Рабочая программа Родная литература 5 класс_подписано

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Забайкальского края

Администрация муниципального района "Газимуро - Заводский район

МОУ Ушмунская СОШ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4704171)

Попова Алла
Юрьевна
я подтверждаю этот
документ своей
удостоверяющей
подписью
с. Ушмун
2022.09.29 08:39:
44+09'00'

учебного предмета
«Родная литература (русская)»

для 5 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Суслопарова Лариса Ивановна
учитель русского языка и литературы

Село Ушмун 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» для обучающихся 5
классов на уровне основного общего образования составлена в соответствии с реализацией
Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на основе требований федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки
России от 31 мая 2021 г.№ 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования»; зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64101) к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по
учебному предмету «Родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и
родная литература», а также Примерной программы воспитания (утверждена решением ФУМО по
общему образованию от 2 июня 2020 г.) с учётом Концепции преподавания русского языка и
литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской
Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
(РУССКАЯ)»
Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира, предоставляет широкие
возможности для отражения эстетически ценной художественной модели мира и духовного познания
жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие образцы русской литературы обладают
высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир школьников, способствуют их
приобщению к гуманистическим ценностям и культурно-историческому опыту человечества, поэтому
в поликультурной языковой среде русская литература должна изучаться на основе диалога культур.
Гуманистический потенциал русской литературы позволяет рассматривать её как общенациональную
российскую ценность, как средство воспитания школьников в духе уважительного отношения к языку
и культуре народов Российской Федерации и мира, формирования культуры межнационального
общения. Как часть предметной области «Родной язык и родная литература» учебный
предмет«Родная литература (русская)» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Изучение
предмета «Родная литература (русская)» способствует обогащению речи школьников, развитию их
речевой культуры, коммуникативной и межкультурной компетенций. Вместе с тем учебный
предмет«Родная литература (русская)» имеет специфические особенности, отличающие его от
учебного предмета «Литература», входящего в предметную область «Русский язык и литература».
Специфика курса родной русской литературы обусловлена:
— отбором произведений русской литературы, в которых наиболее ярко выражено их
национально-культурное своеобразие, например русский национальный характер, обычаи и
традиции русского народа, духовные основы русской культуры;
— более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания изучаемых
литературных произведений, расширенным историко-культурным комментарием к ним.
Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на удовлетворение потребности
школьников в изучении русской литературы как особого, эстетического, средства познания русской
национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родная (русская) литература» не
ущемляет права тех школьников, которые изучают иные родные языки и родные литературы, поэтому
учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для
углублённого изучения основного курса литературы, входящего в предметную область «Русский язык

и литература». Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения,
изучаемые в основном курсе литературы, его задача — расширить литературный и культурный
кругозор обучающихся за счёт их знакомства с дополнительными произведениями фольклора,
русской классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившими национальные
особенности русской литературы и культуры, которые могут быть включены в проблемнотематические блоки в соответствии со спецификой курса.
В содержании курса родной русской литературы в программе выделяются три содержательные
линии (три проблемно-тематических блока):
— «Россия — родина моя»;
— «Русские традиции»;
— «Русский характер — русская душа».
Каждая содержательная линия предусматривает вариативный компонент содержания курса родной
русской литературы, разработка которого в рабочих программах предполагает обращение к
литературе народов России и мира в целях выявления национально-специфического и общего в
произведениях, близких по тематике и проблематике. Например, поэты народов России о русском и
родном языках; новогодние традиции в литературе народов России и мира; образ степи в фольклоре и
литературе народов России и др.
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» для 5—9 классов основной школы
строится на сочетании проблемно-тематического, концентрического и хронологического принципов.
Содержание программы для каждого класса включает произведения фольклора, русской классики и
современной литературы, актуализирующие вечные проблемы и ценности.
Проблемно-тематические блоки объединяют произведения в соответствии с выделенными
сквозными линиями (например: родные просторы — русский лес — берёза). Внутри проблемнотематических блоков произведений выделяются отдельные подтемы, связанные с национальнокультурной спецификой русских традиций, быта и нравов (например: праздники русского мира,
Масленица, блины и т. п.).
В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова, которые позволяют на различном
литературно-художественном материале показать, как важные для национального сознания понятия
проявляются в культурном пространстве на протяжении длительного времени — вплоть до наших
дней (например: сила духа, доброта, милосердие).
В отдельные тематические блоки программы вводятся литературные произведения, включающие в
сферу выделяемых национально-специфических явлений образы и мотивы, отражённые средствами
других видов искусства — живописи, музыки, кино, театра. Это позволяет прослеживать связи между
ними (диалог искусств в русской культуре).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» ориентирована на сопровождение и
поддержку учебного предмета «Литература», входящего в образовательную область «Русский язык и
литература». Цели курса родной русской литературы в рамках предметной области «Родной язык и
родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию
характером курса, а также особенностями функционирования русского языка и русской литературы в
разных регионах Российской Федерации.
Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение следующих
целей:
— воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать

произведения родной русской литературы и обладающей гуманистическим мировоззрением,
общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством
патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России;
— формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание
ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа,
включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его
культурному наследию;
— осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к
свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской культуры;
— развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для
успешной социализации и самореализации личности в многонациональном российском
государстве.
Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих задач:
— приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического
и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации;
— осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историкокультурных, нравственных, эстетических ценностей;
— выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формирование
представлений о многообразии национально-специфичных форм художественного отражения
материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе;
— получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её
взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их взаимовлияния;
— выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе;
создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу
прочитанного;
— формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной
жизни и учебной деятельности;
— накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и
обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской
литературы;
— формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской
литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и
общества, многоаспектного диалога;
— развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа,
обработки и презентации информации из различных источников, включая Интернет, и др.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
На обязательное изучение предмета «Родная литература (русская)» в 5 классе выделяется по 34 часа в
год (из расчёта 1 учебный час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Россия — Родина моя
Преданья старины глубокой
Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе (не менее пяти
произведений).
Русские народные и литературные сказки (не менее двух произведений). Например: «Лиса
и медведь» (русская народная сказка), К. Г. Паустовский «Дремучий медведь».
Города земли русской
Москва в произведениях русских писателей
Стихотворения (не менее двух). Например: А. С. Пушкин «На тихих берегах Москвы…», М. Ю.
Лермонтов «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…», Л. Н. Мартынов «Красные ворота» и др.
А. П. Чехов. «В Москве на Трубной площади».
Родные просторы
Русский лес
Стихотворения (не менее двух). Например: А. В. Кольцов «Лес», В. А. Рождественский «Берёза», В.
А. Солоухин «Седьмую ночь без перерыва…» и др.
И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес».

Раздел 2. Русские традиции
Праздники русского мира
Рождество
Стихотворения (не менее двух). Например: Б. Л. Пастернак «Рождественская звезда» (фрагмент), В.
Д. Берестов «Перед Рождеством» и др.
А. И. Куприн. «Бедный принц».
Н. Д. Телешов. «Ёлка Митрича».
Тепло родного дома
Семейные ценности
И. А. Крылов. Басни (одно произведение по выбору). Например: «Дерево» и др.
И. А. Бунин. «Снежный бык».
В. И. Белов. «Скворцы».

Раздел 3. Русский характер — русская душа
Не до ордена — была бы Родина
Отечественная война 1812 года
Стихотворения (не менее двух). Например: Ф. Н. Глинка «Авангардная песнь», Д. В.
Давыдов«Партизан» (отрывок) и др.
Загадки русской души
Парадоксы русского характера
К. Г. Паустовский. «Похождения жука-носорога» (солдатская сказка).

Ю. Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова».
О ваших ровесниках
Школьные контрольные
К. И. Чуковский. «Серебряный герб» (фрагмент).
А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант».
Лишь слову жизнь дана
Родной язык, родная речь
Стихотворения (не менее двух). Например: И. А. Бунин «Слово», В. Г. Гордейчев «Родная
речь»и др.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Родная литература (русская)» в 5 классе направлено на достижение
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)»на
уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности образовательной организации, реализующей программы основного общего образования,
в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)»на
уровне основного общего образования должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширением опыта деятельности
на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том
числе в части:
Гражданского воспитания:
— готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей;
— активное участие в жизни семьи, образовательной организации, реализующей программы
основного общего образования, местного сообщества, родного края, страны;
— неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
— понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
— представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах
и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
— представление о способах противодействия коррупции;
— готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
— готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям,
нуждающимся в ней);
Патриотического воспитания:
— осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
— ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
— уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
Духовно-нравственного воспитания:
— ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

— готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
— активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства;
Эстетического воспитания:
— восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
— осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
— понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества;
— стремление к самовыражению в разных видах искусства;
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— осознание ценности жизни;
— ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность);
— осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,
курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
— соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернетсреде;
— способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели;
— умение принимать себя и других, не осуждая;
— умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным
эмоциональным состоянием;
— сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека;
Трудового воспитания:
— установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, города,
края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
— интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания;
— осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого;

— готовность адаптироваться в профессиональной среде;
— уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
— осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
Экологического воспитания:
— ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;
— повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения;
— активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
— осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной среды;
— готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой;
— овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
— овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды:
— освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной
среды;
— способность обучающихся ко взаимодействию в условиях неопределённости, открытость
опыту и знаниям других;
— способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
воспринимать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
— навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том
числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать
своё развитие;
— умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития;

— умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
— умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей
и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
— способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий
контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное
в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
— устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения,
критерии проводимого анализа;
— с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий;
— выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,
формулировать гипотезы о взаимосвязях;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
— формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
— проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
— оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования
(эксперимента);
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых

условиях и контекстах.
Работа с информацией:
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
— находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
— оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
— эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
1) Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения;
— выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
— в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования,
проекта);
— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:
— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;

— планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений
и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и
иные);
— выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
— сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта
перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
1) Самоорганизация:
— выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
— ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
— самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
— делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроль:
— владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
— давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
— учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
— оценивать соответствие результата цели и условиям.
3) Эмоциональный интеллект:
— различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; —
выявлять и анализировать причины эмоций;
— ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
— регулировать способ выражения эмоций.

4) Принятие себя и других:
— осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
— признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
— принимать себя и других, не осуждая;
— открытость себе и другим;
— осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Выделять проблематику русских народных и литературных сказок, пословиц и поговорок как
основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте диалога
культур с другими народами России; осознавать ключевые для русского национального сознания
культурные и нравственные смыслы в произведениях о Москве как столице России и о русском лесе;
2) иметь начальные представления о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур
народов России; о русских национальных традициях в рождественских произведениях и
произведениях о семейных ценностях;
3) иметь начальное понятие о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской
души в произведениях о защите Родины в Отечественной войне 1812 года, о проблемах подростков и
о своеобразии русского языка и родной речи;
4) владеть умением давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе
наводящих вопросов; под руководством учителя создавать элементарные историко-культурные
комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос,
сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств и учиться
отбирать произведения для самостоятельного чтения;
5) иметь начальные представления о проектно-исследовательской деятельности, оформлении и
предъявлении её результатов, владеть элементарными умениями работы с разными источниками
информации.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы Электронные
контроля
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
РЭШ

1.1.

Преданья старины
глубокой

3

0

0

07.09.2022
17.09.2022

Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к Устный
опрос;
разделу учебника;
Выразительно читать пословицы;
Участвовать в аналитической беседе;
Проводить сопоставительный анализ пословиц разных народов;
Выразительно читать, в том числе по ролям, и эмоционально воспринимать сказки;
Владеть разными видами пересказа;
Работать со словом, в том числе составлять историко-культурный комментарий;
Проводить сопоставительный анализ сходных по тематике и образам-персонажам сказок разных
народов, фольклорных и литературных сказок;

1.2.

Города земли русской

3

0

1

18.09.2022

Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к
разделу учебника;
Выразительно читать и эмоционально воспринимать стихотворения и прозаический текст;
Работать со словом, составлять историко-культурный комментарий;
Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования);
Участвовать в коллективном диалоге по анализу текста;
Владеть разными видами пересказа;
Сопоставлять тематически близкие произведения;
Работать с иллюстративным материалом учебника;
Готовиться к написанию сочинения;

Учи.ру, инфоурок.
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
тестирование.;

1.3.

