Муниципальное общеобразовательное учреждение Ушмунская средняя общеобразовательная школа Рассмотрено: Утверждено: Заседание педагогического совета Приказ № ___ от _____________ Протокол № ____ от ______________ Директор __________ /_____________/ Программа воспитания школьника (проект) Ответственный: ЗДВР, Макарова Галина Александровна Ушмун, 2021 1 «Воспитание – есть управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий». Х.Й.Лийметс и Л.И.Новиков 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МОУ Ушмунская СОШ является средней общеобразовательной школой, численность обучающихся на 1 сентября 2021 года составляет 78 человек, численность педагогического коллектива – 15 человек. Обучение ведётся с 1 по 11 класс по трем уровням образования: начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование. МОУ Ушмунская СОШ это сельская школа, удаленная от культурных и научных центров, спортивных школ и школ искусств. Школа находится в центре села, социальное окружение два продовольственных магазина, здание администрации, сельская библиотека, здание почты, жилые дома. Все социльно значимое окружение школы положительно влияет на детей. Данные факторы не могут не вносить особенности в воспитательный процесс. Но следствием этого являются и положительные стороны. Социокультурная среда села более консервативна и традиционна, чем в городе, сохраняется внутреннее духовное богатство, бережное отношение к Родине и природе. Сельская природная среда естественна и приближена к людям. Наш школьник воспринимает природу как естественную среду собственного обитания. Сельская школа, объединяя интеллигенцию, является не только образовательным, но и культурным центром села. Круг общения детей здесь не столь обширен, но само общение отличается детальным знанием окружающих людей. В таких условиях у детей значительно раньше формируется уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к людям труда, взаимопомощь. Практически все педагоги школы родились в нашем поселке, учились в этой школе, теперь работают в ней. Знают личностные особенности, бытовые условия жизни друг друга, отношения в семьях, что способствуют установлению доброжелательных и доверительных отношений между педагогами, школьниками и их родителями. В небольшом коллективе интенсивнее идет процесс установления межличностных контактов, существует реальная возможность проявить себя в общем деле. У нас все на виду, что при создании ситуации совместного поиска стимулирует активность учащихся и учителей. Нет резкой обособленности между классами, учащимися разного возраста. Таким образом, создавая условия для ребенка по выбору форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей, учитываем особенности сельской школы. В процессе воспитания сотрудничаем с районным Домом культуры, администрацией сельского поселения Ушмунское, КДН и ЗП, ПДН ОВД Газимуро– 2 Заводского района, так же социальными партнерами школы в воспитании учащихся является СДК «Ушмунский», детский сад, детско-юношеская спортивная школа, краеведческий музей, Центральная районная библиотека, кампания «Норильский никель», которая организовала для учащихся района программу интенсивного обучения «Школа городских компетенций» благодаря которой учащиеся школы овладевают навыками социального проектирования и участвуют в конкурсе изобретателей «IMAKE», а также проводится профориентационная работа. Принимаем участие в проектах, конкурсах и мероприятиях районного краевого уровней. В школе 2017 году создан отряд Юнармия. Разработана программа «Молодежная администрация», данная программа работает на протяжении 8 лет. Определяет принципы совместной жизни учащихся и учителей, взаимопонимание, доброжелательность, уважение друг к другу, а также создаёт условия для самоуправления, сотрудничества и ответственности за функционирование школы. Школа имеет свои символы: Герб школы: На голубом фоне земного шара – наши знания охватывают все мировые достижения человека, которые мы черпаем из учебных книг (раскрытая книга) на страницах которой с левой стороны разноцветный щит каждый цвет символизирует : черная полоса – ученость, желтая- гармония с природой другими людьми и самим собой, розовая – успешность , зеленая – приверженность здорового образа жизни, голубая – величие, красота, ясность, белая – мобильность, красная – семьянин, гражданин. Справа юнармейский значок - государство и армию. Год образования школы -1974. Гимн школы. Девиз школьного объединения: «Мы разные, но равные» Процесс воспитания основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников: - неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в школе; 3 - ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов; - реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детсковзрослых общностей, которые объединяют детей и педагогов содержательными событиями, позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей; - системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности. Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие: - ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов; - коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ результатов каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников; - создание таких условий, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора); - ориентирование педагогов школы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; - явление ключевой фигурой воспитания в школе классного руководителя, реализующего по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую функции. Таким образом, сохраняется основной смысл традиции: система ценностных ориентиров, объединяющая школьные поколения в единую историко-культурную и социальную общность. Изменяются формы, методы, приемы, средства реализации. Сохраняется связь времен, связь поколений. 