Муниципальное общеобразовательное учреждение Ушмунская средняя общеобразовательная школа «Рассмотрено» Протокол № __ от 28.08.2022 Руководитель ШМО ____________/ Суслопарова Л.И. «Утверждаю» Директор школы ___________/ Попова А.Ю. Приказ № ________ Попова Алла Юрьевна я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью с. Ушмун 2022.09.29 12:38: 55+09'00' Рабочая программа «Устойчивое развитие» 8 класс Составил: Софронова Е.Ю. Учитель математики Высшая квалификационная категория 2022 - 2023 Пояснительная записка Рабочая программа модуля "Устойчивое развитие региона" разработана на основе - Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897); - Программы интегрированного учебного курса для 5-9 классов общеобразовательных организаций Забайкальского края «Забайкаловедение»; - Программы модуля для 5,8 классов «Устойчивое развитие региона» авторский коллектив: Игумнова Е.А., профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет», руководитель научноисследовательской лаборатории экологического образования, д.п.н., доцент Корсун О.В., профессор кафедры биологии и методики обучения биологии ФГ-БОУ ВО «Забайкальский государственный - Основной общеобразовательной программы ООО МОУ Ушмунской СОШ; - Учебного плана образовательной организации; - Положения о рабочей программе МОУ Ушмунской СОШ. Модуль «Устойчивое развитие региона» состоит из двух частей: 1. «Экологический проект» (5 класс) – 8 часов 2. «Устойчивое развитие региона» (8 класс) – 8 часов. Часы введены в часть, формируемой участниками образовательного процесса. Цель модуля: содействие воспитанию экологической культуры обучающихся путём освоения основ экологических знаний, умений и навыков, приобретения опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности. Задачи: – формирование у обучающихся целостного представления об экологических проблемах региона, о причинах их возникновения и влияния на природу и человека; – понимание обучающимися путей и механизмов решения региональных проблем; – помощь обучающимся в осознании региональных проблем как личностно значимых; – воспитание у обучающихся гордости за красоту и щедрость забайкальской природы и ответственного отношения к ней и людям, живущим рядом; – развитие у обучающихся умений и навыков по оценке и прогнозированию воздействия человека на природу с учётом специфики Забайкалья; – формирование у обучающихся опыта реализации социально значимых экологических – приобретение обучающимися компетентности в вопросах сохранения окружающей среды и собственного здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности. УМК для реализации модуля 1. Горлачёв, В.П. и др. Региональная экология : учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений Забайкальского края / В.П. Горлачёв, О.В. Корсун, Е. . Игумнова, Л.Н. Золотарёва. – Чита: Экспресс-издательство, 2011 – 212 с. 2. Игумнова, Е. ., Корсун, О.В. Региональная экология : практикум для организации самостоятельной работы учащихся общеобразовательных учебных заведений / Е. . Игумнова, О.В. Корсун. – Чита: Экспресс-издательство, 2011 –64 с. 1. Планируемые результаты освоения модуля: Предметные результаты освоения модуля Учащиеся по завершению модуля в 8 классе научатся: – характеризовать роль экологии в системе наук и жизни современного общества, в решении глобальных, региональных и локальных (местных) проблем, связанных с взаимоотношениями природы и общества; – характеризовать особенности экологических факторов, свойственных Забайкальскому краю; – характеризовать взаимоотношения в системе «организм – среда» (на примере видов, встречающихся в Забайкальском крае); – строить пищевые цепи, на примере представителей водных и наземных экосистем Забайкальского края; – характеризовать структуру и демографические характеристики популяций (на примере видов, встречающихся в Забайкальском крае); – характеризовать особенности типичных экосистем Забайкалья (лесных, степных, луговых, пресноводных); – выявлять причинно-следственные связи между природно - климатическими условиями и уязвимостью экосистем Забайкальского края; – характеризовать роль экосистем региона в поддержании состояния биосферы; – выявлять специфику агроэкосистем, городских и промышленных экосистем Забайкалья; – приводить примеры, демонстрирующие региональные и местные разрушения природных сообществ в Забайкальском крае (вырубки и лесные пожары, распашка степей, загрязнение водоёмов и др.); – характеризовать процессы зарастания водоёмов (Ивано- рахлейские озёра, озеро Кенон); – анализировать влияние природных, техногенных и социальных факторов среды на здоровье человека; – приводить примеры