МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Забайкальского края
Администрация муниципального района "Газимуро - Заводский район
МОУ Ушмунская СОШ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4704171)
Попова Алла
Юрьевна
я подтверждаю этот
документ своей
удостоверяющей
подписью
с. Ушмун
2022.09.29 08:39:
44+09'00'
учебного предмета
«Родная литература (русская)»
для 5 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Суслопарова Лариса Ивановна
учитель русского языка и литературы
Село Ушмун 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» для обучающихся 5
классов на уровне основного общего образования составлена в соответствии с реализацией
Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на основе требований федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки
России от 31 мая 2021 г.№ 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования»; зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64101) к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по
учебному предмету «Родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и
родная литература», а также Примерной программы воспитания (утверждена решением ФУМО по
общему образованию от 2 июня 2020 г.) с учётом Концепции преподавания русского языка и
литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской
Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
(РУССКАЯ)»
Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира, предоставляет широкие
возможности для отражения эстетически ценной художественной модели мира и духовного познания
жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие образцы русской литературы обладают
высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир школьников, способствуют их
приобщению к гуманистическим ценностям и культурно-историческому опыту человечества, поэтому
в поликультурной языковой среде русская литература должна изучаться на основе диалога культур.
Гуманистический потенциал русской литературы позволяет рассматривать её как общенациональную
российскую ценность, как средство воспитания школьников в духе уважительного отношения к языку
и культуре народов Российской Федерации и мира, формирования культуры межнационального
общения. Как часть предметной области «Родной язык и родная литература» учебный
предмет«Родная литература (русская)» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Изучение
предмета «Родная литература (русская)» способствует обогащению речи школьников, развитию их
речевой культуры, коммуникативной и межкультурной компетенций. Вместе с тем учебный
предмет«Родная литература (русская)» имеет специфические особенности, отличающие его от
учебного предмета «Литература», входящего в предметную область «Русский язык и литература».
Специфика курса родной русской литературы обусловлена:
— отбором произведений русской литературы, в которых наиболее ярко выражено их
национально-культурное своеобразие, например русский национальный характер, обычаи и
традиции русского народа, духовные основы русской культуры;
— более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания изучаемых
литературных произведений, расширенным историко-культурным комментарием к ним.
Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на удовлетворение потребности
школьников в изучении русской литературы как особого, эстетического, средства познания русской
национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родная (русская) литература» не
ущемляет права тех школьников, которые изучают иные родные языки и родные литературы, поэтому
учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для
углублённого изучения основного курса литературы, входящего в предметную область «Русский язык
и литература». Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения,
изучаемые в основном курсе литературы, его задача — расширить литературный и культурный
кругозор обучающихся за счёт их знакомства с дополнительными произведениями фольклора,
русской классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившими национальные
особенности русской литературы и культуры, которые могут быть включены в проблемнотематические блоки в соответствии со спецификой курса.
В содержании курса родной русской литературы в программе выделяются три содержательные
линии (три проблемно-тематических блока):
— «Россия — родина моя»;
— «Русские традиции»;
— «Русский характер — русская душа».
Каждая содержательная линия предусматривает вариативный компонент содержания курса родной
русской литературы, разработка которого в рабочих программах предполагает обращение к
литературе народов России и мира в целях выявления национально-специфического и общего в
произведениях, близких по тематике и проблематике. Например, поэты народов России о русском и
родном языках; новогодние традиции в литературе народов России и мира; образ степи в фольклоре и
литературе народов России и др.
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» для 5—9 классов основной школы
строится на сочетании проблемно-тематического, концентрического и хронологического принципов.
Содержание программы для каждого класса включает произведения фольклора, русской классики и
современной литературы, актуализирующие вечные проблемы и ценности.
Проблемно-тематические блоки объединяют произведения в соответствии с выделенными
сквозными линиями (например: родные просторы — русский лес — берёза). Внутри проблемнотематических блоков произведений выделяются отдельные подтемы, связанные с национальнокультурной спецификой русских традиций, быта и нравов (например: праздники русского мира,
Масленица, блины и т. п.).
В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова, которые позволяют на различном
литературно-художественном материале показать, как важные для национального сознания понятия
проявляются в культурном пространстве на протяжении длительного времени — вплоть до наших
дней (например: сила духа, доброта, милосердие).
