Рабочая программа по технологии 4 класс_подписано

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ушмунская средняя общеобразовательная школа
«Согласовано»
Протокол №____ от __________20

«Утверждаю»
Директор А.Ю. Попова_____________

Руководитель ШМО_____

Приказ №___ от __________20

Попова Алла Юрьевна
я подтверждаю этот
документ своей
удостоверяющей
подписью
с. Ушмун
2022.09.29 12:50:
55+09'00'

Рабочая программа
по технологии
УМК «Перспективная начальная школа»
2022 уч.г

Составила: Учитель начальных классов
Макарова Г.А.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными
положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, примерными программами начального общего образования,
Основной образовательной программы МОУ Ушмунская СОШ
и ориентирована на
работу по учебно-методическому комплекту:
1.Рагозина Т.М., Гринева А.А., Кузнецова И.А. Технология. 4 класс. Учебник. – М.:
Академкнига/Учебник, 2017.2.Рагозина Т.М. Технология. 4 класс: методическое пособие.
– М.: Академкнига / Учебник
Учебный предмет «Технология» является составной частью развивающей личностноориентированной системы «Перспективная начальная школа». В соответствии с
концептуальными положениями системы учебный курс учитывает опыт ребенка и тот
образ мира, который определяется его природно-предметной средой.
Целью обучения и значение предмета выходят далеко за рамки освоения
учащимися конкретных технологических операций.
Предмет «Технология» решает значимые задачи проектирования УУД в 4 классе.
Элементы учебной деятельности (целеполагание, планирование, ориентировка в задании,
преобразование, прогнозирование, умение предлагать способы решения, изделия)
предстают в наглядном виде и повышают эффективность процесса обучения.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение
следующих задач:
•
стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру
профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других
государств; формирование картины материальной и духовной культуры как продукта
творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
•
формирование
мотивации
успеха
и
достижений,
творческой
самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно-конструкторской
деятельности;
•
формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и
умений;
•
развитие знаково-символического и пространственного мышления,
творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
•
формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной
обработки предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание,
планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных
задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях
выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
•
овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования и
хранения информации с использованием компьютера; поиска (проверки) необходимой
информации в словарях, каталоге библиотеки.
Основные виды учебной деятельности обучающихся: простейшие наблюдения и
исследования свойств материалов, приемов их обработки; анализ конструкций, условий и
способов их создания; моделирование, конструирование из различных материалов;
решение доступных конструктивно-технологических и творческо-художественных задач,
простейшее проектирование, практика работы на компьютер.
В содержании обучения большое значение имеют социально-нравственные
аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых
изделий.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение технологии в 4 классе отводится 34 учебных часа в год, один час в
неделю. Из них на проведение: проектов - 2
ЦЕЛЕВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Настоящая рабочая программа учитывает особенности четвертых классов.
Большинство учащихся способны справиться с большинством заданий
самостоятельно, либо с помощью взрослого. Учащиеся класса будут осваивать материал
каждый на своем уровне и в своем темпе.
Программа предполагает обучение младших школьников умению организовать
работу по самообразованию с использованием программных средств. В частности, дети
учатся работать с тренажерами.
Для успешной реализации программного материала следует проводить
эвристические беседы в сочетании с поисковой исследовательской деятельностью детей.
Компьютерные технологии не только помогают организовать учебный процесс с
использованием игровых методов, но и получить более сильную обратную связь. Средства
мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими
средствами обучения, реализацию принципа наглядности, в большей степени
способствуют укреплению знаний и на практических занятиях – умений. Кроме того,
средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых
форм урока, активного диалога “ученик-компьютер”. Разнообразие занимательных форм
обучения на уроках (игры-упражнения, состязания, конкурсы, живое, образное описание
событий, эпизода, игры-путешествия, шарады, загадки и т.д.) создаёт положительный
эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые
считаются трудными и даже непреодолимыми.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая
способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная
деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания,
создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки,
навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать
друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать
нужную информацию.
Для усвоения программы всеми учениками планируется больше индивидуальных
заданий (упражнений), упражнения для развития речи. На уроках будут использоваться
задания (упражнения) для развития и коррекции:
• Движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и
пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.
• Различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические
связи между предметами, явлениями и событиями).
• Основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать,
анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение
работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать
деятельность.
• Нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие
инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения
преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения;
формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной
самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание
правильного отношения к критике.

Речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной
и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи;
развитие лексико-грамматических средств языка.
• Представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
•
Индивидуальных пробелов в знаниях.
Программа
предусматривает
проведение
следующих
видов
уроков:
комбинированный урок, экскурсия, урок – выставка, урок – игра, урок – проект.
Используется коллективная, индивидуальная, групповая работа, работа в парах. Особое
место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и
самопроверки.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ,
ДОСТИГАЕМЫЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ
ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В 4 КЛАССЕ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами изучения технологии в начальной школе являются
воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуальноличностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему
норми правил межличностного общения, обеспечивающую успешностьс овместной
деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты изучения технологии в начальной школе
проявляются в освоении учащимися универсальных способов деятельности, применяемых
как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметными результатами изучения технологии в начальнойшколе являются
доступные по возрасту начальные сведения отехнике, технологиях и технологической
стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметнопреобразовательской деятельности, знания о различных профессиях, элементарный опыт
творческой и проектной деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Выпускник научится:
•
составлять сообщения о современных профессиях (в т м числе профессиях
своих родителей), связанных с автоматизированным трудом (с учетом региональных
особенностей), и описывать их особенности;
•
организовывать рабочее место в зависимости от вида работы, распределять
рабочее время;
•
отбирать и анализировать информацию из учебника и других дидактических
материалов, использовать ее в организации работы;
•
осуществлять контроль и корректировку хода работы;
•
выполнять социальные роли (председатель заседания школьного клуба,
консультант, экспериментатор и т. д.);
•
выполнять доступные действия по самообслуживанию (декоративное
оформление культурно-бытовой среды, ремонт одежды и книг);
•
отбирать предложенные материалы для изделий по декоративнохудожественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
•
применять приемы рациональной и безопасной работы с ручными
инструментами: чертежными (циркуль), режущими (ножницы, макетный нож);
•
размечать бумагу и картон циркулем;
•
отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов
оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки;
•
изготавливать объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам;
•

анализировать конструкцию изделия: определять взаимное расположение
деталей, виды их соединений;
•
рассказывать о назначении инструментальных программ, называемых
текстовыми редакторами;
•
использовать правила оформления текста (заголовок, абзац, отступ «красная
строка»); знать цели работы с принтером как с техническим устройством;
•
работать с текстом и изображением, представленными в компьютере;
•
использовать возможности оформления текста рисунками, таблицами,
схемами;
•
использовать возможности поиска информации с помощью программных
средств;
•
соблюдать безопасные приемы труда при работе на компьютере;
•
включать и выключать дополнительные устройства (принтер, сканер),
подключаемые к компьютеру;
•
использовать элементарные приемы клавиатурного письма;
•
использовать элементарные приемы работы с документом с помощью
простейшего текстового редактора (сохранять и открывать документ, выводить документ
на печать);
•
осуществлять поиск, преобразование, хранение и применение информации
(в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач;
•
решать учебные и практические задачи с использованием компьютерных
программ;
•
подключать к компьютеру дополнительные устройства;
•
осуществлять поиск информации в электронных изданиях: словарях,
справочниках, энциклопедиях;
•
соблюдать правила личной гигиены и использования безопасных приемов
работы со средствами информационных и коммуникационных технологий.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать особенность проектной деятельности и осуществлять ее, разрабатывать
замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать
готовый продукт;
• Технология, 4 класс. Методическое пособие отбирать и выстраивать оптимальную
технологическую последовательность реализации собственного или предложенного
учителем замысла;
• прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать
художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративнохудожественной задачей;
• осуществлять ввод информации в компьютер с клавиатуры.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда,
самообслуживания
Разнообразие
предметов
рукотворного
мира
из
пластмасс,
металлов.
Распространенные виды профессий, связанных с автоматизированным трудом (с учетом
региональных особенностей).
Распределение рабочего времени, отбор и анализ информации из учебника и других
дидактических материалов, ее использование в организации работы, контроль и
корректировка хода работы, выполнение социальных ролей (руководитель и
подчиненный).
Коллективное проектирование изделий. Создание замысла, его детализация и
воплощение. Результат проектной деятельности - «Макет села Мирного».
•

