гл.45. 3 четверть. Раздел II. «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи» Глава 1. Первая медицинская помощь при поражении аварийно химически опасными веществами. 17 17.01 Воздействие химических веществ на человека. 18 24.01 Первая медицинская помощь при поражении аварийно химически опасными веществами удушающего действия. 19 31.01 Первая медицинская помощь при поражении аварийно химически опасными веществами общеядовитого действия. 20 7.02 Первая медицинская помощь при поражении аварийно химически опасными веществами удушающего и общеядовитого действия. 21 14.02 Первая медицинская помощь при отравлении аварийно химически опасными веществами нейротропного действия. 22 21.02 Первая медицинская помощь при поражении 9 7.11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 удушающими и нейротропными аварийно химически опасными веществами. 23 28.02 Первая медицинская помощь при поражении метаболическими ядами. 24 7.03 Первая медицинская помощь при отравлении соединениями тяжелых металлов и мышяка. 25 14.03 Первая медицинская помощь при ожогах химическими веществами. 26 21.03 Контрольная работа по теме: «Первая медицинская помощь при поражении аварийно химически опасными веществами» 4 четверть. Глава 2. Первая медицинская помощь при бытовых отравлениях. 27 4.04 Первая медицинская помощь при отравлении бытовыми химикатами. 28 11.04 Первая медицинская помощь при отравлении минеральными удобрениями. 29 18.04 Самостоятельная работа по теме: Первая медицинская помощь при бытовых отравлениях. Раздел 3: « Основы здорового образа жизни» Глава 1. Физическая культура и закаливание. 30 25.04 Занятия физкультурой и спортом. 31 10.05 Закаливание организма. 32 16.05 Правила использования факторов окружающей среды для закаливания организма. Глава 2. Основы репродуктивного здоровья подростков. 33 23.05 Влюбленность и эротика, половая система человека. 34 30.05 Итоговая контрольная работа. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Планируемые результаты обучения.8кл В результате обучения по представленной программе для 8 класса большинство учащихся будут: Представлять: что такое опасность, опасная, экстремальная и чрезвычайная ситуации. Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера. Существующую систему защиты населения от пожаров. Иметь представление о причинах возникновения аварий на химически опасных объектах, представлять их разрушительную силу. Порядок действий при организации первой помощи при отравлении химическими веществами и химическими ожогами. Иметь представление о потенциальной опасности искусственных и естественных гидросооружений. Возможные экстремальные ситуации аварийного характера в повседневной жизни. Понимать: что такое опасность, опасная, экстремальная и чрезвычайная ситуации. Необходимость обеспечения личной и общественной безопасности, понимать экологической культуры. Роль человеческого фактора в возникновении техногенных аварий. Биологическое действие радиации. Главные проблемы ядерной энергетики. Понимать роль человеческого фактора при авариях на гидросооружениях. Знать: что такое опасность, опасная, экстремальная и чрезвычайная ситуации. Потенциально опасные техногенные ситуации, приводящие к ЧС, и их классификацию. Знать роль гражданской обороны в случае ЧС. Причины возникновения техногенных аварий. Правила поведения при обнаружении подозрительного предмета. Причины возникновения пожаров, 9 представлять их разрушительную силу; роль человеческого фактора в возникновении пожаров, элементарные правила техники безопасности и меры по предупреждению пожара. Знать группу химически опасных веществ и их возникновения химически опасных веществ на человека и окружающую среду. Элементарные правила пользования химическими веществами в повседневной жизни. Элементарную технику безопасности при обращении с химически опасными веществами. Главные проблемы ядерной энергетики. Знать экологические аспекты вопросов захоронения ядерных отходов. Правила поведения и действия населения при радиационных авариях и радиоактивном загрязнении местности; меры защиты при радиационной аварии. Первичные и вторичные поражающие факторы техногенных аварий. Знать прикладную роль факторы техногенных аварий. Знать прикладную роль экологии; современные проблемы экологической безопасности. источники загрязнения атмосферы, пресных вод, почвы. Методы борьбы с загрязнением окружающей среды. Правила дорожного движения; правила поведения на транспорте. Возможные экстремальные ситуации аварийного характера в повседневной жизни. Уметь: выявлять причинно-следственные связи; решать поставленные задачи, работать с различными источниками информации,, анализировать и сопоставлять, делать выводы. Объяснять свои поступки и действия. Использовать полученные знания в повседневной жизни. Оказывать первую помощь при ожогах кислотой и щёлочью. Календарно-тематическое планирование 9 класс. № дата Тема урока К-во урок Факт план часов а . 1 2 3 4 5 Раздел 1. Безопасность и защита человека в чрезвычайных 7 ситуациях. Глава 1: «Организация единой государственной системы 2 предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». 1 5.09 Цели задачи и структура РСЧС. 1 2 6.09 Режимы функционирования, силы и средства 1 РСЧС. Глава 2: «Международное гуманитарное право. Защита жертв вооружённых конфликтов» 3ч 3 12.09 Определение международного гуманитарного 1 права и сфера его применения. 4 20.09 Правовая защита раненых, больных и 1 потерпевших кораблекрушение. Медицинский и духовный персонал. 5 27.09 Защита военнопленных. Гражданское население. 1 Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права. Глава 3: Безопасное поведение в криминогенных ситуациях 2 6 4.10 Защита от мошенников. О безопасности девушек. 