Муниципальное общеобразовательное учреждение Ушмунская средняя общеобразовательная школа «Согласовано» Протокол №____ от __________20 «Утверждаю» Директор А.Ю. Попова_____________ Руководитель ЦМО______И.Н. Ермакова. Приказ №___ от __________20 Попова Алла Юрьевна я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью с. Ушмун 2022.09.29 12:55: 33+09'00' Рабочая программа по ИЗО 4 класс программа составлена на основе авторской программы курса изобразительного искусства для учащихся общеобразовательных учреждений – автор И.Э. Кашекова на 2021- 2022 учебный год Программу разработала: Макарова Г.А. Пояснительная записка Данная рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса составлена на основе нормативно – правовой базы : 1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273; 2. Примерной программы ООП НОО от 8 апреля 2015 г. № 1/15 одобренной решением федерального учебнометодического объединения по начальному образованию; 3. Приказа Министерства образования науки от 31 декабря 2015 г. №1577 «О внесении изменений во ФГОС от 17 декабря 2010 № 1897»; 4. Письма Министерства образования науки Забайкальского края от 16 февраля 2016 №1052 «О практике применения вопросов, связанных с движением библиотечного фонда учебников в общеобразовательных организациях; 5. С учётом ООП НОО МОУ Ушмунской СОШ Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена на основе авторской программы по изобразительному искусству И.Э. Кашекова «Программа по учебным предметам. Изобразительное искусство 1-4 класс» -М., Академкнига/Учебник,2013. с. (Проект «Перспективная начальная школа») Актуальность предмета обусловлена принципиальным значением и интеграции школьного образования в современную культуру. Программа направлена на помощь ребенку при вхождении в современное информационное, социокультурное пространство, в котором сочетаются разнообразные явления массовой культуры, зачастую манипулирующие человеком, не осознающим силы и механизмов ее воздействия на его духовный мир. Приобщение современного человека к искусству, как вековому культурному опыту человечества, основанному на преемственности поколений, передававших своё восприятие мира, воплощённое в художественных образах, значимо для его эстетического и этического воспитания. Гуманистический и педагогический потенциал искусства использовался в традиционном и в официальном образовании во все времена. Искусство является одной из форм познания окружающего мира. Художественное познание, принципиально отличаясь от научного, дополняет и гармонизирует картину мира. Цель изучения предмета: Развитие личности учащихся средствами искусства, получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности: - воспитание визуальной культуры как части общей культуры современного человека, интереса к изобразительному искусству; - обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; - развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран. - развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру; навыков сотрудничества в художественной деятельности; - освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества; - овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных вида художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса. Общая логика учебно-методического комплекта выстраивается с учетом концептуальных идей системы «Перспективная начальная школа». Основные задачи: - учить детей элементарным основам реалистичного рисунка, формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, знакомить с особенностями работы в области декоративно- прикладного и народного искусства, лепки и аппликации; -развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимание прекрасного, воспитывать интерес и любовь к искусству. Общая характеристика учебного предмета «Изобразительное искусство» В основе методики преподавания курса лежит проблемно – поисковый подход, информационно-коммуникационная технология, обеспечивающие реализацию развивающих задач учебного предмета. Материал преподносится в занимательной форме, используются дидактические игры. Широко представлены упражнения комплексного характера, требующие применения знаний из различных разделов курса. Это стимулирует развитие познавательных способностей учащихся. Программа состоит из 21 раздела, последовательно раскрывающих взаимосвязи искусства и жизни, вводящих учащихся в проблемное поле искусства и обучающих основам языка художественной выразительности.В структурировании художественного материала нашел свое отражение концентрический принцип – опора на наиболее значимые явления культуры и произведения различных видов и жанров искусства, с которыми учащиеся встречались в дошкольном возрасте и обращаются на предметах гуманитарного цикла в начальной школе. Использование этого принципа даст возможность формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим и жизненным опытом школьников. Каждый раздел курса включает рекомендованные примерной программой блоки, отражающие деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство?», «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?», «Опыт художественно-творческой деятельности». Таким образом, в каждом разделе, каждой теме программы учитывается специфика искусства: содержание учебного материала, эмоционально-ценностная направленность тематики заданий, знакомство с языком художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладных искусств и дизайна, художественнотворческий опыт в разных видах и жанрах искусства, использование различных материалов и техник. Каждое задание одновременно раскрывает разные стороны искусства: типологическую, ценностно-ориентационную, языковую и деятельностную. Опыт освоения реального мира синхронизируется с опытом освоения искусства, итогом является осознание главных общечеловеческих ценностей как жизни, так и искусства. Семейные и школьные будни и праздники, общение и игры с друзьями, природа во всем многообразии ее проявлений –все это становится объектом внимания больших и маленьких художников, шаг за шагом осваивающих окружающий мир и явления в нем происходящие. Учащиеся начинают понимать, что для создания художественного образа необходимо владеть языком (азбукой) искусства, который по ассоциации с родным языком, позволяет передавать информацию. Сделать эту информацию выразительной и эмоциональной помогут общие средства художественной выразительности изобразительных искусств – композиция , ритм, пропорции, фактура, симметрия-асимметрия. Они определяют выразительность и саму сущность художественного образа в любом произведении искусства. Следующая задача обучения изобразительному искусству – научить ребенка интерпретировать художественные образы народных культур на основе постижения их многозначности и возможностей трансформации, как 6 на уровне устной оценки, так и в продуктивной творческой деятельности реализуется как доминирующая в содержании учебного материала 3 и 4классов. Из привычного реального мира вещей, людей и событий третьеклассник входит в фантастический мир сказочных образов. Опыт общения со сказкой ребенок уже имеет, но только теперь он узнает: что образы мифов и сказок не просто детские забавы, а основа всей культуры –они учат человека жить и побеждать неприятности. Древние представления живут в сознании современного человека, в произведениях разных видов искусства (изобразительное искусство, литература, музыка, декоративно-прикладное, архитектура, танец).Знакомство с ними поможет ученику понять любое произведение искусства прошлого и современности. Ребенок осмысляет изображение сказки, сказочных образов: героев и антигероев, фантастических сказочных существ и реальных людей, животных и птиц, природных стихий и элементов природы, выраженных языком пластических искусств – живописи и графики, скульптуры и архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна. Различные виды изображений: скульптурные, живописные и графические (идеограммы, пиктограммы); абстрактные, геометрические и фигуративные представляли знаковые и символические коды, использующиеся древними людьми для осуществления обрядов, сохранения и передачи информации. С помощью изображения человек научился останавливать время. В предыдущих классах дети косвенно прикоснулись к таким значимым первообразам культуры как Солнце, Древо, Птица, Конь, к символике цвета и линии. Теперь они знакомятся с другими важными образами народной культуры, вошедшими в архетипические универсалии и символического языка человечества. Ребенок впервые целостно постигает традиции народной культуры: оформление жилища и его связь с природой, образ города и деревни в жизни и в искусстве, образы человека в народной одежде; осваивает семантику традиционных образов (птицы, коня, дороги, дерева, леса, реки, добрых и злых сил природы и т.д.), прикасаясь к их извечному, философскому смыслу. В продолжение освоения символики образов искусства учащиеся знакомятся с символикой стихий: земли, огня, воды и воздуха в литературе, музыке, изобразительном искусстве разных народов. Одновременно идет знакомство со знаковыми мифологическими образами искусства, связанными с этими стихиями, а также с современными праздниками, использующими традиционные ритуалы. Важными для понимания представлений и верований людей представляется символическое значение предметов и их отражение в искусстве. Художественные образы мирового искусства предстают на примере искусства античной Греции, средневековой Европы и нескольких регионов Востока (Арабского мира, Индии и Китая). Рассматриваются архитектура и природа, определяющая характер построек; образы человека и его одежда, а также наиболее значимые для каждой культуры образы и традиции. Благодаря их естественному разнообразию на примере разных культур учащиеся знакомятся с изобразительной культурой театра (маски, театральный костюм, декорации), архитектурой и скульптурой, декоративно-прикладным искусством (герб, витраж, художественные росписи, предметы быта – часы, зеркало, лампа, восточные амулеты и т.п.). Поскольку именно на основе этих межнациональных, межэтнических образов-представлений формировалось искусство, ими оно питалось на протяжении тысячелетий, знание его основ поможет ребенку войти в мир художественных образов и свободно их интерпретировать в искусстве любого народа, любой эпохи. Описание места учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане Согласно ФГОС, предмет «Изобразительное искусство» располагается в учебном плане в предметной области «Искусство». Изучается в 1-4 классах в объеме 135 часов, занятия (уроки) проводятся 1 раз в неделю. Программа для 1 класса рассчитана на 1 час в неделю (33 часа в год), для 2-4 классов по 34 часа в год (1 раз в неделю). Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностные Ученик научится: • в ценностно-ориентационной сфере: эмоционально-ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства; приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества; воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства; • в трудовой сфере: овладение основами культуры практической работы различными материалами и инструментами для эстетической организации и оформлении бытовой и производственной среды; • в познавательной сфере: развитие способности ориентироваться в мире народной художественной культуры; овладение элементарными средствами художественного изображения, для развития наблюдательности реального мира, способности к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки. Ученик получит возможность научиться: • -использовать знания в повседневной жизни; • -устанавливать, какие из предложенных задач могут быть им успешно решены; • -проявлять интерес к художественным музеям, выставкам. Регулятивные УУД: Ученик научится: • -в ценностно-ориентационной сфере: формирование активного отношения к традициям культуры как эстетической и личностно-значимой ценности; воспитание уважения к истории культуры своего Отечества и к культуре других народов, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека; умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другому восприятию мира; • - в трудовой сфере: обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельной продуктивной художественной деятельности; умение подходить эстетически к любому виду деятельности; готовность к осознанному выбору. • -в познавательной сфере: развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека; формирование способности к целостному художественному восприятию мира; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти; получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации. Ученик получит возможность научаться: • -анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; • -видеть прекрасное вокруг нас; • -осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; • -учитывать разные мнения и интересы. Предметные (к концу 4 класса) Ученик научится: • высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства; • знать виды художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства); • знать основные виды и жанры пространственно-визуальных искусств; • понимать образную природу искусства; • применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческих работ; • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона; • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны; • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций; • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры Ученик получит возможность научиться: • понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, как своего региона, так и страны, уважать их; • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории; • умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества; • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов; • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека. • воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности. • научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач. • • • • • • • • Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» • 4 класс (34 часа) Раздел «Художественный мир, сотворенный по законам сказки» (2 часа) Сказочные сюжеты в произведениях русских художников. Виды искусства и их отражение в различных формах художественно-творческого освоения мира. Общее и особенное в сказочных сюжетах и событиях реальной жизни, воспроизведенных художниками (на примере картин Б. Неменского «Тишина», М. Шагала «Купание ребенка», Т. Яблонской «Хлеб», В. Васнецова «После побоища», В. Перова «Тройка»). Построение любого произведения искусства на конфликте двух противоположностей. Примерные темы: «Сказочные сюжеты», «Раскрытие образа героя с помощью окружающей среды». Ученик научится: Ученик получит возможность научиться: Раздел «Образы стихий» (7 часов) Раздел «Художественные образы мирового искусства. Героические образы Древней Греции» (3 часа) Раздел «Одухотворённые образы Средневековья» (8 часов) Раздел «Сказочные образы Востока» (6 часов) Раздел «Яркие образы Индии» (4 часа) Раздел «Добрые образы Китая» (4 часа) Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» №п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Кол-во часов Тема учебного занятия Раздел «Художественный мир, сотворенный по законам сказки» Сказочные сюжеты Раскрытие образа героя с помощью окружающей среды Раздел «Образы стихий» (7 часов) Ожившие стихии Образ Земли в искусстве Ключ Земли – сказы Бажова Образ Воздуха в искусстве Образ огня в искусстве Образ воды в искусстве Образ воды в искусстве (2 часа) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10. Раздел «Художественные образы мирового искусства. Героические образы Древней Греции» (3 часа) Культура Древней Греции Театр в Древней Греции Образ человека Древней Греции 11. 12. 13. Раздел «Одухотворённые образы Средневековья» (8 часов) Идеалы средневековья Образы мифологических персонажей в искусстве Средних веков 14. Образ человека в искусстве Средних веков Знаки и символы времени Родовой герб над входом в замок Символика цвета Образы сказочных персонажей. Спящая красавица. Таинственный замок Образ времени в сказках 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. Раздел «Сказочные образы Востока» (6 часов) Чудесный мир сказок народов Востока Образы архитектуры Художественное оформление волшебных предметов Художественное оформление волшебных предметов Мужской образ Женский образ 22. 23. 24. 25. 26. 27. Раздел «Яркие образы Индии» Образы архитектуры Индии Ступа – символ природы и ума Слон – символ мудрости, величия, непобедимой мощи Образ человека в искусстве Индии 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 34 Раздел «Добрые образы Китая» Образы архитектуры Китая Искусство выбирать главное Дракон – символ добра и защиты Образ человека в искусстве Китая Образ человека в искусстве Китая (4 часа) (4 часа) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1