влияния антропогенных факторов (горнорудные разработки, вырубки, весенние палы, загрязнение и др.) на организмы в Забайкальском крае; – выявлять причинно-следственные связи между деятельностью человека и состоянием окружающей среды в Забайкальском крае; – характеризовать роль адаптаций организмов к экологическим факторам среды, характерным для Забайкальского края; – характеризовать роль сохранения биологического разнообразия на всех уровнях; – выявлять причинах утраты биологического разнообразия в Забайкальском крае; – приводить примеры редких и охраняемых видов флоры и фауны Забайкальского края; – характеризовать необходимые меры по сохранению редких и охраняемых видов Забайкальского края; – раскрывать значение особо охраняемых природных территорий Забайкальского края в сохранении природы и в жизни человека; – приводить примеры особо охраняемых природных территорий Забайкальского края (заповедников, заказников и памятников природы); – характеризовать традиции рационального природопользования населения Забайкальского края; – применять методы экологических исследований, в том числе изучения земель, вод и воздуха в Забайкальском крае; – обосновывать роль образования в развитии экологической культуры населения Забайкальского края; – решать прогностические задачи по региональной экологии; – применять правила поведения человека в природе. Учащиеся получат возможность научиться: – проводить экологическое исследование социоприродного окружения школы; – разрабатывать социально-ориентированные проекты по улучшению социоприродного окружения школы; – оценивать на практике состояние экосистем Забайкалья и прогнозировать перспективы их развития. ЧАСТЬ II. УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА (8 КЛАСС) – реализуется в урочной деятельности Раздел I. Введение (1 ч.) Тема: Экология в современном мире. Экология как наука. Значение и задачи экологии в современный период. Виды хозяйственной деятельности, вызывающие ухудшение качества окружающей среды. Экологические законы Барри Коммонера. Экология и общество. Раздел II. Проблема сохранения чистоты воздушной среды (2 ч.) Тема: Особенности атмосферных процессов на территории Забайкальского края. Динамика атмосферных процессов на территории Забайкальского края. Тема: Загрязнение воздуха. Концентрации загрязняющих веществ. Основные загрязняющие вещества в воздухе и их влияние на здоровье человека. Антропогенное загрязнение атмосферы. Тема: Источники атмосферного загрязнения. Промышленные предприятия, электростанции, транспорт, сельское хозяйство как загрязнители атмосферы. Дымовое загрязнение атмосферы. Тема: Радиоактивный газ радон, чем он опасен и как уменьшить его воздействие на человека. Радон как природный газ. Радон и здоровье. Радоновая опасность в Забайкалье. Защита от радона в помещениях. Тема: Очистка воздуха. Меры по очистке воздуха: контроль источников загрязнения, технологическое усовершенствование, озеленение. Методы очистки воздуха: физические, химические. Охрана воздуха в помещениях. Раздел III. Проблема сохранения чистоты водной среды (2 ч.) Тема: Водные объекты Забайкальского края. Водные ресурсы региона: текучие воды, водные бассейны, озёра Восточного Забайкалья, подземные воды Тема: Вода и жизнь. Вода как вещество и среда обитания. Сезонные изменения в забайкальских водоёмах. Тема: Загрязнение воды в Забайкальском крае. Проблемы водных экосистем на территории региона. Основные факторы загрязнения водной среды. Сточные воды (бытовое и промышленное загрязнение воды). Биологическое, химическое и физическое загрязнение вод. Эвтрофикация и зарастание водоёмов (Ивано- Арахлейские озёра, Кенон и др.). Трансграничные переносы загрязнённых вод. Тема: Рациональное использование воды. Водопотребление. Экологические основы рационального использования водных экосистем. Минеральные воды Забайкальского края. Тема: Чистая вода. Качество воды, биологическая индикация качества воды. В поисках решения проблем: очистка воды. Роль региона в формировании качества вод озера Байкал. Раздел IV. Проблема сохранения почв в Забайкальском крае (3 ч.) Тема: Ландшафт как среда жизни. Ландшафты, характерные для Восточного Забайкалья. Преобразование ландшафтов человеком. Тема: Почвы Забайкальского края. Основные типы почв в Восточном Забайкалье. Пашни и пастбища как примеры типичных агроэкосистем Забайкальского края и их отличия от природных экосистем. Загрязнение почв пестицидами и тяжёлыми металлами. Тема: Почвенная эрозия. Почвенная эрозия, её виды в Забайкальском крае. Примеры и причины почвенной эрозии. Особенности ведения сельского хозяйства в зоне рискованного