Родные просторы

2

0

1

04.10.2022
05.10.2022

Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к
разделу учебника;
Знакомиться с фактами биографии писателя;
Выразительно читать стихотворения, в том числе наизусть, и прозаический текст;
Работать со словом, выявлять средства художественной изобразительности, составлять
историко-культурный комментарий;
Владеть различными видами пересказа;
Участвовать в коллективном диалоге по анализу текста;
Сопоставлять тематически близкие произведения;
Работать с иллюстративным материалом учебника;
Готовиться к написанию сочинения;

Письменный
контроль;
тестирование;

Итого по разделу

8

Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ

ЯКласс, учи.ру

Праздники русского
мира

5

0

0

07.11.2022

Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к Устный
опрос;
разделу учебника;
Знакомиться с фактами биографии поэтов и писателей;
Эмоционально воспринимать и выразительно читать стихотворный (в том числе наизусть) и
прозаический текст;
Выражать личное читательское отношение к прочитанному;
Определять тему, проблематику, идейно-художественное содержание произведения;
Работать со словом, выявлять средства художественной изобразительности;
Выявлять ключевые слова в тексте, их символический характер, межпредметные связи; Работать
с иллюстративным материалом учебника;
Составлять краткий пересказ прозаических текстов;
Характеризовать образ главного героя рассказа;

РЭШ

2..2. Тепло родного дома

3

0

0

10.11.2022

Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к
разделу учебника;
Эмоционально воспринимать и выразительно читать, в том числе по ролям, а также
инсценировать басню, определять художественно-тематические особенности басенного жанра;
Знакомиться с фактами биографии писателей;
Читать, пересказывать (кратко, подробно, выборочно) рассказы, отвечать на вопросы; Выражать
личное читательское отношение к прочитанному;
Определять тему, проблематику, идейно-художественное содержание произведения;
Работать со словом, выявлять средства художественной изобразительности;
Выявлять ключевые слова в тексте, их символический характер, межпредметные связи; Работать
с иллюстративным материалом учебника;

Письменный
контроль;
Устный
опрос;

Учи.ру

Итого по разделу

8

2.1.

Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР — РУССКАЯ ДУША
3.1.

Не до ордена — была
бы Родина

2

0

0

21.11.2022
23.11.2022

Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к
разделу учебника;
Выразительно читать стихотворения;
Отличать поэтический текст от прозаического, аргументировать свой ответ;
Определять тематическое единство стихотворений;
Выявлять средства художественной изобразительности в лирических произведениях (эпитет,
олицетворение, сравнение);
Выполнять письменные работы по первоначальному анализу стихотворения;
Заучивать стихотворения наизусть;

;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;

Учи.ру, инфоурок

3.2.

Загадки русской души

3

0

1

07.12.2022
21.12.2022

Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к
разделу учебника;
Читать выразительно прозаический текст, отвечать на вопросы;
Учиться самостоятельно формулировать вопросы;
Пересказывать (кратко, подробно, выборочно) текст эпического произведения;
Составлять план;
Определять сюжет и тематическое своеобразие произведения;
Определять художественные средства, создающие фантастический настрой повествования;
Определять близость сказки и рассказа к фольклорным произведениям;

Письменный
контроль;
Устный
опрос;

Видеоуроки, РЭШ

3.3.

О ваших ровесниках

2

0

0

28.12.2022

Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к
разделу учебника;
Выразительно читать фрагменты эпического и драматического произведений, в том числе по
ролям;
Отвечать на вопросы по содержанию;
Определять тему, идею произведения;
Характеризовать героев, составлять их словесные портреты;
Находить детали, языковые средства художественной выразительности, определять их роль в
произведении;

Письменный
контроль;
Устный
опрос;

РЭШ

3.4.

Лишь слову жизнь
дана

1

0

0

06.01.2023

Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к
разделу учебника;
Выразительно читать стихотворения, определять их тематическое содержание, средства
художественной выразительности;
Выявлять музыкальность поэтического текста;
Заучивать стихотворения наизусть;

Устный
опрос;

УЧИ.ру, РЭШ

0

0

16.02.2023
18.02.2023

Подготовка и написание творческих работ

Сочинение;
Изложение;

Упражнения по развитию
речи, РЭШ

1

0

12.04.2023

Ответы на вопросы теста.

