Муниципальное общеобразовательное учреждение Ушмунская средняя общеобразовательная школа Попова Алла Юрьевна я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью с. Ушмун 2022.09.16 12:38: 18+09'00' Рассмотрено и одобрено МО учителей - предметников Протокол № _1_________ от «28» сентября 2022 г. Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности Класс: 10-11 2022-2023 учебный год Разработал: учитель ОБЖ Петрова Н.М 1 Пояснительная записка Программа разработана на основе: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г., №273 - ФЗ - Федеральный компонент государственного стандарта общего образования 2004г. - Письмо Минобрнауки Забайкальского края «О практике применения вопросов, связанных с движением библиотечного фонда учебников в общеобразовательных организациях» от 16.02.2016 г., №1052 с учётом: - Основной образовательной программы МОУ Ушмунской СОШ; Выпускник научится: • негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности; • характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу и национальной безопасности России; • анализировать основные положения нормативно-правовых актов РФ по противодействию терроризму и экстремизму и обосновывать необходимость комплекса мер, принимаемых в РФ по противодействию терроризму; • воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления; • обосновывать значение культуры безопасности жизнедеятельности в противодействии идеологии терроризма и экстремизма; • характеризовать основные меры уголовной ответственности за участие в террористической и экстремистской деятельности; • моделировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Основы здорового образа жизни Выпускник научится: • характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования; • анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья; • классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи и др.), и их возможные последствия; • систематизировать знания о репродуктивном здоровье как единой составляющей здоровья личности и общества; формировать личные качества, которыми должны обладать молодые люди, решившие вступить в брак; • анализировать основные демографические процессы в Российской Федерации; описывать и комментировать основы семейного законодательства в Российской Федерации; объяснить роль семьи в жизни личности и общества, значение семьи для обеспечения демографической безопасности государства. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи Выпускник научится: • характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья; • анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь; 2 • характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту; определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях; • анализировать причины массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и систему мер по защите населения в условиях чрезвычайных ситуаций и минимизации массовых поражений; выполнять в паре/втроём приёмы оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений. Содержание тем уроков ОБЖ (10 класс) Тема урока Кол-во часов № урока РАЗДЕЛ 1 Безопасность и защита человека в опасных чрезвычайных ситуациях (13 ч) Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения (6 ч) 1 Правила поведения в условиях вынужденного 1 автономного существования 2 Правила поведения в ситуациях криминогенного характера 1 3 4 Уголовная ответственность несовершеннолетних Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее структура и задачи Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны 1 1 Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени Организация индивидуальной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени Средства индивидуальной защиты Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности Основные инфекционные заболевания, их классификация Инфекционные заболевания, их классификация 1 Здоровый образ жизни. Факторы, влияющие на здоровье 1 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 22 23 Основные составляющие здорового образа жизни Биологические ритмы Влияние биологических ритмов на работоспособность человека Значение двигательной активности и закаливания организма для здоровья человека Вредные привычки, их влияние на здоровье Профилактика вредных привычек 24 25 История создания Вооруженных сил России Организационная структура Вооруженных сил России 1 1 26 Виды Вооруженных сил, рода войск. История их создания и предназначение Функции и основные задачи современных Вооруженных сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа Вооруженных сил Другие войска, их состав и предназначение 1 Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества 1 Памяти поколений – дни воинской славы России. 1 31 Дружба, войсковое товарищество основа боевой готовности частей и подразделений 1 32 Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы Ордена почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе Ритуалы Вооруженных сил РФ 1 18 19 20 21 27 28 29 30 33 34 1 1 1 1 1 1 1 4 № урока Тема урока кол-во часов Содержание тем уроков ОБЖ 11 класс (34 часа) 1 Правила личной гигиены и здоровья 1 2 1 3 4 Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов Болезни, передаваемые половым путем. Меры профилактики. СПИД. Профилактика СПИДа 5 Семья в современном обществе. Законодательство о семье 1 6 Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте Первая медицинская помощь при ранениях 1 8 9 Первая медицинская помощь при травмах Первая медицинская помощь при остановке сердца 1 1 10 11 12 13 14 15 16 Основные понятия о воинской обязанности Организация воинского учета и его предназначе-ние Перво-начальная постановка граждан на воинский учет Обязательная подготовка граждан к военной службе Правовые основы военной службы Общевоинские уставы Вооруженных сил – закон воинской жизни Военная присяга – клятва воина на верность Родине, России 1 1 1 1 1 1 1 17 18 19 20 Прохожде-ние военной службы по призыву Прохожде-ние военной службы по контракту Увольнение с военной службы и пребывание в запасе Воинские звания военнослужащих 1 1 1 1 21 22 1 1 26 Права и ответственность военнослужащих Военнослужащий – патриот, с честью и достоин-ством несущий звание защитника Отечества Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой Требования воинской деятель-ности, предъявля-емые к моральным индивидуально-психологи-ческим и профессиональным качествам гражданина Военнослужащий – подчиненный, строго соблюдающий Конституцию РФ Как стать офицером Российской армии 27 Международная( миротворческая ) деятельность ВС РФ 1 28 Ограничение средств и методов ведения военных действий в МГП 1 29 1 31 Международные отличительные знаки ,используемые во время военного конфликта. Психологические основы подготовки к военной службе. Призыв на военную службу как стрессовая ситуация. Психологические свойства в структуре личности. 32 О морально-этических качествах военнослужащих. 1 33 Самовоспитание и самосовершенствование личности. 1 1 1 1 7 23 24 25 30 1 1 1 1 1 1 5 34 Контрольная работа. 1 Система оценивания «Основы безопасности жизнедеятельности» учащимися 10 – 11 классов • • • Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая. Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности. Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки. • Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто. 6