рп по родному рус.яз_подписано

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ушмунская средняя общеобразовательная школа

«Согласовано»
Протокол №____ от __________20
Руководитель

«Утверждаю»
Директор А.Ю. Попова_____________
Приказ №___ от __________20

Попова Алла
Юрьевна
я подтверждаю этот
документ своей
удостоверяющей
подписью
с. Ушмун
2022.09.29 12:59:
28+09'00'

Рабочая программа
по родному (русскому) языку,
для обучающихся 4 класса
составлена на основе авторской программы Александрова О.М.

Составила: Учитель начальных классов
Макарова Г.А.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «русский родной язык» для обучающихся 1- 4 классов
составлена на основе документов:
o Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
o Авторской программы «Русский родной язык» под редакцией О. М. Александровой;
o Основной общеобразовательной программы начального общего образования
муниципального
общеобразовательного
учреждения
«Ушмунская
средняя
общеобразовательная школа»;
o Учебного плана муниципального общеобразовательного учреждения « Ушмунская
средняя общеобразовательная школа» на 2022/2023 учебный год
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Александрова О.М., Вербицкая Л.А. и др. Русский родной язык. 4 класс "Издательство
"Учебная литература" Приказ Минобразования РФ от 28.12.2018г. №345

Требования к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования по русскому родному языку
Изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» должно
обеспечивать:
• воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение
учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия
русского языка;
• приобщение к литературному наследию русского народа;
• обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры
владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с
нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
• расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование
аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функциональносмысловых типов и жанров.
Результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего
образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных
ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:
1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:
• осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;
• осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;
• осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;
• распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная
с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие
предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);
• понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и
сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и
произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление
эпитетов и сравнений в речи;
• понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру,
менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное
употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
• понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их
употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

• понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках
изученного).
2. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования
языковых норм в речевой практике:
• осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для
культурного человека;
• соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного
языка (в рамках изученного);
• соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка
(в рамках изученного);
• обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых
в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке
адекватно ситуации и стилю общения; соблюдение основных орфоэпических и
акцентологических норм современного русского литературного языка:
• произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);
• осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов; соблюдение
основных лексических норм современного русского литературного языка:
• выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует
обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
• проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;
• выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
• редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью
более точной передачи смысла; соблюдение основных грамматических норм современного
русского литературного языка:
• употребление отдельных грамматических форм имён существительных: словоизменение
отдельных форм множественного числа имён существительных;
• употребление отдельных глаголов в форме 1-го лица единственного числа настоящего и
будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых
нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;
• выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с
нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде,
падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое
выражено глаголом в форме прошедшего времени);
• редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок;
соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского
литературного языка (в рамках изученного в основном курсе):
• соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;
• соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста;
совершенствование умений пользоваться словарями:
• использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова, для
уточнения нормы формообразования;
• использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и антонимов
для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста;
• использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного
произношения слова, вариантов произношения;
• использование учебных словарей для уточнения состава слова;
• использование учебных этимологических словарей для уточнения происхождения слова;
• использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов.
3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности
(говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета:

• владение различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов
об истории языка и культуре русского народа;
• владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
• чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов
(народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определение
языковых особенностей текстов;
• умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текстов: отделять главные
факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую
связь между фактами;
• умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинноследственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план
текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами
работы с примечаниями к тексту;
• умение осуществлять информационную переработку прослушанного или прочитанного текста:
пересказ с изменением лица;
• уместное использование коммуникативных приёмов устного общения: убеждение,
уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
• уместное использование коммуникативных приёмов диалога (начало и завершение диалога и
др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
• умение строить устные сообщения различных видов: развёрнутый ответ, ответ-добавление,
комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;
• создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации;
• создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по
городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с
народными промыслами);
• создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в
письменной форме и представление его в устной форме;
• оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
• редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы;
сопоставление чернового и отредактированного текстов; соблюдение основных норм русского
речевого этикета:
• соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета;
• различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.
Содержание программы:
№
п/п

1

Название
раздела
(блока)
Русский
язык:
прошлое и
настоящее

Язык в
действии
3
Секреты
речи и
текста
Итого
2

Кол-во часов на
изучение раздела
(блока)

Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и
контроль
проект. раб.
провер. раб.
сочинение
авторская рабочая авторская рабочая авторская рабочая авторская рабочая
14
7
0
0
0
0
0
0

6

5

0

0

0

0

1

1

12(резерв
2ч.)