1 7 11.10 Психологические основы самозащиты в 1 криминогенных ситуациях. Раздел : II «Основы медицинских знаний и охрана здоровья 10 детей» Глава 1: «Профилактика травм в старшем школьном возрасте». 2 8 18.10 Причины травматизма в старшем школьном 1 возрасте и пути их предотвращения. 9 25.10 Безопасное поведение дома, в школе, на занятиях 1 10 физкультурой и спортом, на улице. 2 четверть. Глава 2: «Первая медицинская помощь при травмах» 10 8.11 Профилактика осложнения ран. Асептика и антисептика. 11 15.11 Травмы головы, позвоночника и спины. Глава 3. «Экстренная реанимационная помощь». 12 22.11 Признаки жизни и смерти. 13 29.11 Прекардиальный удар в область грудины. 14 6.12 Непрямой массаж сердца. 15 13.12 Искусственная вентиляция лёгких. Остановка сердца и прекращение дыхания. 16 20.12 Контрольная работа по теме: «Экстренная реанимационная помощь» 17 27.12 Анализ контрольной работы. Повторение гл.3. 3 четверть. . Раздел: III «Основы здорового образа жизни». Глава 1. «Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни». 18 17.01 Здоровье человека. 19 24.01 Здоровый образ жизни- путь к достижению высокого уровня жизни. 20 31.01 Современные методы оздоровления. 21 8.02 Факторы риска во внешней среде и внутренней среде организма человека .Их влияние на здоровье человека. Глава 2: «Личная гигиена». 22 15.2 Гигиена кожи. 23 22.2 Гигиена питания. 24 1.03 Гигиена воды. 25 8.03 Гигиена одежды. 26 15.03 Гигиена жилища 27 22.03 Гигиена индивидуального строительства. 4 четверть. Глава 3. «Физиологические и психологические особенности организма подростка» 28 5.04 Физиологическое и психологическое развитие подростков. Суицид и подросток. 29 12.04 Психологическая уравновешенность в конфликтных ситуациях. Управление чувствами и эмоциями. 30 19.04 Глава 4. «Роль взаимоотношений подростков в формировании репродуктивной функции» Глава 5. « Факторы, разрушающие здоровье человека. 31 26.04 Употребление табака и его влияние на здоровье. 2 1 1 6 1 1 1 1 1 1 10 17 4 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 4 1 11 32 33 34 3.05 Алкоголь, его влияние на организм. 17.05 Наркомания и токсикомания. 24.05 Итоговая контрольная работа. 1 1 1 Планируемые результаты обучения.9кл В результате обучения по представленной программе для 9 класса большинство учащихся будут: Представлять: сущность организационной работы МЧС. Современные средства поражения, их поражающие факторы. Типы и принцип устройства защитных сооружений. Принцип организации и средства мониторинга. Сущность терроризма и его опасность. Существующие направления терроризма и экстремизма. Критерии оценки состояния здоровья. Пути формирования здорового образа жизни. Иметь представление о технике искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Понимать: влияние общей культуры на формирование человека как личности. Важность формирования культуры безопасности жизнедеятельности. Ценность жизни человека. Необходимость обеспечения личной и общественной безопасности. Задачи национальной обороны, государственной и общественной безопасности. Почему вопросы безопасности жизнедеятельности закреплены законодательно. Сущность терроризма и понимать его опасность. Опасность международного терроризма для национальной безопасности России. Понимать сущность определения понятия «здоровье». Необходимость сохранения здоровья. Зависимость физической культуры и состояния здоровья человека. Знать: главные положения национальной безопасности РФ. Понятие «национальные интересы». Стратегические цели обеспечении национальной безопасности государства. Принципы организации обороны РФ; порядок призыва на военную службу; главные положения ФЗ РФ «Об обороне»; порядок обязательной подготовки граждан к военной службе. Основные направления государственной политики в области ГО и защиты населения и территории от ЧС. ФЗ РФ, направленные на защиту населения и территорий от ЧС. Структуру и задачи РСЧС. Задачи ГО в мирное и военное время. Средства оповещения. ЧС природного и техногенного характера, их причины возникновения и последствия. Что такое мониторинг и мониторинг ЧС техногенного и природного характера. Как защитить себя при угрозе теракта. О вреде и последствиях курения, алкоголизма и наркомании. Правила поведения при угрозе и проявлении опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. Правила оказания первой помощи при ранах, кровотечении, переломах, ожогах. Уметь: работать с различными источниками информации. Анализировать и сопоставлять, делать выводы; принимать решения. Уметь моделировать процессы. Применять полученные знания и навыки на практике. Использовать знания, полученные на уроках биологии, географии, химии, физики. Иметь элементарные навыки в составлении и соблюдении оптимального рациона питания с учетом нагрузок и климатических условий. Составлять индивидуальную программу оздоровления. Оказывать первую помощь при ранах, кровотечении, переломах, ожогах. Оценка письменных контрольных работ. Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов. Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов. Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов. Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы. Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания. Оценка практических работ. Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности. Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета. Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки. Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно. Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил практическую работу. Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности. 12