Муниципальное общеобразовательное учреждение Ушмунская средняя общеобразовательная школа «Согласовано» Протокол №____ от __________20 Руководитель ЦМО______И.Н. Ермакова. «Утверждаю» Директор А.Ю. Попова_____________ Приказ№___ от __________20 Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе составлена на основе авторской программы курса окружающего мира для учащихся общеобразовательных учреждений – авторы О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, Л.Г. Кудрова Попова Алла Юрьевна я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью с. Ушмун 2022.09.29 12:56:50+09'00' Составила: Учитель начальных классов Макарова Г.А. Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе авторской программы по предмету «Окружающий мир» О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой (Программы по учебным предметам, ч.2, М., Академкнига, 2012). Рабочая программа ориентирована на использование учебника О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, С.А. Трафимова, Л.А. Царевой Окружающий мир 4кл. в 2-х частях, М.: Академкнига/Учебник, 2012. Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекта обусловлен тем, что программа по окружающему миру разработана в соответствии с требованиями стандарта второго поколения. А так же с учетом основной идеи УМК «Перспективная начальная школа» – оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей в условиях специально организованной деятельности, отражая единство и целостность научной картины мира и образовательного процесса. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета В результате изучения раздела «Человек и природа» выпускник начальной школы научится: • находить на карте природные зоны России, свой регион, главный город своего региона; • читать условные обозначения карт (условные обозначения природных зон, знаки поверхностей и водоемов, полезных ископаемых); • использовать готовые модели (глобус Земли, модель солнечной системы) и иллюстрации учебника для объяснения причин смены дня и ночи, смены времен года; • находить общие и отличительные признаки природных зон России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу); • понимать необходимость соблюдения правил экологического поведения на природе (охрана поверхности земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла); • описывать на основе предложенного или самостоятельно составленного плана природную зону своего края (региона), называть его заповедные места; • понимать необходимость посильного участия в охране природы родного края; • называть системы органов человека (костная и мышечная системы, нервная система, пищеварительная, дыхательная, система кровообращения, мочевая система); • характеризовать основные функции систем органов человека; • измерять температуру тела, вес и рост человека; • понимать необходимость использования знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на природе; • извлекать необходимую информацию из учебника и его иллюстраций, дополнительных источников знаний (интернет, детские энциклопедии) об органах чувств человека, готовить доклады и обсуждать полученные сведения; • характеризовать правила первой помощи при несчастных случаях. Выпускник начальной школы получит возможность научиться: • осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения на природе (охрана поверхности земли от разрушений и загрязнения); • использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного по ведения на природе; • выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил безопасности. В результате изучения раздела «Человек и общество» выпускник начальной школы научится: • рассказывать с использованием подобранной дополнительной информации из интернета и иллюстративных источников о государственной символике Российской Федерации (значимость государственной символики; основные изображения государственного герба России; последовательность расположения цветовых полос и цвета флага); • самостоятельно работать с текстом, иллюстрациями, словарем учебника в условиях коллективной работы; • обмениваться сведениями, полученными из источников массовой информации, о событиях страны, участником которых является глава государства — Президент Российской Федерации; • готовить небольшие сообщения о конституции — основном законе Российской Федерации (права и обязанности граждан по охра не природы, права ребенка; права граждан РФ на бесплатное образование, на охрану здоровья); • находить на политикоадминистративной карте России местоположение своего края; • работать с глобусом и картой: показывать территорию России, ее сухопутные и морские границы; столицы государств, граничащих с Россией; • пересказывать своими словами тексты из учебника о событиях, связанных с историей отечества; • называть, сопоставляя с изученным историческим событием, имена выдающихся людей разных эпох; • определять последовательность исторических событий на ленте времени; • находить на ленте времени такие исторические события, как крещение Руси, основание Москвы, основание СанктПетербурга; • рассказывать с использованием подобранных иллюстраций и видеокадров о памятниках истории столицы, сопоставляя их с историческим событием (памятник Минину и Пожарскому; Триумфальная арка, музейпанорама «Бородинская битва»; памятник маршалу Г.К. Жукову, вечный огонь на Могиле неизвестного солдата у кремлевской стены; памятник Юрию Гагарину — первому космонавту нашей планеты, монумент «спутник» на проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», аллея героевкосмонавтов; фонтан «дружба народов»); • обсуждать особенности изученных стран мира (название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности); • рассказывать об особенностях труда людей родного края, о народных промыслах. Выпускник начальной школы получит возможность: • составить представление о единстве духовнонравственного смысла всех традиционных религий и различиях в обрядовой практике; • научиться определять часовой пояс своего края; • находить дополнительную информацию о прошлом родного края в интернете, в краеведческом музее, из бесед со взрослыми; • собирать материал и составлять портфолио о родном крае (места исторических событий, памятники истории культуры родного