устойчивое развитие 8 класс_подписано

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ушмунская средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено»
Протокол № __ от 28.08.2022
Руководитель ШМО
____________/ Суслопарова Л.И.

«Утверждаю»
Директор школы
___________/ Попова А.Ю.
Приказ № ________
Попова Алла Юрьевна
я подтверждаю этот
документ своей
удостоверяющей
подписью
с. Ушмун
2022.09.29 12:38:
55+09'00'

Рабочая программа
«Устойчивое развитие»
8 класс

Составил: Софронова Е.Ю.
Учитель математики
Высшая квалификационная категория

2022 - 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа модуля "Устойчивое развитие региона" разработана на
основе
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской
Федерации от 17.12.2010 № 1897);
- Программы интегрированного учебного курса для 5-9 классов
общеобразовательных
организаций Забайкальского края «Забайкаловедение»;
- Программы модуля для 5,8 классов «Устойчивое развитие региона»
авторский коллектив: Игумнова Е.А., профессор кафедры педагогики ФГБОУ
ВО
«Забайкальский государственный университет», руководитель научноисследовательской лаборатории экологического образования, д.п.н., доцент
Корсун О.В., профессор кафедры биологии и методики обучения биологии
ФГ-БОУ ВО «Забайкальский государственный
- Основной общеобразовательной программы ООО МОУ Ушмунской СОШ;
- Учебного плана образовательной организации;
- Положения о рабочей программе МОУ Ушмунской СОШ.
Модуль «Устойчивое развитие региона» состоит из двух частей:
1. «Экологический проект» (5 класс) – 8 часов
2. «Устойчивое развитие региона» (8 класс) – 8 часов.
Часы введены в часть, формируемой участниками образовательного процесса.
Цель модуля: содействие воспитанию экологической культуры обучающихся
путём
освоения основ экологических знаний, умений и навыков, приобретения
опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности.
Задачи:
– формирование у обучающихся целостного представления об экологических
проблемах
региона, о причинах их возникновения и влияния на природу и человека;
– понимание обучающимися путей и механизмов решения региональных
проблем;
– помощь обучающимся в осознании региональных проблем как личностно
значимых;
– воспитание у обучающихся гордости за красоту и щедрость забайкальской
природы и
ответственного отношения к ней и людям, живущим рядом;
– развитие у обучающихся умений и навыков по оценке и прогнозированию
воздействия
человека на природу с учётом специфики Забайкалья;

– формирование у обучающихся опыта реализации социально значимых
экологических
– приобретение обучающимися компетентности в вопросах сохранения
окружающей
среды
и
собственного
здоровья,
обеспечения
безопасности
жизнедеятельности.
УМК для реализации модуля
1. Горлачёв, В.П. и др. Региональная экология : учебное пособие для
общеобразовательных учебных заведений Забайкальского края / В.П.
Горлачёв, О.В.
Корсун, Е. . Игумнова, Л.Н. Золотарёва. – Чита: Экспресс-издательство, 2011
– 212 с.
2. Игумнова, Е. ., Корсун, О.В. Региональная экология : практикум для
организации
самостоятельной работы учащихся общеобразовательных учебных заведений
/ Е. .
Игумнова, О.В. Корсун. – Чита: Экспресс-издательство, 2011 –64 с.
1. Планируемые результаты освоения модуля:
Предметные результаты освоения модуля
Учащиеся по завершению модуля в 8 классе научатся:
– характеризовать роль экологии в системе наук и жизни современного
общества, в
решении глобальных, региональных и локальных (местных) проблем,
связанных с
взаимоотношениями природы и общества;
– характеризовать особенности экологических факторов, свойственных
Забайкальскому
краю;
– характеризовать взаимоотношения в системе «организм – среда» (на
примере видов,
встречающихся в Забайкальском крае);
– строить пищевые цепи, на примере представителей водных и наземных
экосистем
Забайкальского края;
– характеризовать структуру и демографические характеристики популяций
(на примере видов, встречающихся в Забайкальском крае);
– характеризовать особенности типичных экосистем Забайкалья (лесных,
степных,
луговых, пресноводных);
– выявлять причинно-следственные связи между природно - климатическими
условиями и уязвимостью экосистем Забайкальского края;
– характеризовать роль экосистем региона в поддержании состояния
биосферы;

