Рабочая программа литер (родная) 3 кл_подписано

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ушмунская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании
ШМО учителей начальных
классов
___________Г.А. Макарова
Протокол №____ от
«___»______20__ г.

Согласовано
Зам. директора по УВР
___________Е.Ю.Софронова
«_____»____________20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
директор школы
______________А.Ю. Попова
Приказ №___ от «___»___20__ г.
Попова Алла Юрьевна
я подтверждаю этот
документ своей
удостоверяющей
подписью
с. Ушмун
2022.09.29 08:57:00+09'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению на родном (русском) языке

3 класс

Составил: Скобельцина Е.В.,
учитель начальных классов.

2022-2023 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе:
1.

Федерального закона «О образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012

года № 273.
2.

Примерной программы ООП НОО от 8 апреля 2015 года № 1/15 одобрена

решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию.
3.

Письма Министерства образования науки Забайкальского края от 16 февраля 2016

года № 1052 «О практике применения вопросов, связанных с движением библиотечного фонда
учебников в образовательных организациях».
4.

Приказа Министерства образования науки Забайкальского края от 31 декабря 2015

года № 1577 « О внесении изменений во ФГОС от 17 декабря 2010 года № 1897».
С учётом:
- ООП образовательной программы МОУ Ушмунской СОШ;
- УМК : Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина. «Школа России».

Планируемые результаты
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к
школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и
принятия образца «хорошего ученика»;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая
социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;
– учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей,
родителей и других людей;
– способность к оценке своей учебной деятельности;
– основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в
форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России,
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание
ответственности человека за общее благополучие;
– ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных
поступков, так и поступков окружающих людей;
– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов
морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
– установка на здоровый образ жизни;
– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира,
готовность

следовать

в

своей

деятельности

нормам

природоохранного,

нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения
к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в

преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
– устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам
решения задач;
– адекватного

понимания

причин

успешности/неуспешности

учебной

деятельности;
– положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе
критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в
поступках и деятельности;
– морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их
мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и
этическим требованиям;
– установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и
поступках;
– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на
искусство как значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания
им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их
благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;
– различать способ и результат действия;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе
его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки
для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой
форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском,
родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
новом учебном материале;
– осуществлять

констатирующий

и

предвосхищающий

контроль

по

результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного
внимания;
– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных

заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве сети Интернет;
–

осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем

мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
–

использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая

виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
–

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

–

строить сообщения в устной и письменной форме;

–

ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

–

основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов,

выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь
текстов);
–

осуществлять

анализ

объектов

с

выделением

существенных

и

несущественных признаков;
–

осуществлять синтез как составление целого из частей;

–

проводить

сравнение,

сериацию

и

классификацию

по

заданным

критериям;
–

устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

–

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его

строении, свойствах и связях;
–

обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для

целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
–

осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов,

выделения существенных признаков и их синтеза;
–

устанавливать аналогии;

–

владеть рядом общих приемов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно
выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
– строить

логическое

рассуждение,

включающее

установление

причинно­следственных связей;
– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:

– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства
для

решения

различных

коммуникативных

задач,

строить

монологическое

высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть
диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и
инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в
том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию
партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться

и

приходить

к

общему

решению

в

совместной

деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер
знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы;
– контролировать действия партнера;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно использовать речевые средства для решения
коммуникативных

задач,

строить

монологическое

высказывание,

различных
владеть

диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей,
отличные от собственной;
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями
партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета
интересов и позиций всех участников;
– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения
действия;

– задавать

вопросы,

необходимые

для

организации

собственной

деятельности и сотрудничества с партнером;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных

коммуникативных

задач,

планирования

и

регуляции

своей

деятельности.
В результате изучения всех без исключения учебных предметов на при получении
начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с
содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту
литературных, учебных, научно­познавательных текстов, инструкций. Выпускники
научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса,
освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками
чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт
работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск
информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи
информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте
идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут
использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления
несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования
утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать
поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к
получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и
имеющимся жизненным опытом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
– находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
– определять тему и главную мысль текста;
– делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
– вычленять

содержащиеся

в

тексте

основные

события

и

устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному
основанию;

– сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—
3 существенных признака;
– понимать информацию, представленную в неявном виде (например,
находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение;
характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы
элементов);
– понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в
виде таблицы, схемы, диаграммы;
– понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию,
но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
– использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее,
поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
– ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
– использовать

формальные

элементы

текста

(например,

подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
– работать с несколькими источниками информации;
– сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом:преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
– пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
– соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не
показанные в тексте напрямую;
– формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить
аргументы, подтверждающие вывод;
– сопоставлять

и

обобщать

содержащуюся

в

разных

частях

текста

информацию;
– составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание,
отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
– делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего
использования;
– составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о
прочитанном.

Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
– высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном
тексте;
– оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;
определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
– на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению
достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений,
пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
– участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или
прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
– сопоставлять различные точки зрения;
– соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
– в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять
достоверную (противоречивую) информацию.
1.1.1.1.

Формирование ИКТ­компетентности обучающихся

(метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального
общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и
работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт
работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, нагляднографические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения,
звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью
телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
Обучающиеся

познакомятся

с

различными

средствами

информационно-

коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные
принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для
использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей
культуры.
Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи
средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук,
изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать
медиасообщения.
Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для

решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять
возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору
источника информации.
Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых
учебных и практических ситуациях.
В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для
решения

разнообразных

охватывающих

содержание

учебно-познавательных
всех

изучаемых

и

учебно-практических

предметов,

у

задач,

обучающихся

будут

формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и
специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в
средней и старшей школе.
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Выпускник научится:
– использовать

безопасные

для

органов

зрения,

нервной

системы,

опорно­двигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и
другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения
(мини­зарядку);
– организовывать систему папок для хранения собственной информации в
компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука,
изображения, цифровых данных
Выпускник научится:
– вводить информацию в компьютер с использованием различных технических
средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную
информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие
тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
– рисовать (создавать простые изображения)на графическом планшете;
– сканировать рисунки и тексты.
Выпускник

получит

возможность

научиться

использовать

программу

распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
Выпускник научится:
– подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат
видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);

– описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения,
записывать

аудиовизуальную

и

числовую

информацию

о

нем,

используя

инструменты ИКТ;
– собирать

числовые

данные

в

естественно-научных

наблюдениях

и

экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства
ИКТ, а также в ходе опроса людей;
– редактировать

тексты,

последовательности

изображений,

слайды

в

соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование
текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;
– пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора,
использовать

полуавтоматический

орфографический

контроль;

использовать,

добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным
правилам оформления текста;
– искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и
справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри
компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том
числе с использованием ссылок);
– заполнять учебные базы данных.
Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы
при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять
найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника
информации.
Создание, представление и передача сообщений
Выпускник научится:
–

создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ,

редактировать, оформлять и сохранять их;
–

создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или

последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения,
звука, текста;
–

готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией:

создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать
пояснения и тезисы для презентации;
–

создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;

–

создавать

простые

изображения,

пользуясь

графическими

возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов
(аппликация);
–

размещать сообщение в информационной образовательной среде

образовательной организации;
–
в

пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать

коллективной

коммуникативной

деятельности

в

информационной

образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в
файлах.
Выпускник получит возможность научиться:
– представлять данные;
– создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и
музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и
«музыкальных петель».
Планирование деятельности, управление и организация
Выпускник научится:
– создавать

движущиеся

модели

и

управлять

ими

в

компьютерно

управляемых средах (создание простейших роботов);
– определять

последовательность

выполнения

действий,

составлять

инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы
для компьютерного исполнителя с использованием конструкций

последовательного

выполнения и повторения;
– планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего
мира.
Выпускник получит возможность научиться:
– проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей
собственной

деятельности

и

деятельности

группы,

включая

навыки

роботехнического проектирования
– моделировать объекты и процессы реального мира.
Содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных
текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы
по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий,

осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному
учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному
правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с
индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на
нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст.
Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с
интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей
разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя
(доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее,
ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую
информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания,
дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста:
художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей
создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.
Практическое

освоение

умения

отличать

текст

от

набора

предложений.

Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на
смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по
теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя
текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как
источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее
представление).

Книга

учебная,

художественная,

справочная.

Элементы

книги:

содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации
в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочноиллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений,
периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к
детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование
соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Работа

с

текстом

художественного

произведения.

Понимание

заглавия

произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей
художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя).
Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и
отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации
поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание
понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных
народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных
народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных
средств

языка:

последовательное

воспроизведение

эпизода

с

использованием

специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по
иллюстрациям, пересказ.
Характеристика

героя

произведения

с

использованием

художественно-

выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений,
характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка
персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление
авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через
поступки и речь.
Освоение

разных

видов

пересказа

художественного

текста:

подробный,

выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение
опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление
текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание
каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в
виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика
героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о
герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих
составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из

разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру
поступков героев.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание
заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение
особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание
отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов
(по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа
различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение
главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или
опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста.
Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ
текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать
вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не
перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по
обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному
тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный
опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство
с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их
многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монолог

как

форма

речевого

высказывания.