Тестирование;

Контрольноизмерительные
материалы.

1

3

Итого по разделу

8

Раздел 4. РАЗВИТИЕ РЕЧИ
4.1.

Развитие устной и
письменной речи

Итого по разделу

2
2

Раздел 5. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
5.1.

Итоговая контрольная
работа

1

Итого по разделу

1

Резервное время

7

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема урока
Количество часов
Дата
п/п
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
фо
контроля

1.

Рр Книга в жизни
человека

1

0

0

02.09.2022

Устный опрос

2.

Мифы народов России .
Темы, сюжеты, образы.
Легенды
и
мифы
Древней Греции.

1

0

0

05.09.2022

Практическая
работа;
уст
опрос;

3.

Мифы народов России и
мира. Подвиги Геракла
"Скотный двор царя
Авгия".

1

0

0

07.09.2022

Практическая
работа;
уст
опрос;

4.

Мифы народов России
и мира. Миф "Яблоки
Гесперид" и другие
подвиги Геракла".

1

0

0

09.09.2022

Самооценка
использование
«Оценочного
листа»;

5.

Внеклассное чтение .
Геродот "Легенда об
Арионе".

1

0

0

12.09.2022

Устный опрос

6.

Фольклор. Малые жанры 1
фольклора:
пословицы,
поговорки, загадки.

0

0

14.09.2022

Практическая
работа;
уст
опрос;

7.

Фольклор. Малые жанры 1
фольклора:
песни,
пестушки,
приговорки,
скороговорки.

0

0

16.09.2022

Практическая
работа;
уст
опрос;

8.

Развитие
речи. 1
Интерпретация пословиц
и
создание
связного
текста по пословице.

0

0

19.09.2022

Письменный
контроль;

9.

Сказки народов России и 1
мира.
жанровые
и
эстетические особенности
сказок.
Виды сказок.

0

0

21.09.2022

Устный опрос

10.

Русские народные сказки.
"Царевна
лягушка".
Животные
помощники.
Чудесные противники.

1

0

0

23.09.2022

Практическая
работа;
уст
опрос;

11.

"Царевна-лягушка".
Система 1
образов.
Василиса Премудрая и Иван
Царевич. Народная мораль в
характере и поступках героев.

0

0

26.09.2022

Устный опрос;

12.

"Иван- крестьянский сын и 1
Чудо-Юдо"".
Волшебная
сказка
героического содержания. Тема
мирного труда и защиты
родной земли.

0

0

28.09.2022

Практическая
работа;
уст
опрос;

13.

"Журавль
и
цапля",
"Солдатская
шинель".
Жанровые особенности сказок
и животных и бытовых сказок.

1

0

0

30.09.2022

Устный опрос;

14.

Роды и жанры литературы.
Их основные признаки. (
резервный урок)

1

0

0

03.10.2022

Устный опрос; К
сказителей;
инсценирование.

15.

Басня
как
жанр.
Баснописцы
Эзоп,
Лафонтен..
Урок
внеклассного чтения

1

0

0

05.10.2022

Устный опрос;

16.

Русские баснописцы 18 века.
А.П. Сумароков "Кокушка",
И.Дмитриев "Муха". Урок
внеклассного чтения.

1

0

0

07.10.2022

Устный опрос;

17.

И.А. Крылов. Басня "Волк
на псарне".
Исторический контекст и
аллегорический смыл басни.

1

0

0

10.10.2022

Устный опрос;

18.

И.А. Крылов. "Ворона и
лисица". Выражение народной
мудрости в баснях и их
поучительный
характер.
Инсценировка басен.

1

0

0

12.10.2022

Устный опрос;

19.

И.А.Крылов " Свинья под
дубом", "Листы и корни".

1

0

0

14.10.2022

Устный опрос;

20.

И.А.Крылов " Осёл
соловей","Квартет".

1

0

0

17.10.2022

Практическая
работа;
ус
опрос;

21.

А.С.Пушкин.
Стихотворения
"Зимнее утро", "Зимний вечер".
Изображение природы.

1

0

0

19.10.2022

Практическая
работа;

22.

А.С.Пушкин.
"Няне",
лукоморья дуб зелёный".