– выявлять специфику агроэкосистем, городских и промышленных экосистем
Забайкалья;
– приводить примеры, демонстрирующие региональные и местные
разрушения
природных сообществ в Забайкальском крае (вырубки и лесные пожары,
распашка степей, загрязнение водоёмов и др.);
– характеризовать процессы зарастания водоёмов (Ивано- рахлейские озёра,
озеро Кенон);
– анализировать влияние природных, техногенных и социальных факторов
среды на
здоровье человека;
– приводить примеры влияния антропогенных факторов (горнорудные
разработки,
вырубки, весенние палы, загрязнение и др.) на организмы в Забайкальском
крае;
– выявлять причинно-следственные связи между деятельностью человека и
состоянием
окружающей среды в Забайкальском крае;
– характеризовать роль адаптаций организмов к экологическим факторам
среды,
характерным для Забайкальского края;
– характеризовать роль сохранения биологического разнообразия на всех
уровнях;
– выявлять причинах утраты биологического разнообразия в Забайкальском
крае;
– приводить примеры редких и охраняемых видов флоры и фауны
Забайкальского края;
– характеризовать необходимые меры по сохранению редких и охраняемых
видов
Забайкальского края;
– раскрывать значение особо охраняемых природных территорий
Забайкальского края в сохранении природы и в жизни человека;
– приводить примеры особо охраняемых природных территорий
Забайкальского края
(заповедников, заказников и памятников природы);
– характеризовать традиции рационального природопользования населения
Забайкальского края;
– применять методы экологических исследований, в том числе изучения
земель, вод и
воздуха в Забайкальском крае;
– обосновывать роль образования в развитии экологической культуры
населения
Забайкальского края;
– решать прогностические задачи по региональной экологии;
– применять правила поведения человека в природе.

Учащиеся получат возможность научиться:
– проводить экологическое исследование социоприродного окружения
школы;
– разрабатывать социально-ориентированные проекты по улучшению
социоприродного окружения школы;
– оценивать на практике состояние экосистем Забайкалья и прогнозировать
перспективы их развития.
ЧАСТЬ II. УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА (8 КЛАСС) –
реализуется в урочной деятельности
Раздел I. Введение (1 ч.)
Тема: Экология в современном мире. Экология как наука. Значение и задачи
экологии в современный период. Виды хозяйственной деятельности,
вызывающие ухудшение качества окружающей среды. Экологические законы
Барри Коммонера. Экология и общество.
Раздел II. Проблема сохранения чистоты воздушной среды (2 ч.)
Тема: Особенности атмосферных процессов на территории Забайкальского
края. Динамика атмосферных процессов на территории Забайкальского края.
Тема: Загрязнение воздуха. Концентрации загрязняющих веществ. Основные
загрязняющие вещества в воздухе и их влияние на здоровье человека.
Антропогенное загрязнение атмосферы.
Тема: Источники атмосферного загрязнения. Промышленные предприятия,
электростанции, транспорт, сельское хозяйство как загрязнители атмосферы.
Дымовое загрязнение атмосферы.
Тема: Радиоактивный газ радон, чем он опасен и как уменьшить его
воздействие на человека. Радон как природный газ. Радон и здоровье.
Радоновая опасность в Забайкалье. Защита от радона в помещениях.
Тема: Очистка воздуха. Меры по очистке воздуха: контроль источников
загрязнения, технологическое усовершенствование, озеленение. Методы
очистки воздуха: физические, химические. Охрана воздуха в помещениях.
Раздел III. Проблема сохранения чистоты водной среды (2 ч.)
Тема: Водные объекты Забайкальского края. Водные ресурсы региона:
текучие воды, водные бассейны, озёра Восточного Забайкалья, подземные
воды
Тема: Вода и жизнь. Вода как вещество и среда обитания. Сезонные изменения
в забайкальских водоёмах.
Тема: Загрязнение воды в Забайкальском крае. Проблемы водных экосистем
на территории региона. Основные факторы загрязнения водной среды.
Сточные воды (бытовое и промышленное загрязнение воды). Биологическое,
химическое и физическое загрязнение вод. Эвтрофикация и зарастание
водоёмов (Ивано- Арахлейские озёра, Кенон и др.). Трансграничные переносы
загрязнённых вод.
Тема: Рациональное использование воды. Водопотребление. Экологические
основы рационального использования водных экосистем. Минеральные воды
Забайкальского края.

Тема: Чистая вода. Качество воды, биологическая индикация качества воды. В
поисках решения проблем: очистка воды. Роль региона в формировании
качества вод озера Байкал.
Раздел IV. Проблема сохранения почв в Забайкальском крае (3 ч.)
Тема: Ландшафт как среда жизни. Ландшафты, характерные для Восточного
Забайкалья. Преобразование ландшафтов человеком.
Тема: Почвы Забайкальского края. Основные типы почв в Восточном
Забайкалье. Пашни и пастбища как примеры типичных агроэкосистем
Забайкальского края и их отличия от природных экосистем. Загрязнение почв
пестицидами и тяжёлыми металлами.
Тема: Почвенная эрозия. Почвенная эрозия, её виды в Забайкальском крае.
Примеры и причины почвенной эрозии. Особенности ведения сельского
хозяйства в зоне рискованного земледелия. Последствия перевыпаса скота.
Тема: Добыча полезных ископаемых. Добыча полезных ископаемых как
фактор разрушения почвенного слоя. Последствия добычи полезных
ископаемых, приводящих к разрушению экосистем в Забайкальском крае:
золотодобыча, добыча угля карьерным способом и др.
Тема: Сохраним землю чистой. Проблема утилизации бытовых отходов.
Свалки в окрестностях населённых пунктов, возможность загрязнения
территории и подземных вод бытовыми и промышленными отходами.
Факторы радиоактивного загрязнения окружающей среды региона. В поисках
решения проблемы.