Самообслуживание: декоративное оформление культурнобытовой среды, выполнение
ремонта книг и одежды — пришивание заплатки., выполнение ремонта книг,
декоративное оформление культурно-бытовой среды.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Пластические материалы. Пластическая масса из соленого теста, способы ее
изготовления и подготовка к работе.
Приемы работы с пластическими материалами: раскатывание пластины скалкой,
вырезание формы, создание фактурной поверхности стекой, выбирание пластической
массы внутри заготовки, выравнивание края, продавливание пластической массы через
чесночницу для получения тонких жгутиков.
Практические работы: лепка декоративных рельефов, фигурок.
Бумага и картон. Виды бумаги, используемые на уроках и их свойства:
крепированная (цветная, тонкая, мягкая, рыхлая, эластичная), бархатная (цветная,
шероховатая, матовая, толстая, плотная, жесткая, двухслойная). Выбор бумаги и картона
для изделий по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам в
соответствии с поставленной задачей.
Назначение линий чертежа: разрыва, осевой, центровой.
Инструменты для обработки бумаги и картона: циркуль. Приемы безопасного
использования циркуля.
Приемы работы с бумагой и картоном: разметка циркулем, вырезание ножницами и
макетным ножом по внутреннему контуру, соединение в щелевой замок, изгибание,
скручивание.
Практические работы: изготовление головоломок, игрушек, ремонт книг, новогодних
украшений, масок, декоративных панно, подарочных открыток по рисунку, простейшему
чертежу, эскизу, схеме.
Текстильные материалы. Направление нитей тканей: долевое и поперечное.
Сопоставление тканей по переплетению нитей.
Приемы работы с текстильными материалами: сметывание текстильных деталей швом
«вперед иголку», сшивание деталей швом «ручная строчка», «потайным», обработка края
ткани петельным швом, вышивка простым крестом, оформление лоскутками,
аппликацией, пришивание заплатки.
Практические работы: изготовление олимпийского символа из ниток, футляров,
вышитых закладок, лент, мини-панно.
Металлы. Практическое применение фольги и проволоки в жизни. Выбор проволоки
для изделия с учетом ее свойств: упругости, гибкости, толщины. Металлы, используемые
в виде вторичного сырья: жестяные баночки.
Инструменты для обработки фольги: ножницы, пустой стержень от шариковой ручки,
кисточка с тонкой ручкой.
Приемы работы с металлами: разметка по шаблону, разрезание ножницами, тиснение
фольги, скручивание проволоки спиралью, оклеивание жестяной баночки шпагатом.
Практические работы: изготовление вазы для осеннего букета, спортивных значков из
фольги, каркасных моделей из проволоки.
Пластмассы. Практическое применение пластмасс в жизни. Пластмассы,
используемые в виде вторичного сырья: пластиковые емкости, упаковочная тара из
пенопласта. Наблюдения и опыты за технологическими свойствами пенопласта.
Инструменты и приспособления для обработки пенопласта: ножницы, нож макетный,
шило, кисть для клея и окрашивания, дощечка для выполнения работ с макетным ножом.
Приемы безопасного использования макетного ножа.
Приемы работы с пенопластом: разметка на глаз и по шаблону, резание ножницами и
макетным ножом, склеивание деталей за всю поверхность, тиснение, шлифование
наждачной бумагой, оформление аппликацией, окрашивание.

