Муниципальное общеобразовательное учреждение Ушмунская средняя общеобразовательная школа «Согласовано» Протокол №____ от __________20 Руководитель «Утверждаю» Директор А.Ю. Попова_____________ Приказ №___ от __________20 Попова Алла Юрьевна я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью с. Ушмун 2022.09.29 12:59: 28+09'00' Рабочая программа по родному (русскому) языку, для обучающихся 4 класса составлена на основе авторской программы Александрова О.М. Составила: Учитель начальных классов Макарова Г.А. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «русский родной язык» для обучающихся 1- 4 классов составлена на основе документов: o Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; o Авторской программы «Русский родной язык» под редакцией О. М. Александровой; o Основной общеобразовательной программы начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Ушмунская средняя общеобразовательная школа»; o Учебного плана муниципального общеобразовательного учреждения « Ушмунская средняя общеобразовательная школа» на 2022/2023 учебный год Рабочая программа ориентирована на учебник: Александрова О.М., Вербицкая Л.А. и др. Русский родной язык. 4 класс "Издательство "Учебная литература" Приказ Минобразования РФ от 28.12.2018г. №345 Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому родному языку Изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» должно обеспечивать: • воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка; • приобщение к литературному наследию русского народа; • обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; • расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функциональносмысловых типов и жанров. Результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать: 1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа: • осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа; • осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа; • осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка; • распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика); • понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление эпитетов и сравнений в речи; • понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного); • понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного); • понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного). 2. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике: • осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека; • соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного); • соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); • обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка: • произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов); • осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов; соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка: • выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; • проведение синонимических замен с учётом особенностей текста; • выявление и исправление речевых ошибок в устной речи; • редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла; соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка: • употребление отдельных грамматических форм имён существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имён существительных; • употребление отдельных глаголов в форме 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени; • выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени); • редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок; соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе): • соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста; • соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста; совершенствование умений пользоваться словарями: • использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования; • использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста; • использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения; • использование учебных словарей для уточнения состава слова; • использование учебных этимологических словарей для уточнения происхождения слова; • использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов. 3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета: • владение различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа; • владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа; • чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определение языковых особенностей текстов; • умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текстов: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами; • умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинноследственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту; • умение осуществлять информационную переработку прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица; • уместное использование коммуникативных приёмов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление; • уместное использование коммуникативных приёмов диалога (начало и завершение диалога и др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; • умение строить устные сообщения различных видов: развёрнутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад; • создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации; • создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами); • создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме; • оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; • редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов; соблюдение основных норм русского речевого этикета: • соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета; • различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Содержание программы: № п/п 1 Название раздела (блока) Русский язык: прошлое и настоящее Язык в действии 3 Секреты речи и текста Итого 2 Кол-во часов на изучение раздела (блока) Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль проект. раб. провер. раб. сочинение авторская рабочая авторская рабочая авторская рабочая авторская рабочая 14 7 0 0 0 0 0 0 6 5 0 0 0 0 1 1 12(резерв 2ч.) 5 1 1 0 0 0 0 34 17 1 1 0 0 1 1 В связи с учебным планом МОУ «Ушмунская СОШ» на 2022/2023 учебный год в рабочей программе по предмету «Русский родной язык» внесены изменения: 1. 25 часов раздела «Русский язык: прошлое и настоящее» сокращено до 5 часов; 2. 25 часов раздела «Секреты речи и текста» сокращено до 6 часов; 3. 15 часов раздела «Язык в действии» сокращено до 6 часов. Практическая часть и контроль остались без изменения. Итого: 17 часов. Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного предмета русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер. Целевыми установками данного предмета являются: • совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции; • изучение исторических фактов развития языка; • расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.); • включение учащихся в практическую речевую деятельность. В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки. Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира. Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни. Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функциональносмысловых типов, жанров, стилистической принадлежности. Четвёртый год обучения (34 ч/17ч) Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 ч) Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением. Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица). Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте; прописать ижицу и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму. Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов. Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке? (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.) Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре. Русские слова в языках других народов. Раздел 2. Язык в действии (6 ч) Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне). История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста. Раздел 3. Секреты речи и текста (12 ч) Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. Информативная функция заголовков. Типы заголовков. Составление плана текста, не разделённого на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица. Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности. Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста. Синонимия речевых формул (на практическом уровне). Резерв учебного времени – 4 ч. Календарно - тематическое планирование по родному (русскому) языку 4 класс(0,5 ч.) № КолДата п/п Тема урока во по плану часов 1 2 3 4 5-6 7 8-9 10 11 12 13 14 15 16 17 ИТОГО Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Вся семья вместе, так и душа на месте. Красна сказка складом, а песня – ладом. Красное словцо не ложь. Язык языку весть подаёт. 1 1 1 1 2 Представление результатов проектных выполненных при изучении раздела. Трудно ли образовывать формы глагола? 1 Можно ли об одном и том же сказать по- разному? Как и когда появились знаки препинания? Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать по-разному?». Работа над ошибками. Задаём вопросы в диалоге. Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста. Учимся составлять план текста. Учимся пересказывать текст. Учимся оценивать и редактировать тексты. 1 1 1 23.10 30.10 13.11 20.11 27.11 1 1 04.12 11.12 1 1 1 17 18.12 25.12 2 04.09 11.09 18.09 25.09 02.10 09.10 16.09