В отдельные тематические блоки программы вводятся литературные произведения, включающие в
сферу выделяемых национально-специфических явлений образы и мотивы, отражённые средствами
других видов искусства — живописи, музыки, кино, театра. Это позволяет прослеживать связи между
ними (диалог искусств в русской культуре).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» ориентирована на сопровождение и
поддержку учебного предмета «Литература», входящего в образовательную область «Русский язык и
литература». Цели курса родной русской литературы в рамках предметной области «Родной язык и
родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию
характером курса, а также особенностями функционирования русского языка и русской литературы в
разных регионах Российской Федерации.
Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение следующих
целей:
— воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать
произведения родной русской литературы и обладающей гуманистическим мировоззрением,
общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством
патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России;
— формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание
ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа,
включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его
культурному наследию;
— осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к
свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской культуры;
— развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для
успешной социализации и самореализации личности в многонациональном российском
государстве.
Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих задач:
— приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического
и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации;
— осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историкокультурных, нравственных, эстетических ценностей;
— выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формирование
представлений о многообразии национально-специфичных форм художественного отражения
материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе;
— получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её
взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их взаимовлияния;
— выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе;
создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу
прочитанного;
— формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной
жизни и учебной деятельности;
— накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и
обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской
литературы;
— формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской
литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и
общества, многоаспектного диалога;
— развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа,
обработки и презентации информации из различных источников, включая Интернет, и др.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
На обязательное изучение предмета «Родная литература (русская)» в 5 классе выделяется по 34 часа в
год (из расчёта 1 учебный час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Россия — Родина моя
Преданья старины глубокой
Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе (не менее пяти
произведений).
Русские народные и литературные сказки (не менее двух произведений). Например: «Лиса
и медведь» (русская народная сказка), К. Г. Паустовский «Дремучий медведь».
Города земли русской
Москва в произведениях русских писателей
Стихотворения (не менее двух). Например: А. С. Пушкин «На тихих берегах Москвы…», М. Ю.
Лермонтов «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…», Л. Н. Мартынов «Красные ворота» и др.
А. П. Чехов. «В Москве на Трубной площади».
Родные просторы
Русский лес
Стихотворения (не менее двух). Например: А. В. Кольцов «Лес», В. А. Рождественский «Берёза», В.
А. Солоухин «Седьмую ночь без перерыва…» и др.
И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес».
Раздел 2. Русские традиции
Праздники русского мира
Рождество
Стихотворения (не менее двух). Например: Б. Л. Пастернак «Рождественская звезда» (фрагмент), В.
Д. Берестов «Перед Рождеством» и др.
А. И. Куприн. «Бедный принц».
Н. Д. Телешов. «Ёлка Митрича».
Тепло родного дома
Семейные ценности
И. А. Крылов. Басни (одно произведение по выбору). Например: «Дерево» и др.
И. А. Бунин. «Снежный бык».
В. И. Белов. «Скворцы».
Раздел 3. Русский характер — русская душа
Не до ордена — была бы Родина
Отечественная война 1812 года
Стихотворения (не менее двух). Например: Ф. Н. Глинка «Авангардная песнь», Д. В.
Давыдов«Партизан» (отрывок) и др.
Загадки русской души
Парадоксы русского характера
К. Г. Паустовский. «Похождения жука-носорога» (солдатская сказка).
Ю. Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова».
О ваших ровесниках
Школьные контрольные
К. И. Чуковский. «Серебряный герб» (фрагмент).
А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант».