Практические работы: изготовление подставок из пластиковых емкостей, новогодних
подвесок и игрушек-сувениров из пенопласта.
3. Конструирование и моделирование
Общее представление о конструкции транспортирующих устройств. Конструирование
и моделирование несложных технических объектов из деталей металлического
конструктора по техническим условиям.
Практические работы: создание моделей транспортирующих устройств.
4. Практика работы на компьютере (10ч)[1]
Компьютер. Основы работы на компьютере (4 ч)
Повторение. Организация рабочего места. Подключение к компьютеру
дополнительных устройств для работы с текстом (принтер, сканер).
Технология работы с инструментальными программами (6 ч)
Инструментальные программы для работы с текстом (текстовые редакторы).
Организация работы на компьютере с соблюдением санитарно-гигиенических норм.
Освоение клавиатуры компьютера.
Клавиатурный тренажер. Работа с клавиатурным тренажером.
Знакомство с правилами клавиатурного письма (ввод букв и цифр, заглавной буквы,
точки, запятой, интервала между словами, переход на новую строку, отступ, удаление
символов). Ввод в компьютер простого текста с клавиатуры.
Оформление текста. Рисунок в тексте. Таблица в тексте. Схема в тексте.
Использование текстового редактора для творческой работы учащихся.
Приемы работы с документом. Сохранение документа на жестком диске. Открытие
документа. Вывод документа на печать.
Демонстрация возможности ввода текста документа со сканера. Первоначальное
представление о поиске информации на основе использования программных средств.
Примеры использования программных средств для поиска информации (по
ключевомуслову,
каталогам).
Работа
с
простейшими
аналогами
электронныхсправочников.
№
Раздел
Кол-во
п/п
часов
1.
Бумага и картон
14
2.
Текстильные материалы
10
3.
Металлы
2
4.
Утилизированные материалы
7
5.
Конструирование и моделирование
1
Всего
34
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
4.1
4.2
4.3
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
2.1
3.1
3.2

Кол-во
часов

Тема урока

Ваза для осеннего букета
Ваза для осеннего букета
Подставка из пластиковых емкостей
Головоломка
Головоломка
Игрушка-перевертыш
Игрушка-перевертыш
Ремонт книг
Олимпийский символ из пяти цветных колец
Спортивный значок
Каркасные модели из проволоки

22

4.4
1.6
1.7
1.8
4.4
4.5
1.9
2.2
2.3
2.4
1.10

Лепка декоративного рельефа
Игрушки - гармошки
Бусы из бумаги в технике оригами
Новогодние фонарики
Игрушки из пенопласта
Игрушки из пенопласта
Маски из бумаги
Футляр из ткани
Футляр из ткани
Футляр из ткани
Игрушки из бумаги

1.11

Игрушки из бумаги

2.5
2.6

Оформление изделий вышивкой простым крестом
Оформление изделий вышивкой простым крестом

4.6

Декоративное панно

4.7

Декоративное панно

Подарочная открытка
Подарочная открытка
Ремонт одежды
Сборка моделей транспортирующих устройств
Фигурки из глины или пластиковой массы
Проект коллективного создания макета села Мирного
Проект коллективного создания макета села Мирного
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Рагозина
Т.М.,
Гринева
А.А.
Технология.
4
класс:
Учебник.
—
М.: Академкнига/Учебник.
- Рагозина Т.М. Технология. 4 класс: Методическое пособие для учителя. — М.:
Академкнига/Учебник.
- Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
- Ковалько В.И. Школа физминуток (1 – 4 классы). – М.: ВАКО, 2005.
- Максимова Т.Н. Интеллектуальный марафон: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2009.
- Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя/ И.В.
Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.:
Просвещение. 2003.
- Узорова О.В., Нефедова О.В. Игры с пальчиками. – М.: ООО «Издательство Астрель»:
ООО «Издательство АСТ», 2003.
2. Информационно-коммуникационные средства
•
Тренажер «По страницам ручного творчества»
•
Игра – тренажер «Задания умельца Менни»
3.Технические средства обучения (ТСО)
• Компьютер

1.12
1.13
2.7
5.1
4.8
5.2
5.3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».