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие школьников, проявляющееся: 4 в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний); в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений); в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть, в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел). Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты: В воспитании детей младшего, среднего и старшего школьного возраста таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. Выделение данного приоритета связано с особенностями детей: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие: быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим; быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах; знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы); 5 проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; знания; жизни; стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья; быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чёмто непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений. Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования: 1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям 6 данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие: - быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим; - быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца; - знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; - беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы); - проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; - стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; - соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; - уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья; 7 - быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений. 2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений: - к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; - к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; - к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; - к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; - к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; - к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; 8 - к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; - к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир; - к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и самоопределяющимся и позволяющие избегать чувства одиночества; - к самим себе как хозяевам своей судьбы, самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников. 3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел. Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся 9 у них реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества. Это: - опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; - трудовой опыт, опыт участия в производственной практике; - опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции; - опыт природоохранных дел; - опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице; - опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности; - опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения; - опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей; - опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт; - опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации. Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников. Задачи воспитания: 1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе 2) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы; 10 3) вовлекать школьников вкружки, секции, и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности; 4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися; 5) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ; 6) поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций; 7) организовывать для школьниковэкскурсии, походы и реализовывать их воспитательный потенциал; 8) организовыватьпрофориентационную работу со школьниками; 9) организовать работу школьных бумажных и электронных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал; 10) развиватьпредметно-эстетическую среду школыи реализовывать ее воспитательные возможности; 11) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей. 3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле. 3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела» Ключевые дела – это комплекс главных традиционных общешкольных дел, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей. Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы: На внешкольном уровне: социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педогамии комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на 11 преобразование окружающего школу социума (День солидарности в борьбе терроризмом; Неделя (месячник) безопасности; Дни (митинги, шествия, парады), посвящённые памятным датам; Конкурсы территорий). открытые дискуссионные площадки – регулярно организуемый комплекс открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских, совместных), на которые приглашаются представители других школ, представители комитета образования, общественности и в рамках которых обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные, проблемы, касающиеся жизни школы. проводимые и организуемые совместно с семьями учащихся спортивные состязания, представления, которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих На школьном уровне: общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы («День матери», «8 марта - Международный женский день»; ежегодный фестиваль музыкального детского творчества «Песня спутница солдата»; КВН Цикл дел «Школьная выставка»); торжественные мероприятия («1сентября – День знаний», «Последний звонок» «День учителя», «Праздник прощания с Азбукой»); церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу (Общешкольные линейки). На уровне классов: выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел; участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел. На индивидуальном уровне: вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.); 12 индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел; наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми; при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы. 3.2. Модуль «Классное руководство» Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель) организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями. Работа с классным коллективом: инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе; организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе. проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения. сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса. выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе. Индивидуальная работа с учащимися: 13 изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями. поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить. индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи. коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе. Работа с учителями, преподающими в классе: регулярные консультации классного руководителя с учителямипредметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися; проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников; привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке; привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей. Работа с родителями учащихся или их законными представителями: регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом; помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителямипредметниками; организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей; 14 привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса; организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы. Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности» Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности дополнительного образования преимущественно осуществляется через: - вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; - формирование в кружках, детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения; - поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций; - поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования происходит в рамках следующих выбранных школьниками видов деятельности: - Познавательная деятельность представлена научным обществом учащихся «Планета талантов» для учащихся 1-4 классов, НОУ «Я исследователь » для учащихся 5-11 классов , направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экологическим проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. - Художественное творчество представлено программой дополнительного образования «Город мастеров» для учащихся 1-4 классов, «Я пою» для учащихся 5-6 классов, в т.ч. для учащихся с ОВЗ , создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие. - Туристско-краеведческая деятельность представлена курсом внеурочной деятельности для учащихся 5-6 классов «Чтение географических произведений» , направленной на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе. 15 и - Спортивно-оздоровительная деятельность представлена программой внеурочной деятельности «Волейбол», «Баскетбол» для учащихся 1-11 классов , для учащихся 1-4 классов программа внеурочной деятельности «Шахматы», направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых. - Трудовая деятельность представлена программой внеурочной деятельности «Юная модница», «Столярное дело» направленное на развитие творческих способностей школьников, воспитания у них трудолюбия и уважительного отношения к труду. 3.4. Модуль «Школьный урок» Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее: установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; 16 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов «Шаг – в будущее», что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. 3.5. Модуль «Самоуправление» Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагогакуратора) в детско-взрослое самоуправление. Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом: На уровне школы: - через деятельностьученического самоуправления в школе представлено в форме «Молодёжная администрация», где старосты всех классов имеют свои поручения. Учащимися всех классов избирается глава «Молодёжной администрации». Один-два раза в месяц собирается Совет, на котором происходит анализ сделанных за истекший период дел и обсуждаются предложения как, в какой форме проводить запланированные на следующий этап мероприятия, корректируется время, ответственные и пр. На уровне классов: Через деятельность выбранных по инициативе обучающихся класса лидеров старост, представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и 17 классных руководителей, другие «жители» «Молодёжной администрации» узнают о предстоящих мероприятиях, могут коллегиально скорректировать работу в своём классе. Пост главы «Молодёжной администрации» и всех остальных учащихся входящих в ученическое самоуправление действует 1 год. На индивидуальном уровне: через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел; через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п. 3.6. Модуль «Детские общественные объединения» На базе школы созданы и работают детские общественные объединения и организации: Молодёжная администрация, ВВПОД «Юнармии», Команда КВН «Пиксели» Действующее на базе школы детское общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных объединениях" (ст. 5). Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через: утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения; организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел, направленных на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других; клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел в школе празднования знаменательных для членов объединения событий; 18 рекрутинговые мероприятия в школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него для новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.); поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, организации деятельности пресс-центра детского объединения, проведения традиционных огоньков – формы коллективного анализа проводимых детским объединением дел). 3.8. Модуль «Экскурсии, походы» Экскурсии, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности: ежегодные походы на природу, организуемые в классах их классными руководителями и родителями школьников, после окончания учебного года; (военно – патриотическая игра «Зарница»; регулярные сезонные экскурсии на природу, организуемые в начальных классах их классными руководителями («Природа зимой», «Осенний парк», «Приметы весны» и т.п.); экскурсия в сельскую администрацию: в сельскую библиотеку на мероприятие (1 раз в месяц ) и по мере необходимости - шествие к мемориальной доске для возложения венков и цветов (3 раза в - экскурсии в организации, сельского поселения; - выезд в другой населённый пункт в музей год); выезд в другие населённые пункты для участия в конкурсах, фестивалях, соревнованиях др. 19 биологические экспедиции в заказник «Реликтовая дубовая роща» с целью изучения имеющихся здесь природных ландшафтов, флоры и фауны, через работу НОУ «Планета талантов»; вахты –памяти на мемориале боевой Славы в центре с. Газимурский Завод, на местах Богдатского боя. 3.9. Модуль «Профориентация» Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. В школе два раза в год проходит декада по профориентации. С начальной школы разрабатываем план мероприятий, чтобы учащийся уже с 1 класса был заинтересован в выборе профессии для себя. Классные руководители в своих планах воспитательной работы строго включают работу по профориентации со своим классом такие как Конкурс рисунков «Я и моя будущая профессия», игра «Дорога в страну профессий» и т. д. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и в непрофессиональную составляющие такой деятельности: Циклыпрофориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; профориентационные игры: деловые игры, квесты, расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности; экскурсии на предприятия, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии; совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования; участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет; (Билет в Будущее) 3.10. Модуль «Школьныемедиа» Цель школьных медиа – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности: 20 разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и консультирующих их взрослых, целью которого является освещение через школьную газету «Школьный вестник» наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, мероприятий, кружков, секций. Школьные новости – новости органов самоуправления. Содержит информационный материал о деятельности ученического самоуправления, их результатах, размещение созданных детьми рассказов, стихов, сказок, репортажей. Рубрика «Калейдоскоп»- информация о жизни классов. участие школьников в конкурсах школьных медиа. 3.11. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии её грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как: - оформление интерьера школьных помещений: (стенд «Наши достижения», стенд «Юнармия» информационный стенд «Для тебя выпускник», стенд «Информационная безопасность», «Школьные годы», «Осторожно тонкий лёд», «Дети войны» и т. д. размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведённых ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.); озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, полоса припятствий, спортивных и игровых площадок; благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов «Классный уголок», позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми; 21 событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.); акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, инсталляции, фотовернисажи) на важных для воспитания ценностях школы, её традициях, правилах. 