Лишь слову жизнь дана
Родной язык, родная речь
Стихотворения (не менее двух). Например: И. А. Бунин «Слово», В. Г. Гордейчев «Родная
речь»и др.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Родная литература (русская)» в 5 классе направлено на достижение
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)»на
уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности образовательной организации, реализующей программы основного общего образования,
в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)»на
уровне основного общего образования должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширением опыта деятельности
на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том
числе в части:
Гражданского воспитания:
— готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей;
— активное участие в жизни семьи, образовательной организации, реализующей программы
основного общего образования, местного сообщества, родного края, страны;
— неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
— понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
— представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах
и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
— представление о способах противодействия коррупции;
— готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
— готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям,
нуждающимся в ней);
Патриотического воспитания:
— осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
— ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
— уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
Духовно-нравственного воспитания:
— ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
— готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
— активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства;
Эстетического воспитания:
— восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
— осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
— понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества;
— стремление к самовыражению в разных видах искусства;
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— осознание ценности жизни;
— ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность);
— осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,
курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
— соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернетсреде;
— способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели;
— умение принимать себя и других, не осуждая;
— умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным
эмоциональным состоянием;
— сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека;
Трудового воспитания:
— установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, города,
края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
— интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания;
— осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого;
— готовность адаптироваться в профессиональной среде;
— уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
— осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
Экологического воспитания:
— ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;
— повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения;
— активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
— осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной среды;
— готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой;
— овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
— овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды:
— освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной
среды;
— способность обучающихся ко взаимодействию в условиях неопределённости, открытость
опыту и знаниям других;
— способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
воспринимать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
— навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том
числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать
своё развитие;
— умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития;
— умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
— умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей
и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
— способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий
контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное
в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
— устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения,
критерии проводимого анализа;
— с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий;
— выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,
формулировать гипотезы о взаимосвязях;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
— формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
— проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
— оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования
(эксперимента);
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.
Работа с информацией:
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
— находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
— оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
— эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
1) Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения;
— выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
— в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования,
проекта);
— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:
— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
— планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений
и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и
иные);
— выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
— сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта
перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
1) Самоорганизация:
— выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
— ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
— самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
— делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроль:
— владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
— давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
— учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
— оценивать соответствие результата цели и условиям.
3) Эмоциональный интеллект:
— различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; —
выявлять и анализировать причины эмоций;
— ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
— регулировать способ выражения эмоций.
4) Принятие себя и других:
— осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
— признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
— принимать себя и других, не осуждая;
— открытость себе и другим;
— осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Выделять проблематику русских народных и литературных сказок, пословиц и поговорок как
основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте диалога
культур с другими народами России; осознавать ключевые для русского национального сознания
культурные и нравственные смыслы в произведениях о Москве как столице России и о русском лесе;
2) иметь начальные представления о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур
народов России; о русских национальных традициях в рождественских произведениях и
произведениях о семейных ценностях;
3) иметь начальное понятие о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской
души в произведениях о защите Родины в Отечественной войне 1812 года, о проблемах подростков и
о своеобразии русского языка и родной речи;
4) владеть умением давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе
наводящих вопросов; под руководством учителя создавать элементарные историко-культурные
комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос,
сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств и учиться
отбирать произведения для самостоятельного чтения;
5) иметь начальные представления о проектно-исследовательской деятельности, оформлении и
предъявлении её результатов, владеть элементарными умениями работы с разными источниками
информации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы
Дата
изучения
Виды деятельности
Виды, формы Электронные
контроля
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
РЭШ
1.1.
Преданья старины
глубокой
3
0
0
07.09.2022
17.09.2022
Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к Устный
опрос;
разделу учебника;
Выразительно читать пословицы;
Участвовать в аналитической беседе;
Проводить сопоставительный анализ пословиц разных народов;
Выразительно читать, в том числе по ролям, и эмоционально воспринимать сказки;
Владеть разными видами пересказа;
Работать со словом, в том числе составлять историко-культурный комментарий;
Проводить сопоставительный анализ сходных по тематике и образам-персонажам сказок разных
народов, фольклорных и литературных сказок;
1.2.
Города земли русской
3
0
1
18.09.2022
Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к
разделу учебника;
Выразительно читать и эмоционально воспринимать стихотворения и прозаический текст;
Работать со словом, составлять историко-культурный комментарий;
Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования);
Участвовать в коллективном диалоге по анализу текста;
Владеть разными видами пересказа;
Сопоставлять тематически близкие произведения;
Работать с иллюстративным материалом учебника;
Готовиться к написанию сочинения;
Учи.ру, инфоурок.