Календарно – тематическое планирование
Колво
1

Тема

Формируемые
понятия
Экология
в Экология.
современном
Охрана
мире
природы.
Антропогенные
факторы.
Биосфера.
Устойчивое
развитие.

Виды деятельности
Приводят примеры,
иллюстрирующие
влияние хозяйственной
деятельности человека на
окружающую среду,
используя различные
источники информации:
художественную
литературу, СМИ и
Интернет.
Объясняют экологические
проблемы с опорой на свой
личный опыт и
экологические
«законы» Б. Коммонера.

аргументируют
свою точку зрения о
взаимосвязь экологии с
образом жизни людей и их
нравственность.
2

Загрязнение
воздуха

Сибирский
антициклон.
Приземная
температурная
инверсия.
Предельно
допустимые концентрации
загрязняющих
веществ
Канцерогены

Сравнивают Забайкальский
край по индексу
загрязнения атмосферы с
другими регионами России
и выявляют причины
различий.
Приводят примеры
основных загрязняющих
веществ в воздухе и их
источников в границах
собственного населённого
пункта, анализируют их
влияние на здоровье
человека. Исследуют
интенсивность
движения транспорта в
социоприродном
окружении школы,
озеленённость территории и делают выводы на
основе наблюдений.
анализируют влияние
курения на состояние
здоровья человека и
продолжительность
жизни, опираясь на
фактический материал, а
также обосновывают своё
отношение к проблеме
курения

3

Источники
атмосферного
загрязнения

Бензапирен,
диоксины

Анализируют источники
атмосферного загрязнения
по степени их влияния на
окружающую среду и
человека. Оценивают
влияние на здоровье людей
лесных и степных пожаров.
Решают практические

4

Рациональное
использование
воды

5

Загрязнение
воды

задачи на расчёт.
Составляют карту основных
очагов загрязнения
территории своего
населённого пункта.
Сравнивают загрязнение
воздуха в разные сезоны
года. Предлагают пути
решения экологических
проблем, связанных с
загрязнением воздуха.
Разрабатывают проект по
улучшению
состояния воздуха в своём
населённом пункте.
Водопотребление Перечисляют источники
водоснабжения,
используемые людьми.
Исследуют расход
воды в своей семье и
пытаются задуматься о
путях рационального её
использования воды в своём
доме. Составляют проект по
сбережению воды в своей
семье. Анализируют и
оценивают последствия
нерационального
использования воды,
оценивают характер
взаимосвязи деятельности
человека и
количества/качества водных
ресурсов в своём регионе с
точки зрения концепции
устойчивого развития
Токсическое
загрязнение воды
промышленными
стоками. Индекс
загрязнения
воды.
Трансграничные
переносы

Приводят примеры
загрязнителей и их
источников. Оценивают
последствия влияния
загрязнения воды на
экосистемы и здоровье
человека. Характеризуют
взаимосвязь водоёмов

загрязнённых вод Забайкалья с другими
регионами России и мира.
Перечисляют условия,
которые могли бы
обеспечить сохранение или
улучшение качества воды в
своей местности с учётом
различных подходов к
решению проблемы
сохранения водных
ресурсов: нормативноправовых, технологических,
социокультурных.
6

Ландшафт как
среда жизни

Ландшафт,
экосистема,
биогеоценоз.
Агроландшафты.
Морозное
пучение. Эрозия
почвенная.
Виды почвенной
эрозии

Характеризуют особенности
ландшафтов
Забайкальского края.
Оценивают воздействие
человека на ландшафты

7

Добыча
полезных
ископаемых

Добыча золота
дражным
методом,
карьер, шахта,
рекультивация

Приводят примеры
полезных ископаемых,
добываемых в своей
местности. Анализируют
способы добычи полезных
ископаемых с точки зрения
воздействия
их
на
окружающую
среду
и
здоровье
человека.
Предлагают
способы
восстановления
разрушенных
добычей
полезных ископаемых
экосистем.
Находят
и
осмысливают информацию
по возможным способам
восстановления экосистемы
своего населённого пункта,
разрушенной добычей
полезных ископаемых

8

Сохраним
землю
чистой

Полигон
бытовых
отходов.
Переработка и
вторичное
использование
мусора

Анализируют ситуацию,
сложившуюся с
утилизацией и
переработкой отходов в
Забайкальском крае.
Предлагают способы
утилизации бытовых
отходов.
Оценивают
замусоренность территории
села и
разрабатывают проект по
улучшению экологического
состояния


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».