Монологическое

речевое

высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме
или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании.
Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научнопопулярного,

учебного

и

художественного

текста.

Передача

впечатлений

(из

повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в
рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана
собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка
(синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его
сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы,
места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных
средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование,
описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения
Произведения

устного

народного

творчества

разных

народов

России.

Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской
литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального
характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших
школьников.
Представленность

разных

видов

книг:

историческая,

приключенческая,

фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские
периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о
Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические
произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью
учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор,
гипербол.
Ориентировка

в

литературных

понятиях:

художественное

произведение,

художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой
произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов
рассказывания:

повествование

(рассказ),

описание

(пейзаж,

портрет,

интерьер),

различение,

выделение

рассуждение (монолог героя, диалог героев).
Прозаическая

и

стихотворная

речь:

узнавание,

особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные
песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение
основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные
особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях
построения и выразительных средствах.

Творческая

деятельность

обучающихся

(на

основе

литературных

произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности
учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование,
знакомство

с

различными

способами

работы

с

деформированным

текстом

и

использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности
событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами
сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения
(текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к
произведению или на основе личного опыта.

Тематическое планирование.
№

Название раздела/темы урока

Радел 1. Водный урок по курсу литературного
чтения
1

Введение. Знакомство с учебником

Радел 2. Самое великое чудо на свете

Кол-во
часов
1
1
4

2

Книга-великое чудо.

1

3

Рукописные книги Древней Руси.

1

4

Первопечатник Иван Фёдоров.

1

Урок-путешествие в прошлое. Оценка
достижений.
Радел 3. Устное народное творчество

1

5

14

6

Знакомство с названием раздела.

1

7

Русские народные песни.

1

8

1

9

Докучные сказки. Сочинение докучных
сказок.
Произведения прикладного искусства:
гжельская и хохломская посуда, дымковская
и богородская игрушка.

10-11

Русская народная сказка «Сестрица
Алёнушка и братец Иванушка»

2

12-14

«Иван царевич и серый волк». Русская
народная сказка.

3

15-16

“Сивка – Бурка”. Русская народная сказка.

2

17

Художники-иллюстраторы В.Васнецов и
И.Билибин

1

18

КВН (обобщающий урок по разделу «Устное
народное творчество»)

1

19

Проект «Сочиняем волшебную сказку».
Оценка достижений.

1

1

Код

Радел 3. Поэтическая тетрадь 1

11

20

Знакомство с названием раздела.

1

21

Проект «Как научиться читать стихи на
основе научно – популярной статьи В.
Смоленского»

1

22

Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»

1

23

«Листья».Сочинение-миниатюра «О чем
расскажут осенние листья»

1

24

А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка»,
«Зреет рожь над жаркой нивой»

1

25

И.С. Никитин «Полно, степь моя»

1

26

И С. Никитин «Встреча зимы»

1

27

И.З. Суриков «Детство»

1

28

И.З. Суриков «Зима» Сравнение как средство
создания картины в лирическом
стихотворении

1

29

Путешествие в Литературную страну
(обобщающий урок по разделу «Поэтическая
тетрадь1»)

1

30

Оценка достижений

1

Радел 4. Великие русские писатели

24

31

Знакомство с названием раздела

1

32

А.Пушкин.

1

Подготовка сообщения «Что интересного я
узнал о жизни А.С.Пушкина»
33

А.Пушкин. Лирические стихотворения.

1

34

А. Пушкин «Зимнее утро»

1

35

А.Пушкин «Зимний вечер»

1

36-39

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о
сыне его славном и могучем богатыре князе
Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной
Царевне Лебеди».

4

40

Рисунки И.Билибина к сказке.

1

41

Соотнесение рисунков с художественным
текстом сказки.

1

42

И. А. Крылов. «Мартышка и очки».

1

43

И. А. Крылов. «Зеркало и обезьяна»

1

44

И.А. Крылов. «Ворона и лисица».

1

45

М.Ю.Лермонтов. Статья В.Воскобойникова.
Подготовка сообщения на основе статьи
учебника

1

46

М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины…»,

1

«На севере диком стоит одиноко…».
47

М. Ю. Лермонтов. «Утёс». «Осень».

1

48

Детство Л. Н. Толстого.

1

(из воспоминаний писателя). Подготовка
сообщения.
49

Л. Н. Толстой. «Акула»

1

50

Л. Н. Толстой. «Прыжок».

1

51

Л. Н. Толстой. «Лев и собачка».