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
тестирование.;
1.3.
Родные просторы
2
0
1
04.10.2022
05.10.2022
Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к
разделу учебника;
Знакомиться с фактами биографии писателя;
Выразительно читать стихотворения, в том числе наизусть, и прозаический текст;
Работать со словом, выявлять средства художественной изобразительности, составлять
историко-культурный комментарий;
Владеть различными видами пересказа;
Участвовать в коллективном диалоге по анализу текста;
Сопоставлять тематически близкие произведения;
Работать с иллюстративным материалом учебника;
Готовиться к написанию сочинения;
Письменный
контроль;
тестирование;
Итого по разделу
8
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
ЯКласс, учи.ру
Праздники русского
мира
5
0
0
07.11.2022
Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к Устный
опрос;
разделу учебника;
Знакомиться с фактами биографии поэтов и писателей;
Эмоционально воспринимать и выразительно читать стихотворный (в том числе наизусть) и
прозаический текст;
Выражать личное читательское отношение к прочитанному;
Определять тему, проблематику, идейно-художественное содержание произведения;
Работать со словом, выявлять средства художественной изобразительности;
Выявлять ключевые слова в тексте, их символический характер, межпредметные связи; Работать
с иллюстративным материалом учебника;
Составлять краткий пересказ прозаических текстов;
Характеризовать образ главного героя рассказа;
РЭШ
2..2. Тепло родного дома
3
0
0
10.11.2022
Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к
разделу учебника;
Эмоционально воспринимать и выразительно читать, в том числе по ролям, а также
инсценировать басню, определять художественно-тематические особенности басенного жанра;
Знакомиться с фактами биографии писателей;
Читать, пересказывать (кратко, подробно, выборочно) рассказы, отвечать на вопросы; Выражать
личное читательское отношение к прочитанному;
Определять тему, проблематику, идейно-художественное содержание произведения;
Работать со словом, выявлять средства художественной изобразительности;
Выявлять ключевые слова в тексте, их символический характер, межпредметные связи; Работать
с иллюстративным материалом учебника;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
Учи.ру
Итого по разделу
8
2.1.
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР — РУССКАЯ ДУША
3.1.
Не до ордена — была
бы Родина
2
0
0
21.11.2022
23.11.2022
Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к
разделу учебника;
Выразительно читать стихотворения;
Отличать поэтический текст от прозаического, аргументировать свой ответ;
Определять тематическое единство стихотворений;
Выявлять средства художественной изобразительности в лирических произведениях (эпитет,
олицетворение, сравнение);
Выполнять письменные работы по первоначальному анализу стихотворения;
Заучивать стихотворения наизусть;
;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
Учи.ру, инфоурок
3.2.
Загадки русской души
3
0
1
07.12.2022
21.12.2022
Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к
разделу учебника;
Читать выразительно прозаический текст, отвечать на вопросы;
Учиться самостоятельно формулировать вопросы;
Пересказывать (кратко, подробно, выборочно) текст эпического произведения;
Составлять план;
Определять сюжет и тематическое своеобразие произведения;
Определять художественные средства, создающие фантастический настрой повествования;
Определять близость сказки и рассказа к фольклорным произведениям;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
Видеоуроки, РЭШ
3.3.
О ваших ровесниках
2
0
0
28.12.2022
Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к
разделу учебника;
Выразительно читать фрагменты эпического и драматического произведений, в том числе по
ролям;
Отвечать на вопросы по содержанию;
Определять тему, идею произведения;
Характеризовать героев, составлять их словесные портреты;
Находить детали, языковые средства художественной выразительности, определять их роль в
произведении;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
РЭШ
3.4.
Лишь слову жизнь
дана
1
0
0
06.01.2023
Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к
разделу учебника;
Выразительно читать стихотворения, определять их тематическое содержание, средства
художественной выразительности;
Выявлять музыкальность поэтического текста;
Заучивать стихотворения наизусть;
Устный
опрос;
УЧИ.ру, РЭШ
0
0
16.02.2023
18.02.2023
Подготовка и написание творческих работ
Сочинение;
Изложение;
Упражнения по развитию
речи, РЭШ
1
0
12.04.2023
Ответы на вопросы теста.