3.12. Модуль «Работа с родителями» Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности: На групповом уровне: родительский комитет школы участвует в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей; ( родительские курсы, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов; родительские дни – Дни открытых дверей, во время которых родители могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе образовательного процесса в школе; общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; На индивидуальном уровне: работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций психолог; участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка – Совет по профилактике; помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности; 22 индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей – по плану педагога или запросу родителей. 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Анализ организуемого в школе воспитательного процесса проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения. Анализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по решению администрации образовательной организации). Основными принципами, на основе которых осуществляется анализ воспитательного процесса в школе, являются: принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами; принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности; принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими), так и стихийной социализации и саморазвития детей. Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса являются следующие: результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников (какова динамика личностного развития школьников каждого класса; какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать?); воспитательная деятельность педагогов (испытывают ли педагоги затруднения в определении цели и задач своей воспитательной деятельности; испытывают ли они проблемы с реализацией воспитательного потенциала их совместной с детьми деятельности; стремятся ли они к формированию вокруг себя 23 привлекательных для школьников детско-взрослых общностей; доброжелателен ли стиль их общения со школьниками; складываются ли у них доверительные отношения со школьниками; являются ли они для своих воспитанников значимыми взрослыми людьми?); управление воспитательным процессом в образовательной организации (имеют ли педагоги чёткое представление о нормативно-методических документах, регулирующих воспитательный процесс в школе, о своих должностных обязанностях и правах, сфере своей ответственности; создаются ли школьной администрацией условия для профессионального роста педагогов в сфере воспитания; поощряются ли школьные педагоги за хорошую воспитательную работу со школьниками?); ресурсное обеспечение воспитательного процесса в образовательной организации (в каких материальных, кадровых, информационных ресурсах, необходимых для организации воспитательного процесса, особенно нуждается школа – с учётом ее реальных возможностей; какие имеющиеся у школы ресурсы используются недостаточно; какие нуждаются в обновлении?). - работа с родителями или законными представителями школьников ( формы и методы работы, виды деятельности) как одно из направлений более эффективного достижения цели воспитания. - результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников (какова динамика личностного развития школьников каждого класса; какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать?) Итогом анализа организуемого в школе воспитательного процесса является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений. Дела ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД 1-4 КЛАССЫ Ключевые общешкольные дела Классы Ориентировочное 24 Ответственные Торжественная линейка «Первый звонок» Мероприятия месячников безопасности и гражданской защиты детей (по профилактике ДДТТ, пожарной безопасности, экстремизма, терроризма, разработка схемы-маршрута «Домшкола-дом», учебно-тренировочная эвакуация учащихся из здания) Мероприятия месячника гражданского и патриотического воспитания: военно-патриотическая игра «Зарница». Конкурс рисунков, Уроки мужества. «Посвящение в первоклассники». Кросс Нации Мероприятия месячника правовых знаний и профилактики правонарушений. Единый день профилактики правонарушений и деструктивного поведения (правовые, профилактические игры, беседы и т.п.) День учителя в школе: акция по поздравлению учителей, учителейветеранов педагогического труда, День самоуправления, концертная программа. Мероприятие «Внимание дети» по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма «Золотая осень»: Конкурс рисунков. Праздник Осени. Конкурс поделок из природного и бросового материала. Мероприятие памяти героев Забайкалья День правовой защиты детей. Анкетирование учащихся на случай нарушения их прав и свобод в школе и семье. Мероприятия месячника эстетического воспитания в школе. Новый год в школе: украшение кабинетов, оформление окон, конкурс рисунков, поделок, утренник. Час памяти «Блокада Ленинграда» 1-4 время проведения 1.09.21 1-4 сентябрь сентябрь 1-4 1-4 1-4 1-4 сентябрь сентябрь октябрь Заместитель директора по ВР Заместитель директора по ВР, классные руководители, учитель ОБЖ Заместитель директора по ВР, классные руководители, учитель физкультуры, учитель ОБЖ Классный руководитель Учитель физкультуры Заместитель директора по ВР, классные руководители 1-4 октябрь Заместитель директора по ВР 1-4 октябрь Учителя физкультуры 1-4 октябрь Классные руководители 1-4 декабрь 1-4 ноябрь Заместитель директора по ВР, классные руководители Заместитель директора по ВР, классные руководители 1-4 декабрь Заместитель директора по ВР, классные руководители 1-4 январь классные руководители 25 Мероприятия посвящённые 23 февраля: акция по поздравлению пап и дедушек, мальчиков, конкурс рисунков. 