земледелия. Последствия перевыпаса скота. Тема: Добыча полезных ископаемых. Добыча полезных ископаемых как фактор разрушения почвенного слоя. Последствия добычи полезных ископаемых, приводящих к разрушению экосистем в Забайкальском крае: золотодобыча, добыча угля карьерным способом и др. Тема: Сохраним землю чистой. Проблема утилизации бытовых отходов. Свалки в окрестностях населённых пунктов, возможность загрязнения территории и подземных вод бытовыми и промышленными отходами. Факторы радиоактивного загрязнения окружающей среды региона. В поисках решения проблемы. Календарно – тематическое планирование Колво 1 Тема Формируемые понятия Экология в Экология. современном Охрана мире природы. Антропогенные факторы. Биосфера. Устойчивое развитие. Виды деятельности Приводят примеры, иллюстрирующие влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, используя различные источники информации: художественную литературу, СМИ и Интернет. Объясняют экологические проблемы с опорой на свой личный опыт и экологические «законы» Б. Коммонера. аргументируют свою точку зрения о взаимосвязь экологии с образом жизни людей и их нравственность. 2 Загрязнение воздуха Сибирский антициклон. Приземная температурная инверсия. Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ Канцерогены Сравнивают Забайкальский край по индексу загрязнения атмосферы с другими регионами России и выявляют причины различий. Приводят примеры основных загрязняющих веществ в воздухе и их источников в границах собственного населённого пункта, анализируют их влияние на здоровье человека. Исследуют интенсивность движения транспорта в социоприродном окружении школы, озеленённость территории и делают выводы на основе наблюдений. анализируют влияние курения на состояние здоровья человека и продолжительность жизни, опираясь на фактический материал, а также обосновывают своё отношение к проблеме курения 3 Источники атмосферного загрязнения Бензапирен, диоксины Анализируют источники атмосферного загрязнения по степени их влияния на окружающую среду и человека. Оценивают влияние на здоровье людей лесных и степных пожаров. Решают практические 4 Рациональное использование воды 5 Загрязнение воды задачи на расчёт. Составляют карту основных очагов загрязнения территории своего населённого пункта. Сравнивают загрязнение воздуха в разные сезоны года. Предлагают пути решения экологических проблем, связанных с загрязнением воздуха. Разрабатывают проект по улучшению состояния воздуха в своём населённом пункте. Водопотребление Перечисляют источники водоснабжения, используемые людьми. Исследуют расход воды в своей семье и пытаются задуматься о путях рационального её использования воды в своём доме. Составляют проект по сбережению воды в своей семье. Анализируют и оценивают последствия нерационального использования воды, оценивают характер взаимосвязи деятельности человека и количества/качества водных ресурсов в своём регионе с точки зрения концепции устойчивого развития Токсическое загрязнение воды промышленными стоками. Индекс загрязнения воды. Трансграничные переносы Приводят примеры загрязнителей и их источников. Оценивают последствия влияния загрязнения воды на экосистемы и здоровье человека. Характеризуют взаимосвязь водоёмов загрязнённых вод Забайкалья с другими регионами России и мира. Перечисляют условия, которые могли бы обеспечить сохранение или улучшение качества воды в своей местности с учётом различных подходов к решению проблемы сохранения водных ресурсов: нормативноправовых, технологических, социокультурных. 6 Ландшафт как среда жизни Ландшафт, экосистема, биогеоценоз. Агроландшафты. Морозное пучение. Эрозия почвенная. Виды почвенной эрозии Характеризуют особенности ландшафтов Забайкальского края. Оценивают воздействие человека на ландшафты 7 Добыча полезных ископаемых Добыча золота дражным методом, карьер, шахта, рекультивация Приводят примеры полезных ископаемых, добываемых в своей местности. Анализируют способы добычи полезных ископаемых с точки зрения воздействия их на окружающую среду и здоровье человека. Предлагают способы восстановления разрушенных добычей полезных ископаемых экосистем. Находят и осмысливают информацию по возможным способам восстановления экосистемы своего населённого пункта, разрушенной добычей полезных ископаемых 8 Сохраним землю чистой Полигон бытовых отходов. Переработка и вторичное использование мусора Анализируют ситуацию, сложившуюся с утилизацией и переработкой отходов в Забайкальском крае. Предлагают способы утилизации бытовых отходов. Оценивают замусоренность территории села и разрабатывают проект по улучшению экологического состояния