Тестирование;
Контрольноизмерительные
материалы.
1
3
Итого по разделу
8
Раздел 4. РАЗВИТИЕ РЕЧИ
4.1.
Развитие устной и
письменной речи
Итого по разделу
2
2
Раздел 5. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
5.1.
Итоговая контрольная
работа
1
Итого по разделу
1
Резервное время
7
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема урока
Количество часов
Дата
п/п
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Виды,
фо
контроля
1.
Рр Книга в жизни
человека
1
0
0
02.09.2022
Устный опрос
2.
Мифы народов России .
Темы, сюжеты, образы.
Легенды
и
мифы
Древней Греции.
1
0
0
05.09.2022
Практическая
работа;
уст
опрос;
3.
Мифы народов России и
мира. Подвиги Геракла
"Скотный двор царя
Авгия".
1
0
0
07.09.2022
Практическая
работа;
уст
опрос;
4.
Мифы народов России
и мира. Миф "Яблоки
Гесперид" и другие
подвиги Геракла".
1
0
0
09.09.2022
Самооценка
использование
«Оценочного
листа»;
5.
Внеклассное чтение .
Геродот "Легенда об
Арионе".
1
0
0
12.09.2022
Устный опрос
6.
Фольклор. Малые жанры 1
фольклора:
пословицы,
поговорки, загадки.
0
0
14.09.2022
Практическая
работа;
уст
опрос;
7.
Фольклор. Малые жанры 1
фольклора:
песни,
пестушки,
приговорки,
скороговорки.
0
0
16.09.2022
Практическая
работа;
уст
опрос;
8.
Развитие
речи. 1
Интерпретация пословиц
и
создание
связного
текста по пословице.
0
0
19.09.2022
Письменный
контроль;
9.
Сказки народов России и 1
мира.
жанровые
и
эстетические особенности
сказок.
Виды сказок.
0
0
21.09.2022
Устный опрос
10.
Русские народные сказки.
"Царевна
лягушка".
Животные
помощники.
Чудесные противники.
1
0
0
23.09.2022
Практическая
работа;
уст
опрос;
11.
"Царевна-лягушка".
Система 1
образов.
Василиса Премудрая и Иван
Царевич. Народная мораль в
характере и поступках героев.
0
0
26.09.2022
Устный опрос;
12.
"Иван- крестьянский сын и 1
Чудо-Юдо"".
Волшебная
сказка
героического содержания. Тема
мирного труда и защиты
родной земли.
0
0
28.09.2022
Практическая
работа;
уст
опрос;
13.
"Журавль
и
цапля",
"Солдатская
шинель".
Жанровые особенности сказок
и животных и бытовых сказок.
1
0
0
30.09.2022
Устный опрос;
14.
Роды и жанры литературы.
Их основные признаки. (
резервный урок)
1
0
0
03.10.2022
Устный опрос; К
сказителей;
инсценирование.
15.
Басня
как
жанр.
Баснописцы
Эзоп,
Лафонтен..
Урок
внеклассного чтения
1
0
0
05.10.2022
Устный опрос;
16.
Русские баснописцы 18 века.
А.П. Сумароков "Кокушка",
И.Дмитриев "Муха". Урок
внеклассного чтения.
1
0
0
07.10.2022
Устный опрос;
17.
И.А. Крылов. Басня "Волк
на псарне".
Исторический контекст и
аллегорический смыл басни.
1
0
0
10.10.2022
Устный опрос;
18.
И.А. Крылов. "Ворона и
лисица". Выражение народной
мудрости в баснях и их
поучительный
характер.
Инсценировка басен.
1
0
0
12.10.2022
Устный опрос;
19.
И.А.Крылов " Свинья под
дубом", "Листы и корни".
1
0
0
14.10.2022
Устный опрос;
20.
И.А.Крылов " Осёл
соловей","Квартет".
1
0
0
17.10.2022
Практическая
работа;
ус
опрос;
21.
А.С.Пушкин.
Стихотворения
"Зимнее утро", "Зимний вечер".
Изображение природы.
1
0
0
19.10.2022
Практическая
работа;
22.
А.С.Пушкин.
"Няне",
лукоморья дуб зелёный".
"У 1
0
0
21.10.2022
Практическая
работа;
23.