8 Марта в школе: конкурс рисунков, акция по поздравлению мам, бабушек, девочек, утренник Мероприятия месячника нравственного воспитания «Спешите делать добрые дела». Весенняя неделя добра День космонавтики: конкурс рисунков Экологическая акция «Охранять природу значит любить Родину» Итоговая выставка детского творчества 1-4 февраль 1-4 март 1-4 апрель Заместитель директора по ВР, классные руководители 1-4 апрель классные руководители 1-4 апрель 1-4 апрель Заместитель директора по ВР Классные руководители Заместитель директора по ВР, руководители кружков, классные руководители Заместитель директора по ВР День Победы: акции «Бессмертный 1-4 май полк», «С праздником, ветеран!», концерт в ДК, акция «Окна Победы» Торжественная линейка «Последний 1-4 май звонок» Курсы внеурочной деятельности Название курса Классы Количество часов в неделю «Шахматы» 1-4 1 «Юнармия» 2-4 2 «Финансовая грамотность» 2-4 1 «Вокальное пение» 1-4 1 «Легоконструирование» 1-4 1 Ментальная арифметика 1 1 Самоуправление Дела, события, мероприятия Классы Ориентировочное время проведения Выборы старост класса, активов 1-4 сентябрь классов, распределение обязанностей. Работа в соответствии с 1-4 В течение года обязанностями Отчет перед классом о проведенной 1-4 май работе Профориентация Дела, события, мероприятия Классы Ориентировочное время проведения Месячник профориентаций в школе: 1-4 январь 26 Заместитель директора по ВР, классные руководители, классные руководители Заместитель директора по ВР Ответственные Петрова Н.М. Софронова Е.Ю. Макарова Г.А. Муратова В.Ю. Муратова В.Ю. Попова А.Ю. Ответственные Классные руководители Классные руководители Классные руководители Ответственные Классные руководители - конкурс рисунков, всероссийский проект «Билет в будущее», викторина «Все профессии важны – выбирай на вкус!», беседы Дела, события, мероприятия Рубрика «Калейдоскоп»информация о жизни класса Видео-, фотосъемка классных мероприятий. Школьные медиа Классы Ориентировочное время проведения 1-4 В течение года 1-4 В течение года Детские общественные объединения Дела, события, мероприятия Классы Ориентировочное время проведения Трудовая акция «Школьный двор» 1-4 октябрь Весенняя Неделя Добра (ряд 1-4 апрель мероприятий, осуществляемых каждым классом: «Чистое село чистая планета», «Памяти павших», «Посади дерево», и др.) Приём в отряд «Юнармия» 2-4 май Дела, события, мероприятия Экскурсии, походы Классы Ориентировочное время проведения 1-4 В течение года Ответственные Классные руководители Классные руководители Ответственные Классные руководители Классные руководители Руководитель отряда «Юнармия» Ответственные Посещение концертов в Доме Классные руководители культуры поселка Экскурсия в школьный музей 1-4 октябрь Классные руководители Сезонные экскурсии в природу 1-4 По плану клас.рук. Классные руководители Поездки на новогодние 1-4 декабрь Классные руководители представления в районный ДК Организация предметно-эстетической среды Дела, события, мероприятия Классы Ориентировочное Ответственные время проведения Выставки рисунков, фотографий 1-4 В течение года ЗДВР, Классные творческих работ, посвященных руководители событиям и памятным датам Оформление классных уголков 1-4 В течение года Классные руководители Трудовые десанты по уборке территории школы Праздничное украшение кабинетов, окон кабинета Дела, события, мероприятия 1-4 В течение года Классные руководители 1-4 В течение года Классные руководители Работа с родителями Классы Ориентировочное время 27 Ответственные Участие родителей в проведении общешкольных, классных мероприятий: «Бессмертный полк», «Зарница», новогодний утренник, «Мама, папа, я – спортивная семья!», «Детский орден милосердия», классные «огоньки» и др. Общешкольное родительское собрание 1-4 проведения В течение года 1-4 Октябрь, март Педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей Информационное оповещение через школьный сайт Индивидуальные консультации Совместные с детьми походы, экскурсии. Работа Совета профилактики с неблагополучными семьями по вопросам воспитания, обучения детей 1-4 1 раз/четверть Директор школы Завуч, классные руководители Классные руководители 1-4 В течение года Зам.директора по ВР 1-4 1-4 В течение года По плану классных руководителей По плану Совета 1-4 Заместитель директора по ВР, рук-ль движения «Солнышко», классные руководители Классные руководители Классные руководители Председатель Совета Классное руководство (согласно индивидуальным по планам работы классных руководителей) Школьный урок (согласно индивидуальным по планам работы учителей-предметников) ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД 5-9 КЛАССЫ Ключевые общешкольные дела Дела Классы Ориентировочное Ответственные время проведения Торжественная линейка «Первый 5-9 1.09.21 Заместитель директора по ВР звонок» Мероприятия месячников 5-9 сентябрь Заместитель директора по безопасности и гражданской ВР, классные руководители, защиты детей (по профилактике учитель ОБЖ ДДТТ, пожарной безопасности, экстремизма, терроризма, разработка схемы-маршрута «Домшкола-дом», учебно-тренировочная эвакуация учащихся из здания) Кросс нации 5-9 сентябрь Учитель физкультуры Осенний День Здоровья Школьный тур ВОШ 5-9 Сентябрь Учителя предметники октябрь 28 «Посвящение в пятиклассники» Мероприятия месячника правового воспитания и профилактики правонарушений. Единый день профилактики правонарушений и деструктивного поведения (правовые, профилактические игры, беседы и т.