края). В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» выпускник начальной школы научится: • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды, у моря во время шторма, прилива; соприкосновение с животными в воде); • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг; • понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи; • понимать необходимость сохранения своего физического и нравственного здоровья (курение, наркотики, громкая музыка, нежелание при необходимости носить очки и др.). Выпускник начальной школы получит возможность научиться: • соблюдать правила безопасного поведения во время летнего отдыха (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды, во время шторма, прилива; соприкосновение с животными и т. д.); • соблюдать правила экологического поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг; • соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи; • заботиться о здоровье и безопасности окружающих людей, сохранять свое физическое и нравственное здоровье Личностные результаты - умение различать государственную символику Российской Федерации и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России, свой регион и его столицу; ознакомление с особенностями некоторых зарубежных стран; - формирование основ исторической памяти — умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентации в основных исторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России, фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона; - формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения; - развитие морально - этического сознания — норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами. Познавательные: - овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией; применение методов информационного поиска; - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий; - установление причинно-следственных связей; - выдвижение гипотез и их обоснование; - постановка и решение проблемы: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; - умение моделирования: умения строить схемы, планы, использовать наглядные модели. Регулятивные: - формирование логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; - установление причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края; - принятие познавательной цели, чёткое выполнение требования познавательной задачи; - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результат своей деятельности; - умение адекватно воспринимать оценки и отметки; - умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность; - умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности; - готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. Коммуникативные: - формирование способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию; - понимать возможности различных точек зрения и позиций на какой-либо предмет или вопрос; ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение к иной точке зрения; - умение договариваться находить общее решение; - умение аргументировать свое предложение выступать и убеждать; - взаимоконтроль и взаимопомощь в ходе выполнения задания; - умение с помощью вопросов получить необходимые сведения от партнёра по деятельности Содержание тем учебного курса Земля — планета солнечной системы (2 ч) Вращение Земли вокруг своей оси и движение Земли вокруг Солнца. Смена дня и ночи. Неравномерность распределения тепла и света на Земле. Смена сезонов на нашей планете. Общие представления о природных зонах России. Карта природных зон России. Родная страна — Россия (24 ч) Зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропическая зона. Положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира, деятельность людей в каждой природной зоне. Охрана природных зон. Красная книга и ее назначение. Родной Край — часть великой России: положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира, деятельность людей. Охрана природы. Красная книга и ее назначение. Народы, населяющие Россию: культура, национальные обычаи, особенности быта и искусства (межпредметные связи с курсом литературного чтения). Уважительное отношение к своему народу и другим народам. Практикум Наблюдения за погодой, растениями, животными, деятельностью человека в данной природной зоне. Наблюдение за результатом воздействия человека на природу и их элементарная оценка (положи-тельное и отрицательное воздействие людей на природу) Практические работы: работа с гербариями — классификация растений, описание их внешнего вида, условий произрастания. Упражнения в группировки растений по общему признаку на основе предъявленных иллюстраций. Участие в элементарной экологической деятельности (зимняя подкормка животных, озеленение школьного двора, выступление перед учащимися 1-3 классов, ро-дителями и др.). Выступление с докладами о растениях и животных природной зоны родного края перед учащимися 2-3 классов. Страны и народы мира (6 ч) Общее представление о многообразии стран на Земле. Название стран. Расположение США, Великобритании, Франции на карте, их столицы, главные достопримечательности. Практическая работа с картой мира. Человек — часть природы. Человек — член общества (22 ч) Человек — часть природы: зависимость жизни человека от природы и ее состояния. Общие представления о строении тела человека. Системы органов: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, система кровообращения, выделительная система, нервная система. Их роль в жизнедеятельности человека. Личная гигиена и укрепление здоровья. Значение физической культуры и физического труда для укрепления мышц. Режим труда и отдыха — основа сохранения и восстановления нервной системы. Вредные привычки и их влияние на развитие детского организма и долголетие жизни человека. Телефоны экстренной помощи. Человек — член общества. Имя нашей страны - Россия или Российская Федерация. Субъект Российской Федерации, в которой живет ребенок. Основной Закон страны - Конституция России. Права и обязанности ребенка. Государственная власть в России. Президент России. Практикум Наблюдения за изменением своего веса, роста, пульса в спокойном состоянии и после физической нагрузки. Практические работы. Составление режима дня ученика 4-го класса. Оказание первой помощи при легких травмах: простейшая обработка