А.С.Пушкин. "Сказка о мёртвой
царевне и семи богатырях".
Герои сказки. Противостояние
добрых и злых сил, утверждение
мысли о внутренней красоты
над красотою внешней.
1
0
0
24.10.2022
Практическая
работа;
ус
опрос;
24.
"Сказка о мёртвой царевне
и семи богатырях".
Художественное
совершенство пушкинской
сказки.
1
0
0
26.10.2022
Самооценка
использованием
«Оценочного
листа»;
25.
А.С.Пушкин. "Сказка о мёртвой
царевне и семи богатырях".
Устное
сочинениесравнительная характеристика
героинь.
1
0
0
28.10.2022
Устный
о
устное сочинени
и
26.
"Сказка о мёртвой царевне
1
и семи богатырях".
Стихотворная и прозаическая
реяь. Ритм, способы рифмоки,
рифма.
0
0
07.11.2022
Устный опрос;
27.
Приключенческая
1
литература.
А.Погорельский "Черная курица,
или подземные жители" как
произведение нравоучительного
характера.
0
0
09.11.2022
Устный опрос;
28.
Приключенческая
1
литература.
А.Погорельский "Черная курица,
или подземные жители".
0
0
11.11.2022
Практическая
работа;
29.
М.Ю.Лермонтов
"Бородино".
1
0
0
14.11.2022
Устный опрос;
30.
М.Ю.Лермонтов
Бородино".
1
0
0
16.11.2022
Самооценка
использованием
«Оценочного
листа»;
31.
Н.В.Гоголь
"Ночь
перед 1
Рождеством". Сюжет.
Сочетание
комического
и
лирического.
0
0
18.11.2022
Устный опрос;
32.
Н.В.Гоголь
Рождеством"
фантастика.
"Ночь
перед
Реальность
и
1
0
0
21.11.2022
Практическая
работа;
33.
Н.В.Гоголь
место".
"Заколдованное
1
0
0
23.11.2022
Практическая
работа;
34.
Н.А.Некрасов
Отрывок
из
поэмы "Мороз, Красный нос".
Отрывок.
1
0
0
25.11.2022
Практическая
работа;
"
35.
Н.А.Некрасов "Крестьянские
дети", "Школьник".
1
0
28.11.2022
Практическая
работа;
уст
опрос;
36.
Н.А.Некрасов
"
Крестьянские
дети",
"Школьник". Тема детства.
1
0
0
30.11.2022
Устный опрос;
37.
И.С.Тургенев
"Муму".
Повесть о крепостном праве.
1
0
0
02.12.2022
Устный опрос;
38.
И.С.Тургеев "Муму".Сюжет
и
композиция.
Система
образов.
1
0
0
05.12.2022
Устный опрос;
39.
И.С.Тургенев
Система образов.
Портрет и пейзаж.
"Муму".
1
0
0
07.12.2022
Письменный
контроль;
40.
И.С.Тургенев
"Муму".
Символический образ немого.
1
0
0
09.12.2022
Устный опрос;
41.
Рр Сочинение: ответ
проблемный вопрос.
1
0
0
12.12.2022
Практическая
работа;
42.
Л.Н.Тостой.
"Кавказский 1
пленник". Историческая основа,
идея произведения.
0
0
14.12.2022
Практическая
работа;
43.
Л.Н.Толстой. "Кавказский
пленник".Жилин
и
Костылин.
1
0
0
16.12.2022
Устный опрос;
44.
Л.Н.Толстой
"Кавказский
пленник". Жилин и Дина.
1
0
0
19.12.2022
Самооценка
использованием
«Оценочного ли
устный опрос;
45.
Л.Н.Толстой
пленник".
композиция.
1
0
0
21.12.2022
Письменный
контроль;
;
на
"Кавказский
Сюжет
и
0
46.
Внеклассное чтение. детские
произведения Л.Н.Толстого.
1
0
0
23.12.2022
Устный опрос;
47.
Литература
и
Итоговый контроль.
1
0
0
26.12.2022
Тестирование;
;
48.
Поэты 19 века о Родине, о
родной природе.
Стихотворения
А.Фета,Ф.Тютчева,
И.Бунина. .