"У 1

0

0

21.10.2022

Практическая
работа;

23.

А.С.Пушкин. "Сказка о мёртвой
царевне и семи богатырях".
Герои сказки. Противостояние
добрых и злых сил, утверждение
мысли о внутренней красоты
над красотою внешней.

1

0

0

24.10.2022

Практическая
работа;
ус
опрос;

24.

"Сказка о мёртвой царевне
и семи богатырях".
Художественное
совершенство пушкинской
сказки.

1

0

0

26.10.2022

Самооценка
использованием
«Оценочного
листа»;

25.

А.С.Пушкин. "Сказка о мёртвой
царевне и семи богатырях".
Устное
сочинениесравнительная характеристика
героинь.

1

0

0

28.10.2022

Устный
о
устное сочинени

и

26.

"Сказка о мёртвой царевне
1
и семи богатырях".
Стихотворная и прозаическая
реяь. Ритм, способы рифмоки,
рифма.

0

0

07.11.2022

Устный опрос;

27.

Приключенческая
1
литература.
А.Погорельский "Черная курица,
или подземные жители" как
произведение нравоучительного
характера.

0

0

09.11.2022

Устный опрос;

28.

Приключенческая
1
литература.
А.Погорельский "Черная курица,
или подземные жители".

0

0

11.11.2022

Практическая
работа;

29.

М.Ю.Лермонтов
"Бородино".

1

0

0

14.11.2022

Устный опрос;

30.

М.Ю.Лермонтов
Бородино".

1

0

0

16.11.2022

Самооценка
использованием
«Оценочного
листа»;

31.

Н.В.Гоголь
"Ночь
перед 1
Рождеством". Сюжет.
Сочетание
комического
и
лирического.

0

0

18.11.2022

Устный опрос;

32.

Н.В.Гоголь
Рождеством"
фантастика.

"Ночь
перед
Реальность
и

1

0

0

21.11.2022

Практическая
работа;

33.

Н.В.Гоголь
место".

"Заколдованное

1

0

0

23.11.2022

Практическая
работа;

34.

Н.А.Некрасов
Отрывок
из
поэмы "Мороз, Красный нос".
Отрывок.

1

0

0

25.11.2022

Практическая
работа;

"

35.

Н.А.Некрасов "Крестьянские
дети", "Школьник".

1

0

28.11.2022

Практическая
работа;
уст
опрос;

36.

Н.А.Некрасов
"
Крестьянские
дети",
"Школьник". Тема детства.

1

0

0

30.11.2022

Устный опрос;

37.

И.С.Тургенев
"Муму".
Повесть о крепостном праве.

1

0

0

02.12.2022

Устный опрос;

38.

И.С.Тургеев "Муму".Сюжет
и
композиция.
Система
образов.

1

0

0

05.12.2022

Устный опрос;

39.

И.С.Тургенев
Система образов.
Портрет и пейзаж.

"Муму".

1

0

0

07.12.2022

Письменный
контроль;

40.

И.С.Тургенев
"Муму".
Символический образ немого.

1

0

0

09.12.2022

Устный опрос;

41.

Рр Сочинение: ответ
проблемный вопрос.

1

0

0

12.12.2022

Практическая
работа;

42.

Л.Н.Тостой.
"Кавказский 1
пленник". Историческая основа,
идея произведения.

0

0

14.12.2022

Практическая
работа;

43.

Л.Н.Толстой. "Кавказский
пленник".Жилин
и
Костылин.

1

0

0

16.12.2022

Устный опрос;

44.

Л.Н.Толстой
"Кавказский
пленник". Жилин и Дина.

1

0

0

19.12.2022

Самооценка
использованием
«Оценочного ли
устный опрос;

45.

Л.Н.Толстой
пленник".
композиция.

1

0

0

21.12.2022

Письменный
контроль;
;

на

"Кавказский
Сюжет
и

0

46.

Внеклассное чтение. детские
произведения Л.Н.Толстого.

1

0

0

23.12.2022

Устный опрос;

47.

Литература
и
Итоговый контроль.

1

0

0

26.12.2022

Тестирование;
;

48.

Поэты 19 века о Родине, о
родной природе.
Стихотворения
А.Фета,Ф.Тютчева,
И.Бунина. .