1

52

Л. Н. Толстой. «Какая бывает роса на траве»,

1

«Куда девается вода из моря?». Сравнение
текстов
53

Оценка достижений

1

54

Литературный праздник (обобщающий урок
по разделу «Великие русские писатели»)

1

Радел 5. Поэтическая тетрадь 2

6

55

Знакомство с названием раздела.

1

56

Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер
бушует над бором…».

1

57

Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы».

1

58

. Д. Бальмонт. «Золотое слово».

1

59

И. А. Бунин. Выразительное чтение
стихотворений

1

60

Развивающий час (урок-обобщение по теме
«Поэтическая тетрадь 2»).

1

Радел 6. Литературные сказки

8

61

Знакомство с названием раздела

1

62

Д. Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки».
(присказка)

1

63

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго
зайца – длинные уши, косые глаза, короткий
хвост».

1

64

В. Гаршин. «Лягушка-путешественница».

1

65

В. Гаршин. «Лягушка-путешественница».

1

66

В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».

1

67

В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».

1

68

Обобщающий урок. КВН. (обобщающий урок
по первой части учебника).

1

Радел 7. Были- небылицы

10

69

Знакомство с названием раздела

1

70

М. Горький. «Случай с Евсейкой».

1

71

М. Горький. «Случай с Евсейкой».

1

72

К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей».

1

73

К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей».

1

74

К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей».

1

75

А. Куприн. «Слон».

1

76

А. Куприн. «Слон».

1

77

А. Куприн. «Слон».

1

78

Урок-путешествие по разделу «Былинебылицы».

1

Радел 8. Поэтическая тетрадь 1
79

Знакомство с названием раздела.

6
1

Саша Чёрный. «Что ты тискаешь утёнка?..»,
80

Саша Чёрный. «Воробей», «Слон».

1

81

А. Блок. «Ветхая избушка».

1

82

А. Блок. «Сны», «Ворона».

1

83

С. Есенин. «Черёмуха».

1

84

Урок-викторина по теме

1

«Поэтическая тетрадь 1».
Радел 9. Люби живое

16

85

Знакомство с названием раздела.

1

86

М. Пришвин. «Моя Родина». Заголовок –
«входная дверь» в текст. Сочинение на
основе художественного текста

1

87

И. Соколов-Микитов. «Листопадничек».

1

88

И. Соколов-Микитов. «Листопадничек».

1

89

В. И. Белов. «Малька провинилась»

1

90

В. И. Белов. «Ещё раз про Мальку».

1

91

В. Бианки. «Мышонок Пик».

1

92

В. Бианки. «Мышонок Пик».

1

93

В. Бианки. «Мышонок Пик».

1

94

Б. С. Житков. «Про обезьянку».

1

95

Б. С. Житков. «Про обезьянку».

1

96

Б. С. Житков. «Про обезьянку».

1

97

В. П. Астафьев. «Капалуха».

1

98

В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится»

1

99

Урок-конференция «Земля – наш дом
родной».

1

100

Оценка достижений

1

Радел 10. Поэтическая тетрадь 2.

8

101

Знакомство с названием раздела.

1

102

С. Я. Маршак. «Гроза днём», «В лесу над
росистой поляной»

1

103

А. Барто. «Разлука»

1

104

А. Барто. «В театре».

1

105

С. В. Михалков. «Если». «Рисунок»

1

106

Е. Благинина. «Кукушка», «Котёнок»

1

107

«Крестики-нолики» (обобщающий урок по
разделу «Поэтическая тетрадь 2»)

1

108

Оценка достижений.

1

Радел 11. Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.

12

109

Знакомство с названием раздела.

1

110

Б. Шергин. «Собирай по ягодке – наберёшь
кузовок»

1

111

А.Платонов. «Цветок на земле»

1

112

А.Платонов. «Цветок на земле»

1

113

А. П. Платонов. «Ещё мама».

1

114

А. П. Платонов. «Ещё мама».

1

115

М. Зощенко «Золотые слова»

1

116

М. Зощенко «Великие путешественники».

1

117

М. Зощенко «Великие путешественники».

1

118

Н. Носов. «Федина задача»

1

119

Н. Носов. «Телефон».

1

120

Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке
– наберёшь кузовок». Оценка достижений.
Радел 12. По страницам детских журналов

1
8

121

Знакомство с названием раздела.

1

122

Ю. Ермолаев. «Проговорился»

1

123

Ю Ермолаев «Воспитатели»

1

124126

Г. Остер. «Вредные советы»,

3

127

Создание собственного сборника добрых
советов. Легенды своей семьи, дома, города,
села.

1

128

Р. Сеф. «Весёлые стихи».

1

129

Обобщение «По страницам детских
журналов»

1

«Как получаются легенды»

Радел 13. Зарубежная литература

8

130132
133134
135

Мифы Древней Греции.

3

Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок».

2

Викторина по теме «Зарубежная литература».

1

136

Брейн-ринг. (обобщающий урок за курс 3-го
класса).

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».