1
0
0
28.12.2022
Практическая ра
устный опрос;
49.
Поэта 19 века о Родине и
природе.
Стихотворения
А.Толстого,
А.Кузнецова, И.Бунина
1
0
0
30.12.2022
Практическая
работа;
50.
Поэты 20 века о Родине, родной 1
природе. Стихотвореня А.Блока,
С.Есенина, Н.Рубцова.
0
0
13.01.2023
Устный опрос;
51.
Поэты 20 века о родине и
родной природе.
1
0
0
16.01.2023
Практическая
работа;
52.
Рр Анали поэтического текста
по плану.
1
0
0
18.01.2023
Письменный
контроль;
ус
опрос;
53.
А.П.Чехов
"
Хирургия".
Сюжеты
и
образы
юмористических рассказов.
1
0
0
20.01.2023
Практическая
работа;
54.
А.П.Чехов
"Лошадиная
фамилия". Способы создания
комического. Юмор.
1
0
0
23.01.2023
Устный опрос;
55.
Произведения
приключенческого жанра К.
Булычёв " Девочка , с которой
ничего не случится", "Миллион
приключений"
(
одно
по
выбору).
1
0
0
25.01.2023
Практическая
работа;
жизнь.
56.
Произведения
приключенческого
жанра.
Сюжет, композиция, система
образов. Анализ.
57.
Внеклассное
чтение.
П.Бажов "Хозяйка Медной
горы".
Особенности
сказа,
характеристика героев.
58.
1
27.01.2023
Практическая
работа;
0
0
1
0
0
30.01.2023
Практическая раб
К.Г.Паустовский "Заячьи
лапы", Кот- ворюга".
Взаимоотношения человека и
животного.
Нраственные
проблемы рассказов.
1
0
0
01.02.2023
Практическая раб
59.
К.Г.Паустовский " Тёплый
хлеб". Сюжет, композиция,
особенность сказки.
1
0
0
03.02.2023
Практическая раб
60.
М.Пришвин "Кладовая солнца".
Мир природы в повести-были.
1
0
0
06.02.2023
Устный опрос;
61.
М.Пришвин
"Кладовая
солнца". Человек и природа.
Герои произведения.
1
0
0
08.02.2023
Устный опрос;
62.
Зарубежная
проза
о
животных.
Э.Сетон
Томпсон "Арно".
Героическая
судьба
почтового голубя.
1
0
0
10.02.2023
Практическая раб
63.
Зарубежная
проза
о
животных.
Э.СетонТомсон" "Арно".
1
0
0
13.02.2023
Устный опрос;
64.
Зарубежная проза о животных.
Дж.Даррелл
"Говорящий
свёрток".
1
0
0
15.02.2023
Устный опрос;
65.
Зарубежная проза о животных.
Дж.Даррелл
"Говорящий
свёрток".
1
0
0
17.02.2023
Устный опрос;
66.
Проиведения
зарубежных
животных.
и
о
1
0
0
20.02.2023
Устный опрос;
67.
Произведения отечественных
писателей 19-21 века на тему
детства. В Короленко " В
дурном
обществе".
Семья
судьи.
1
0
0
22.02.2023
Устный опрос;
68.
Произведения
отечественных 1
писателей 19-21 веков на тему
детства.
В.Г.Короленко " В дурном
обществе". Жизнь среди
серых камней. Семья пана
Тыбурция.
0
0
24.02.2023
Устный опрос;
69.
А.Платонов "Никита". Мир
ребёнка.
1
0
0
27.02.2023
Устный опрос;
70.
А.Платонов "Никита". Быль и
фантастика".
1
0
0
01.03.2023
Устный опрос;
71.
Произведения отечественной
литературы 20-21 века на
тему детство.
А.Твардовский
"Рассказ
танкиста". К.Симонов " Майор
привёз мальчишку на рассвете".
1
0
0
03.03.2023
Устный опрос;
72.
Произведения отечественной
литературы 20-21 века на тему
детства
по
выбору
(В.Крапивин,
В.Астафьев,
Ю.Казаков, А.Алексин).
1
0
0
06.03.2023
Самооценка
использованием
«Оценочного ли
устный опрос;
русских
писателей
73.
Произведения
на
тему
"Человек на войне.