ран, наложение повязок (работа проводится под руководством медицинского работника). Посильное участие школьников в общественно полезной деятельности (распределение обязанностей в классном коллективе, трудовых обязанностей в семье). История Отечества (14 ч) Источники изучения истории: летописи, берестяные грамоты, договоры, былины, археологические находки быта и хозяйственной деятельности, другие источники. Древние славяне (территория расселения, жилища, охота, земледелие, верование древних славян). Времена Древней Руси (хозяйственная деятельность древних славян, возникновение древнерусских городов, первые русские князья, былинные герои Древней Руси). Крещение Руси. Вера в Бога и сохранение традиционной обрядовости у разных народов, населяющих Россию. Ярослав Мудрый. Борьба Руси с западными завоевателями. Александр Невский. Возникновение Москвы. Первые московские князья. Москва как летопись истории России. День Народного единства (К. Минин и Д. Пожарский). Отечественная война 1812 года. Великая Отечественная война. Освоение космического пространства. Важнейшие события, происходящие в современной России. Практическая работа с картами, помещенными в учебнике. Выступления с докладами перед учащимися 2-3 классов по истории отечества. Личностные универсальные учебные действия Сфера личностных УУД обеспечивается, прежде всего, сюжетной основой курса и диалоговым характером учебных текстов. Сюжет позволяет построить диалоги персонажей учебников (героев), которые, в свою очередь, обеспечивают возможность организации диалога ученика с учебным текстом или диалога между детьми. Сюжетная основа учебников и диалоговый характер учебных текстов позволяет демонстрировать учащимся образцы рассуждения и разрешения проблем, создает предпосылки для таких общих интеллектуальных умений, как умение планировать свою деятельность, оценивать свои действия, предвосхищать их результаты, аргументированно отстаивать свою точку зрения. В процессе диалога учащимся задаются вопросы типа: «В чем причина ошибки рассуждений “героя”»?, «Сравните и оцените два подхода», и т. д. Метапредметные универсальные учебные действия Приведем примеры заданий, основная цель которых — формирование метапредметных УУД по основной содержательной линии «Человек и природа». Задания, основная цель которых: 1. Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификациюизученных объектов природы на основе их существенных при- знаков, составлять таблицы. 2. Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое. 3. Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов. 4. Использовать словарь учебника (словари УМК), определители (гербарии) растений, дополнительный материал в Интернете в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации. 5. Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания. 6. Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов. 7. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение). 8. Определять характер взаимоотношений человека с при- родой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в быту). Календарно – тематическое планирование. № п/п Наименование разделов и тем Всего часов 1. Древние славяне 1 2. Древние славяне 1 3. Древняя Русь 1 4. Древняя Русь 1 5. Крещение Руси. 1 6. Борьба Руси с западными завоевателями. 1 7. Возникновение Москвы. Первые московские князья. 1 8. Возникновение Москвы. Первые московские князья. 1 9. Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. Первое заседание клуба. 1 10. Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. Первое заседание клуба. 1 11. Солнечная система» 1 12. Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца. 1 13. Природные зоны нашей страны 1 14. Ледяная зона. Особенности неживойприроды ледяной зоны. Растения ледяной зоны. Животные ледяной зоны. Арктика и человек 1 15. Ледяная зона. Особенности неживойприроды ледяной зоны. Растения ледяной зоны. Животные ледяной зоны. Арктика и человек 1 16. Тундра. Тундра и человек. 1 17. Тундра. Тундра и человек. 1 18. Зона лесов. Растения зоны лесов. 1 19. Животные зоны леcoв. Роль леса в природе и жизни людей 1 20. Зона степей. Степь и человек 1 21. Зона степей. Степь и человек 1 22. Зона пустынь. Жизнь человека в пустыне. 1 23. Зона пустынь. Жизнь человека в пустыне. 1 24. Субтропическая зона. 1 25. Субтропическая зона. 1 26. Твой родной край 1 27. Московское время 1 28. Карта твоего края. Поверхность и водоемы твоего края. А что можешь сделать ты? 1 29. Полезные ископаемые твоего края. 1 30. Растения твоего края 1 31. Отрасли животноводства твоего края и домашние животны 1 32. Народные промыслы твоего края. 1 33. Заповедные места твоего края. 1 34. Резервные уроки. Урок-экскурсия по изучению окружающего мира 1 35. Что нам предстоит узнать во втором полугодии 4 класса? 1 36. Как устроен организм человека Путешествие в мир клеток 1 37. Самый большой орган чувств. 1 38. Как человек двигается 1 39. Пищеварительная система 1 40. Пищеварительная система 1 41. Система кровообращения. 1 42. Система кровообращения. 1 43. Познакомимся с дыхательной системой Все о вдохе и выдохе 1 44. Познакомимся с дыхательной системой Все о вдохе и выдохе 1 45. Береги свои легкие. 1 46. Как почки удаляют из организма вредные вещества 1 47. Нервная система человека 1 48. Спроси у носа, что такое запах 1 49. Высуни язык и скажи: «А». 1 50. «Взгляд» на глаз. 1 51. Ухо не только орган слуха Ухо – орган равновесия. 1 52. Распознавание предметов путем соприкосновения с ними.Советы врача. 1 53. Границы России. 1 54. Границы России. 1 55. Соединенные штаты Америки Великобритания Франция. 1 56. Соединенные штаты Америки Великобритания Франция. 1 57. День народного единства 1 58. Москва: память о войне 1812 года 1 59. Память Москвы о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. 1 60. Памятники Москвы покорителям космоса. 1 61. Имя нашей страны – Россия или Российская Федерация 1 62. Основной закон страны - Конституция России. 1 63. Президент России. 1 64. Итоговая комплексная работа 1 65. Экскурсия в краеведческий музей. Обобщение по теме «Мы граждане России». 1 66. Резервные уроки. Уроки-экскурсии по изучению окружающего мира 1 67. Резервные уроки. Уроки-экскурсии по изучению окружающего мира 1 68. Итоговый урок 1