п.) День учителя в школе: акция по поздравлению учителей, учителейветеранов педагогического труда, День самоуправления, концертная программа, выставка рисунков «Мой любимый учитель». Президентские состязания по ОФП 5-7 5-9 сентябрь октябрь Классный руководитель Заместитель директора по ВР, классные руководители, 5-9 октябрь Заместитель директора по ВР Классные руководители Октябрь, Учителя физкультуры 5-9 октябрь классные руководители 5-9 ноябрь Заместитель директора по ВР, классные руководители 5-9 ноябрь ЗДВР, классные руководители 5-9 ноябрь МО учителей-предметников 5-9 апрель «Золотая осень»: Фотоконкурс. Праздник «Краски осени». Конкурс поделок из природного и бросового материала. Мероприятия месячника взаимодействия семьи и школы: выставка рисунков, фотографий, акции по поздравлению мам с Днем матери, конкурсная программа «Мама, папа, я – спортивная семья!», беседы, общешкольное родительское собрание День правовой защиты детей. Просмотр, обсуждение видеоролика «Наши права». Анкетирование учащихся на случай нарушения их прав и свобод в школе и семье. Предметная неделя математики, физики, химии и биологии (интерактивные игры, квесты и т.п.) Предметная неделя, географии, истории, обществознания (игрыпутешествия, познавательные игры и т.п.) Торжественная линейка «День Конституции» Мероприятия месячника эстетического воспитания в школе. Новый год в школе: украшение кабинетов, оформление окон, конкурс плакатов, поделок, праздничная программа. Предметная неделя литературы, русского и английского языков (конкурсы чтецов, сочинений, 5-9 декабрь МО учителей-предметников 5-9 декабрь ЗДВР 5-9 декабрь Заместитель директора по ВР, классные руководители 5-9 январь МО учителей-предметников 29 интеллектуальные игры и т.п.) Час памяти «Блокада Ленинграда» Мероприятия месячника гражданского и патриотического воспитания: фестиваль патриотической песни, соревнование по пионерболу, волейболу, спортивная эстафета, акции «Письмо солдату», по поздравлению пап и дедушек, мальчиков, конкурс плакатов и рисунков, Уроки мужества. День науки в школе: защита проектов и исследовательских работ «Шаг – в будущее» 8 Марта в школе: конкурсная программа «Вперед, девчонки!», выставка рисунков, акция по поздравлению мам, бабушек, девочек. Мероприятия месячника нравственного воспитания «Спешите делать добрые дела». Весенняя неделя добра День космонавтики: выставка рисунков, классные часы Итоговая выставка детского творчества 5-9 5-9 январь февраль 5-9 март 5-9 март 5-9 апрель Заместитель директора по ВР, классные руководители 5-7 апрель классные руководители 5-9 апрель Заместитель директора по ВР, руководители кружков, классные руководители Заместитель директора по ВР, классные руководители, учителя физкультуры Мероприятия месячника ЗОЖ 5-9 апрель «Здоровое поколение». Закрытие школьной спартакиады. Весенний День здоровья Акция "Школа против курения". День Победы: акции «Бессмертный 5-9 май полк», «С праздником, ветеран!», Вахта памяти у памятника «Павшим в годы войны», концерт в ДК, проект «Окна Победы» и др. Торжественная линейка «Последний 5-9 май звонок» Выпускной вечер в школе 5-9 июнь Курсы внеурочной деятельности Название курса Классы Количество часов в неделю 5-9 1 «Вокальное пение» 5-9 «Юнармия» 1 «Столярное дело» 5-7 1 30 классные руководители Заместитель директора по ВР, классные руководители, учитель физкультуры Заместитель директора по УВР, классные руководители классные руководители Заместитель директора по ВР Заместитель директора по ВР Заместитель директора по ВР Ответственные Муратова В.Ю. Софронова Е.Ю. Ермаков А.А. «Юный спасатель» «Занимательная информатика» «Юная модница» «Топография и картография» «Баскетбол» «Волейбол» «Легоконструирование» ОДНРК Финансовая грамотность Дела, события, мероприятия Выборы старост классов, активов классов, распределение обязанностей. Общешкольное выборное собрание учащихся: выдвижение кандидатур от классов на главу «Молодёжной администрации», голосование и т.п. Конкурс «Лучший ученический класс» Работа в соответствии с обязанностями Отчет перед классом о проведенной работе Общешкольное отчетное собрание учащихся: отчеты членов Молодёжной администрации школы о проделанной работе. Подведение итогов работы за год Дела, события, мероприятия Мероприятия месячника профориентации в школе «Мир профессий». Конкурс рисунков, профориентационная игра, просмотр презентаций, диагностика. Дела, события, мероприятия Размещение созданных детьми рассказов, стихов, сказок, репортажей на страницах газеты«Школьный вестник» Видео-, фотосъемка классных мероприятий. 5-6 1 5-6 2 5-9 1 5-9 1 5-9 1 5-9 2 5-6 1 5 1 8-9 1 Самоуправление Классы Ориентировочное время проведения 5-9 сентябрь Ермаков А.А. Перфильева К.С. Горбунова В.В. Макарова Г.А. Егоров Р.В. Егоров Р.В. Муратова В.Ю.. Макарова Г.