5

1

1

0

0

0

0

34

17

1

1

0

0

1

1

В связи с учебным планом МОУ «Ушмунская СОШ» на 2022/2023 учебный год в рабочей
программе по предмету «Русский родной язык» внесены изменения:
1. 25 часов раздела «Русский язык: прошлое и настоящее» сокращено до 5 часов;
2. 25 часов раздела «Секреты речи и текста» сокращено до 6 часов;
3. 15 часов раздела «Язык в действии» сокращено до 6 часов.
Практическая часть и контроль остались без изменения. Итого: 17 часов.
Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными
содержательными линиями основного предмета русского языка в начальной школе, но не
дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер. Целевыми
установками данного предмета являются:
• совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться
в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;
• изучение исторических фактов развития языка;
• расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое
мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.);
• включение учащихся в практическую речевую деятельность.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки.
Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание,
обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об
изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о
взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной
специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других
народов России и мира.
Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение
за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования
языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности
обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и
совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на
практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского
литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к
использованию русского языка во всех сферах жизни.
Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх видов
речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших
школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении);
расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих
содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать,
анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функциональносмысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
Четвёртый год обучения (34 ч/17ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 ч) Слова, связанные с качествами и чувствами
людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова,
связанные с обучением. Слова, называющие родственные отношения (например, матушка,
батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица). Пословицы, поговорки и фразеологизмы,
возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными
отношениями (например, от корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте; прописать
ижицу и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение
фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в
произведениях фольклора и художественной литературы. Лексика, заимствованная русским

языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов. Проектные
задания. Откуда это слово появилось в русском языке? (Приобретение опыта поиска информации
о происхождении слов.) Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном
толковом словаре. Русские слова в языках других народов.
Раздел 2. Язык в действии (6 ч) Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Трудные случаи образования формы 1-го
лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом
уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и
предложений (на пропедевтическом уровне). История возникновения и функции знаков
препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного
оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (12 ч) Правила ведения диалога: корректные и некорректные
вопросы. Информативная функция заголовков. Типы заголовков. Составление плана текста, не
разделённого на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста:
пересказ с изменением лица. Создание текста как результата собственной исследовательской
деятельности. Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения
точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и
собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление
чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в
процессе редактирования текста. Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
Резерв учебного времени – 4 ч.
Календарно - тематическое планирование по родному (русскому) языку 4 класс(0,5 ч.)
№
КолДата
п/п
Тема урока
во
по плану
часов
1
2
3
4
5-6
7
8-9
10
11
12

13
14
15
16
17
ИТОГО

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Красна сказка складом, а песня – ладом.
Красное словцо не ложь.
Язык языку весть подаёт.

1
1
1
1
2

Представление результатов проектных выполненных
при изучении раздела.
Трудно ли образовывать формы глагола?

1

Можно ли об одном и том же сказать по- разному?
Как и когда появились знаки препинания?
Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же
сказать
по-разному?».
Работа над ошибками. Задаём вопросы в диалоге.
Учимся передавать в заголовке тему и
основную мысль текста.
Учимся составлять план текста.
Учимся пересказывать текст.
Учимся оценивать и редактировать тексты.

1
1
1

23.10
30.10
13.11
20.11
27.11

1
1

04.12
11.12

1
1
1
17

18.12
25.12

2

04.09
11.09
18.09
25.09
02.10
09.10
16.09


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».