1

0

0

28.12.2022

Практическая ра
устный опрос;

49.

Поэта 19 века о Родине и
природе.
Стихотворения
А.Толстого,
А.Кузнецова, И.Бунина

1

0

0

30.12.2022

Практическая
работа;

50.

Поэты 20 века о Родине, родной 1
природе. Стихотвореня А.Блока,
С.Есенина, Н.Рубцова.

0

0

13.01.2023

Устный опрос;

51.

Поэты 20 века о родине и
родной природе.

1

0

0

16.01.2023

Практическая
работа;

52.

Рр Анали поэтического текста
по плану.

1

0

0

18.01.2023

Письменный
контроль;
ус
опрос;

53.

А.П.Чехов
"
Хирургия".
Сюжеты
и
образы
юмористических рассказов.

1

0

0

20.01.2023

Практическая
работа;

54.

А.П.Чехов
"Лошадиная
фамилия". Способы создания
комического. Юмор.

1

0

0

23.01.2023

Устный опрос;

55.

Произведения
приключенческого жанра К.
Булычёв " Девочка , с которой
ничего не случится", "Миллион
приключений"
(
одно
по
выбору).

1

0

0

25.01.2023

Практическая
работа;

жизнь.

56.

Произведения
приключенческого
жанра.
Сюжет, композиция, система
образов. Анализ.

57.

Внеклассное
чтение.
П.Бажов "Хозяйка Медной
горы".
Особенности
сказа,
характеристика героев.

58.

1

27.01.2023

Практическая
работа;

0

0

1

0

0

30.01.2023

Практическая раб

К.Г.Паустовский "Заячьи
лапы", Кот- ворюга".
Взаимоотношения человека и
животного.
Нраственные
проблемы рассказов.

1

0

0

01.02.2023

Практическая раб

59.

К.Г.Паустовский " Тёплый
хлеб". Сюжет, композиция,
особенность сказки.

1

0

0

03.02.2023

Практическая раб

60.

М.Пришвин "Кладовая солнца".
Мир природы в повести-были.

1

0

0

06.02.2023

Устный опрос;

61.

М.Пришвин
"Кладовая
солнца". Человек и природа.
Герои произведения.

1

0

0

08.02.2023

Устный опрос;

62.

Зарубежная
проза
о
животных.
Э.Сетон
Томпсон "Арно".
Героическая
судьба
почтового голубя.

1

0

0

10.02.2023

Практическая раб

63.

Зарубежная
проза
о
животных.
Э.СетонТомсон" "Арно".

1

0

0

13.02.2023

Устный опрос;

64.

Зарубежная проза о животных.
Дж.Даррелл
"Говорящий
свёрток".

1

0

0

15.02.2023

Устный опрос;

65.

Зарубежная проза о животных.
Дж.Даррелл
"Говорящий
свёрток".

1

0

0

17.02.2023

Устный опрос;

66.

Проиведения
зарубежных
животных.

и
о

1

0

0

20.02.2023

Устный опрос;

67.

Произведения отечественных
писателей 19-21 века на тему
детства. В Короленко " В
дурном
обществе".
Семья
судьи.

1

0

0

22.02.2023

Устный опрос;

68.

Произведения
отечественных 1
писателей 19-21 веков на тему
детства.
В.Г.Короленко " В дурном
обществе". Жизнь среди
серых камней. Семья пана
Тыбурция.

0

0

24.02.2023

Устный опрос;

69.

А.Платонов "Никита". Мир
ребёнка.

1

0

0

27.02.2023

Устный опрос;

70.

А.Платонов "Никита". Быль и
фантастика".

1

0

0

01.03.2023

Устный опрос;

71.

Произведения отечественной
литературы 20-21 века на
тему детство.
А.Твардовский
"Рассказ
танкиста". К.Симонов " Майор
привёз мальчишку на рассвете".

1

0

0

03.03.2023

Устный опрос;

72.

Произведения отечественной
литературы 20-21 века на тему
детства
по
выбору
(В.Крапивин,
В.Астафьев,
Ю.Казаков, А.Алексин).

1

0

0

06.03.2023

Самооценка
использованием
«Оценочного ли
устный опрос;

русских
писателей

73.

