Муниципальное общеобразовательное учреждение Ушмунская средняя общеобразовательная школа Согласовано « Утверждаю »_____________ 2021 Руководителем ШМО Директор школы ________ И.Н. Ермаков _______________Попова А.Ю. Рабочая программа курса внеурочной деятельности Попова Алла Юрьевна я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью с. Ушмун 2023.01.26 09:04: 38+09'00' «Финансовая грамотность» для учащихся 8-9 классов Составила: Макарова Галина Александровна Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для учащихся 8-9 классов Пояснительная записка Рабочая программа факультативного курса составлена на основе авторской программы «Финансовая грамотность» (Основы финансовой грамотности: учебная программа. — М.: Просвещение, 2016) в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: --- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», --Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации, --Проект Министерства финансов России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», Описание места учебного курса в учебном плане Рабочая программа предназначена для 8 класса, рассчитана на 34 часов (1 часа в неделю)и реализуется за счёт компонента образовательного учреждения в соответствии с Планом работы школы на 2021 – 2022 учебный год, 9 класса, рассчитана на 34 часов (1 часа в неделю) и реализуется за счёт компонента образовательного учреждения в соответствии с Планом работы школы на 2021 – 2022 учебный год. Рабочая программа предусматривает использование УМК, включающего: Основы финансовой грамотности: учебное пособие / В. В. Чумаченко, А. П. Горяев — М.: Просвещение, 2018./ Основы финансовой грамотности: методические рекомендации для учителя. / В. В. Чумаченко, А. П. Горяев — М.: Просвещение, 2018/ Основы финансовой грамотности: рабочая тетрадь. / В. В. Чумаченко, А. П. Горяев — М.: Просвещение, 2018./ Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы. Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия. Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системнодеятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки. Это определило цели данного курса: - формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения; - создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций; - формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости. Задачи: - освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами; - овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; - формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами; - формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики; - воспитывать ответственность за экономические решения. Срок реализации программы – 2года. Объем часов, отпущенных на занятия - 34 часов в год 1 часа неделю в 8 классе, 34 часа в год 1 часах в неделю в 9 классе. Формы реализации программы. Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса: Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, юридическая консультация, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы. Методы обучения. На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами экономики, истории, обществознания, географии, литературы, искусства. I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Планируемые результаты: Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: - осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства; - овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка; - развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; - участие в принятии решений о семейном бюджете. Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: Познавательные: - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью; - формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты); - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Регулятивные: - понимание цели своих действий; - планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; - проявление познавательной и творческой инициативы; - оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; - адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. Коммуникативные: - составление текстов в устной и письменной формах; - готовность слушать собеседника и вести диалог; - готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий; - определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: - понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи; - понимание и правильное использование экономических терминов; - освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов; - приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах; - развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; - развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. II. Содержание курса внеурочной деятельности 8 класс (34 часов) Раздел 1. Личное финансовое планирование(11 часов). Роль денег в нашей жизни. Принятие решений. Домашняя бухгалтерия. С деньгами на ты или зачем быть финансово грамотным?