Рабочая программа ОРКСЭ 4 класс_подписано

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ушмунская средняя общеобразовательная школа

«Согласовано»
Протокол №____ от __________20

«Утверждаю»
Директор А.Ю. Попова_____________

Руководитель ШМО_____

Приказ№___ от __________20

Попова Алла Юрьевна
я подтверждаю этот
документ своей
удостоверяющей
подписью
с. Ушмун
2022.09.29 12:52:
34+09'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
ДЛЯ 4 КЛАССА

Составила: Учитель начальных классов
Макарова Г.А.

Пояснительная записка
Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этике составлена на основе :
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273.
2. Примерной программы ООП НОО от 8 апреля 2015 года № 1/15 одобрена решением федерального учебно- методического объединения по
общему образованию.
3. Письма Министерства образования науки Забайкальского края от 16и февраля 2016 года № 1052 «О практике применения вопросов, связанных с
движением библиотечного фонда учебников в образовательных организациях».
4. Приказа Министерства образования науки Забайкальского края от 31 декабря 2015 года № 1577 « О внесении изменений во ФГОС от 17 декабря
2010 года № 1897».
С учётом:
- ООП образовательной программы МОУ Ушмунской СОШ;
- УМК :
Планируемые результаты
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
–

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной

действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
–

широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

–

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

–

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ

соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
–

способность к оценке своей учебной деятельности;

–

основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа,

гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
–

ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

–

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

–

развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и

сопереживание им;
–

установка на здоровый образ жизни;

–

основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам

природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
–

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:
–

внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости

учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
–

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

–

устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

–

адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

–

положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего

ученика»;
–

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

–

морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в

общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
–

установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;

–

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

–

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь

другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–

принимать и сохранять учебную задачу;

–

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

–

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

–

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

–

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

–

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям

данной задачи;
–

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

–

различать способ и результат действия;

–

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать

предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи,
собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
–

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

–

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

–

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

–

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

–

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне

произвольного внимания;
–

самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его

реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий,

справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
–
ИКТ;

осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов

–

использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для

решения задач;
–

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

–

строить сообщения в устной и письменной форме;

–

ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

–

основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных

видов (в первую очередь текстов);
–

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

–

осуществлять синтез как составление целого из частей;

–

проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

–

устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;

–

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

–

обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе

выделения сущностной связи;
–

осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

–

устанавливать аналогии;

–

владеть рядом общих приемов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:
–

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

–

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

–

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

–

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

–

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

–

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

–

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических

операций;

–

строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;

–

произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить

монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя
в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
–

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и

ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
–

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

–

формулировать собственное мнение и позицию;

–

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

–

строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

–

задавать вопросы;

–

контролировать действия партнера;

–

использовать речь для регуляции своего действия;

–

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание,

владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
–

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

–

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

–

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

–

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в

совместной деятельности;
–

продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

–

с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как

ориентир для построения действия;
–

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

–

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей

Содержание курса
Основы православной культуры
Россия – наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной
традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие
в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное
пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и ее ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Основы исламской культуры
Россия – наша Родина.
Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской
традиции. Во что верят правоверные мусульмане. Добро и зло в исламской традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему.
Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего
построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама.
Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Основы буддийской культуры
Россия – наша Родина.
Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды и бодхисаттвы. Семья в
буддийской культуре и ее ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские
святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской
культуре.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Основы иудейской культуры
Россия – наша Родина.

Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи
еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство. Суббота (Шабат) в
иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом.
Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в
иудейской традиции.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Основы мировых религиозных культур
Россия – наша Родина.
Культура и религия. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в
религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди
в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира.
Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы
общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Основы светской этики
Россия – наша Родина.
Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в
культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные
традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика
создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5.
6
7
8
9

Тема урока
Россия- наша Родина
Культура и религия
Человек и Бог в православии
Православная молитва
Библия и Евангелие
Проповедь Христа
Христос и его Крест
Пасха
Православное учение о человеке

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1

10
11
12
13
14
15
16
17
18.
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Совесть и раскаяние
Заповеди
Милосердие и сострадание
Золотое правило этики
Храм
Икона
Обобщающий урок
Презентация творческих проектов учащихся
Как христианство пришло на Русь
Подвиг
Заповеди блаженств
Зачем творить добро?
Чудо в жизни христианина
Православие о Божием суде
Таинство причастия
Монастырь
Отношение христианина к природе
Христианская семья
Защита Отечества
Христианин в труде
Любовь и уважение к Отечеству
Обобщающий урок
Работа над проектом
Защита проектных работ
Защита проектно- исследовательских работ

Тематика проверочных работ
№
1
2
3
4
5
6
7

Тема работы
Христос и его крест
Заповеди
Как я понимаю золотое правило этики?
Икона.
Христианство на Руси
Защитники Отечества
Православные традиции русской семьи

№ урока
7
11
13
15
19
11
19

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».