В.Катаев " Сын полка". Мир
ребёнка и мир взрослых.
74.
"Человек на войне. В.Катаев
" Сын полка". Проблема
героизма"
1
75.
В.Катаев "Сын полка". Образ
главного героя.
1
0
0
13.03.2023
Самооценка
использованием
«Оценочного листа»;
76.
Л.
Кассиль.
"Отметки
Риммы Лебедевой".
1
0
0
15.03.2023
Устный опрос;
77.
Война и дети в произведениях
о Великой Отечественной
войне".
1
0
0
17.03.2023
Устный опрос;
78.
.В.П.Астафьев
"Васюткина 1
озеро"автобиографическая
повесть.
0
0
20.03.2023
Устный опрос;
79.
В.П.Астафьев
"Васюткина
озеро".
Становление
характера героя.
1
0
0
22.03.2023
Устный опрос;
80.
рр Сочинение: составление 1
характеристики главного героя.
0
0
03.04.2023
Письменный контроль
81.
В.Крапивин
"
Тень
Каравеллы". Сюжет и герои.
1
0
0
05.04.2023
Устный опрос;
82.
В.Крапивин
"Тень
Каравеллы".
Что
значит
дружба в жизни героев?
1
0
0
07.04.2023
Практическая работа;
1
0
0
0
0
08.03.2023
10.03.2023
Устный опрос;
Самооценка
использованием
«Оценочного
устный опрос;
ли
83.
Литература
народов
Российской
Федерации.
Р.Гамзатов
"Песни
соловья",М.Карим " Радость
нашего дома".
1
0
0
12.04.2023
Устный опрос;
84.
Г.Х.Андерсен
"Снежная
королева"- сказка о победе
любви и добра.
1
0
0
10.04.2023
Устный опрос;
85.
Г.Х.Андерсен
"
Снежная 1
королева".
Превосходство
душевной
красоты над внешней.
0
0
14.04.2023
Устный опрос;
86.
Зарубежная сказочная проза
по выбору .
Л.Керолл " Алиса в стране
чудес. Стиль и язык,
художественные приёмы.
1
0
0
17.04.2023
Контрольная
работа;
87.
Л.Керролл " Алиса в стране
чудес". Стиль и язык,
художественные приёмы.
1
0
0
19.04.2023
Тестирование;
88.
Художественный
литературной сказки.
1
0
0
21.04.2023
Практическая
работа;
89.
М.М.Зощенко " Галоша".
Тема, идея, сатира.
1
0
0
24.04.2023
Практическая
работа;
90.
М.М.Зощенко
Минька".
1
0
0
26.04.2023
Практическая
работа;
91.
М.Твен " Приключения Тома
Сойера"- главы.
Мир детства.
1
0
0
28.04.2023
Практическая
работа;
92.
Р.Бредбери
"
Хрупкость мира.
Каникулы". 1
0
0
01.05.2023
Практическая
работа;
93.
Образы
детей
литературных
произведениях.
Контрольная работа.
0
0
03.05.2023
Письменный
контроль;
мир
"Лёля
и
в
1
94.
Зарубежная приключенческая
проза. Р.Л. Стивенсон "Остров
сокровищ"( главы).
1
0
0
05.05.2023
Практическая
работа;
95.
Зарубежная
приключенческая проза Р.Л.
Стивенсон "Чёрная стрела"главы.
1
0
0
08.05.2023
Практическая
работа;
96.
Дж.Лондон " Сказание о
Кише". Повествование о
взрослении ребёнка.
1
0
0
10.05.2023
Устный опрос;
97.
Зарубежная
литература.
Итоговое обобщение.
1
0
0
12.05.2023
Устный опрос;
98.
Контрольная работа.
1
0
0
15.05.2023
Контрольная
работа;
99.
Контрольная работа.
1
0
0
17.05.2023
Тестирование;
100.
Обобщение изученного: мой
читательский опыт.
1
0
0
19.05.2023
Устный опрос;
101.
Обобщение изученного. Мои
любимые произведения.
1
0
0
22.05.2023
Практическая
работа;
102.
Обобщение изученного. РР
мой любимый герой.
1
0
0
24.05.2023
Практическая
работа;
102
0
0
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Введите свой вариант:
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