Азбука бизнеса. Раздел 2. Депозит (7 часа). Накопления и инфляция. Что такое депозит и какова его природа? Условия депозита. Управление рисками по депозиту. Раздел 2. Финансы и кредит (7 часов). Основные понятия кредитования.Виды кредитов. Основные характеристики кредита.Как выбрать наиболее выгодный кредит.Как уменьшить стоимость кредита.Типичные ошибки при использовании кредита.Что такое кредитная история заемщика?Потребительский кредит.Ипотека.Коллекторские агентства, их права и обязанности.Как защититься от кибермошенничества. Правила безопасности в киберпространстве.Практикум: кейс «Покупка машины» Раздел 3.Расчетно-кассовые операции (6часа). Банковская ячейка и банковский перевод. Банковские карты: риски и управление ими. Обобщение по изученному курсу (3 часа). 9 класс (34часов) Раздел 5. Страхование (4 часов) Страховые услуги, страховые риски, участники договора страхования. Виды страхования в России. Страховые компании. Как использовать страхование в повседневной жизни. Практикум: кейс «Страхование жизни». Раздел 6. Инвестиции (8 часов). Виды финансовых продуктов для различных финансовых целей. Фондовый рынок и его инструменты. Практикум: кейс «Куда вложить деньги». Раздел 7. Пенсии (4 часа). Пенсионная система РФ. Что такое накопительная и страховая пенсия? Негосударственные пенсионные фонды. Раздел 8. Налоги (8 часов). Для чего платят налоги. Как работает налоговая система в РФ. Виды налогов для физических лиц. Как использовать налоговые льготы и налоговые вычеты. Раздел 9. Финансовые махинации (6 часов). Основные признаки и виды финансовых пирамид. Махинации с кредитами. Практикум: кейс «Заманчивое предложение». Обобщение по изученному курсу.(4 час) Игра – тренинг «Не в деньгах счастье». III. Тематическое планирование 8 класс (34 часов) Раздел 1. 2. 3. 4. 12. Личное финансовое планирование. Депозит. Кредит Расчетно-кассовые операции Обобщение. Количество часов 11 7 7 7 3 Итого : 34 Тематическое планирование 9 класс (34 часов) Раздел 1. 2. 3. 4. 5. 6. Страхование. Инвестиции. Пенсии. Налоги. Финансовые махинации. Обобщение. Количество часов 4 8 4 8 6 4 Итого: 34 IV. Календарно – тематическое планирование. 8 класс. № Дата проведения занятия Дата проведения занятия по плану фактически Тема занятия Кол. Часов Раздел 1. Личное финансовое планирование. 1 2. 4 5 6 7 8 9 10 11 Знакомство с курсом «ОФГ» Роль денег в нашей жизни. Человеческий капитал и успех Принятие решения о личном финансировании Домашняя бухгалтерия. Активы и пассивы Домашняя бухгалтерия. Доходы и расходы Составление личного финансирования Творческая работа «Составление личного финансового плана» Деловая игра «Моя стратегия» Раздел 2. Депозит. Накопления и инфляция. Что такое депозит и какова его природа? Условия депозита. 1 1 2 1 1 1 2 2 2 2 1 примечание 12 Управление рисками по депозиту. 1 13 Повторение по изученному 1 14 15 16 Раздел 3. Финансы и кредит. Что такое кредит? Виды кредитов. Основные характеристики кредита. Как выбрать наиболее выгодный кредит. 1 2 1 17 Как уменьшить стоимость кредита. 1 18 Типичные ошибки при использовании кредита. 1 19 20 Повторительно – обобщающий урок по главе. Творческая работа «Кейс» Раздел 4.Расчетно-кассовые операции. 1 1 21 22 23 24 Хранение, обмен и перевод денег Различные виды платёжных средств Формы дистанционного банковского обслуживания Повторение и обобщение знаний по блоку «РКО» Раздел 5. Обобщение по изученному курсу 2 2 1 1 25 4 № Дата Дата проведения проведения занятия занятия по плану Календарно – тематическое планирование. 9 класс. Тема занятия Кол. часов фактически Раздел 5. Страхование. 26 27 Что такое страхование? Виды страхования 1 1 28 Как использовать страхование в повседневной жизни. 1 29 Практикум. Кейс «Страхование жизни». 1 Раздел 6. Инвестиции. 30 31 32 33. Что такое инвестиции? Как выбрать активы Как делать инвестиции Практикум. Кейс «Куда вложить деньги» 2 2 2 2 Раздел 7.Пенсии. 34 Пенсионная система РФ. 2 примечание 35. Как сформировать частную пенсию? Раздел 8. Налоги. 36 37. Зачем нужно платит налоги? Как работает налоговая система в РФ. 38. 39. Налог на доход физических лиц. Деловая игра «Знатоки налогов» Раздел 9. Финансовые махинации. 3 2 40 41. Махинации с банковскими картами Махинации с кредитами. 2 2 42 Махинации с инвестициями 1 43. Практикум. Кейс «Заманчивое предложение» 1 44 Обобщение по изученному курсу 4 2 3