Произведения
на
тему
"Человек на войне.
В.Катаев " Сын полка". Мир
ребёнка и мир взрослых.

74.

"Человек на войне. В.Катаев
" Сын полка". Проблема
героизма"

1

75.

В.Катаев "Сын полка". Образ
главного героя.

1

0

0

13.03.2023

Самооценка
использованием
«Оценочного листа»;

76.

Л.
Кассиль.
"Отметки
Риммы Лебедевой".

1

0

0

15.03.2023

Устный опрос;

77.

Война и дети в произведениях
о Великой Отечественной
войне".

1

0

0

17.03.2023

Устный опрос;

78.

.В.П.Астафьев
"Васюткина 1
озеро"автобиографическая
повесть.

0

0

20.03.2023

Устный опрос;

79.

В.П.Астафьев
"Васюткина
озеро".
Становление
характера героя.

1

0

0

22.03.2023

Устный опрос;

80.

рр Сочинение: составление 1
характеристики главного героя.

0

0

03.04.2023

Письменный контроль

81.

В.Крапивин
"
Тень
Каравеллы". Сюжет и герои.

1

0

0

05.04.2023

Устный опрос;

82.

В.Крапивин
"Тень
Каравеллы".
Что
значит
дружба в жизни героев?

1

0

0

07.04.2023

Практическая работа;

1

0

0

0

0

08.03.2023

10.03.2023

Устный опрос;

Самооценка
использованием
«Оценочного
устный опрос;

ли

83.

Литература
народов
Российской
Федерации.
Р.Гамзатов
"Песни
соловья",М.Карим " Радость
нашего дома".

1

0

0

12.04.2023

Устный опрос;

84.

Г.Х.Андерсен
"Снежная
королева"- сказка о победе
любви и добра.

1

0

0

10.04.2023

Устный опрос;

85.

Г.Х.Андерсен
"
Снежная 1
королева".
Превосходство
душевной
красоты над внешней.

0

0

14.04.2023

Устный опрос;

86.

Зарубежная сказочная проза
по выбору .
Л.Керолл " Алиса в стране
чудес. Стиль и язык,
художественные приёмы.

1

0

0

17.04.2023

Контрольная
работа;

87.

Л.Керролл " Алиса в стране
чудес". Стиль и язык,
художественные приёмы.

1

0

0

19.04.2023

Тестирование;

88.

Художественный
литературной сказки.

1

0

0

21.04.2023

Практическая
работа;

89.

М.М.Зощенко " Галоша".
Тема, идея, сатира.

1

0

0

24.04.2023

Практическая
работа;

90.

М.М.Зощенко
Минька".

1

0

0

26.04.2023

Практическая
работа;

91.

М.Твен " Приключения Тома
Сойера"- главы.
Мир детства.

1

0

0

28.04.2023

Практическая
работа;

92.

Р.Бредбери
"
Хрупкость мира.

Каникулы". 1

0

0

01.05.2023

Практическая
работа;

93.

Образы
детей
литературных
произведениях.
Контрольная работа.

0

0

03.05.2023

Письменный
контроль;

мир

"Лёля

и

в

1

94.

Зарубежная приключенческая
проза. Р.Л. Стивенсон "Остров
сокровищ"( главы).

1

0

0

05.05.2023

Практическая
работа;

95.

Зарубежная
приключенческая проза Р.Л.
Стивенсон "Чёрная стрела"главы.

1

0

0

08.05.2023

Практическая
работа;

96.

Дж.Лондон " Сказание о
Кише". Повествование о
взрослении ребёнка.

1

0

0

10.05.2023

Устный опрос;

97.

Зарубежная
литература.
Итоговое обобщение.

1

0

0

12.05.2023

Устный опрос;

98.

Контрольная работа.

1

0

0

15.05.2023

Контрольная
работа;

99.

Контрольная работа.

1

0

0

17.05.2023

Тестирование;

100.

Обобщение изученного: мой
читательский опыт.

1

0

0

19.05.2023

Устный опрос;

101.

Обобщение изученного. Мои
любимые произведения.

1

0

0

22.05.2023

Практическая
работа;

102.

Обобщение изученного. РР
мой любимый герой.

1

0

0

24.05.2023

Практическая
работа;

102

0

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Введите свой вариант:
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».