А. Макарова Г.А. Ответственные Классные руководители 5-9 сентябрь Заместитель директора по ВР 5-9 В течение года Заместитель директора по ВР 5-9 В течение года Классные руководители 5-9 май Классные руководители 5-9 май Заместитель директора по ВР Профориентация Классы Ориентировочное время проведения 5-9 январь Школьные медиа Классы Ориентировочное время проведения 5-9 В течение года 5-9 В течение года 31 Ответственные Заместитель директора по ВР, классные руководители Ответственные Классные руководители Классные руководители Детские общественные объединения Дела, события, мероприятия Классы Ориентировочное время проведения Трудовая акция «Школьный двор» 5-9 октябрь Акция «Дарите книги с любовью» 5-9 март для школьной библиотеки Экологическая акция «Охранять природу значит любить Родину» Весенняя Неделя Добра (ряд мероприятий, осуществляемых каждым классом и волонтерским движением школы: «Чистый поселок - чистая планета», «Посади дерево», «Здоровая перемена» и др.) Дела, события, мероприятия Ответственные 5-9 апрель Классные руководители Классные руководители Педагог – библиотекарь Макарова Г.А. Классные руководители 5-9 апрель Классные руководители Экскурсии, походы Классы Ориентировочное время проведения 5-9 В течение года Ответственные Посещение концертов в районном Классные руководители Доме культуры Классные руководители Экскурсия в школьный музей 5-7 В течении года Сезонные экскурсии в природу 5-7 По плану клас.рук. Классные руководители Экскурсии в музеи, пожарную 5-9 По плану клас.рук. Классные руководители часть, предприятия Организация предметно-эстетической среды Дела, события, мероприятия Классы Ориентировочное Ответственные время проведения Выставки рисунков, фотографий 5-9 В течение года Классные руководители творческих работ, посвященных событиям и памятным датам Оформление классных уголков 5-9 В течение года Классные руководители Трудовые десанты по уборке территории школы Трудовой десант по озеленению школьных клумб Праздничное украшение кабинетов, окон кабинета Дела, события, мероприятия Участие родителей в проведении общешкольных, классных мероприятий: «Бессмертный полк», новогодний праздник, «Мама, папа, я – спортивная 5-9 В течение года Классные руководители 5-9 Сентябрь, апрель Классные руководители 5-9 В течение года Классные руководители Работа с родителями Классы Ориентировочное время проведения 5-9 В течение года 32 Ответственные Заместитель директора по ВР, классные руководители семья!», «Детский орден милосердия», классные «огоньки» и др. Общешкольное родительское собрание Педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей Информационное оповещение через школьный сайт Индивидуальные консультации Совместные с детьми походы, экскурсии. Работа Совета профилактики с неблагополучными семьями по вопросам воспитания, обучения детей 5-9 Октябрь, март 5-9 1 раз/четверть 5-9 В течение года 5-9 5-9 В течение года По плану классных руководителей По плану Совета 5-9 Директор школы Завуч, классные руководители Классные руководители Ответственный за сайт Муратова В.Ю. Классные руководители Классные руководители Председатель Совета Классное руководство (согласно индивидуальным планам работы классных руководителей) Школьный урок (согласно индивидуальным по планам работы учителей-предметников) ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД 10-11 КЛАССЫ Ключевые общешкольные дела Дела Классы Ориентировочное Ответственные время проведения Торжественная линейка «Первый 10-11 1.09.21 Заместитель директора по ВР звонок» Мероприятия месячников 10-11 сентябрь Заместитель директора по безопасности и гражданской ВР, классные руководители, защиты детей (по профилактике учитель ОБЖ ДДТТ, пожарной безопасности, экстремизма, терроризма, разработка схемы-маршрута «Домшкола-дом», учебно-тренировочная эвакуация учащихся из здания) Кросс Нации. 10-11 сентябрь Учитель физкультуры Осенний День Здоровья Предметные олимпиады ВОШ 10 - 11 Сентябрь - Учителя предметники октябрь Мероприятия месячника правового 10-11 октябрь Заместитель директора по воспитания и профилактики ВР, классные руководители, правонарушений. Единый день профилактики правонарушений и деструктивного поведения (правовые, профилактические игры, 33 беседы и т.п.) День учителя в школе: акция по поздравлению учителей, учителейветеранов педагогического труда, День самоуправления, концертная программа. «Золотая осень»:. Вечер отдыха «Осенняя дискотека или Ура! Каникулы!» Мероприятия месячника взаимодействия семьи и школы: конкурсная программа «Мама, папа, я – спортивная семья!», беседы, общешкольное родительское собрание День правовой защиты детей. Просмотр, обсуждение видеоролика «Наши права». Анкетирование учащихся на случай нарушения их прав и свобод в школе и семье. Предметная неделя математики, физики, химии и биологии (шахматно-шашечный турнир, интерактивные игры, квесты и т.п.) Предметная неделя, географии, истории, обществознания (игрыпутешествия, познавательные игры и т.п.) Торжественная линейка «День Конституции» Мероприятия месячника эстетического воспитания в школе. Новый год в школе: украшение кабинетов, оформление окон, конкурс плакатов, праздничный вечер. Предметная неделя литературы, русского и английского языков (конкурсы чтецов, сочинений, интеллектуальные игры и т.п.) Час памяти «Блокада Ленинграда»: Устный журнал Лыжные соревнования Мероприятия месячника гражданского и патриотического воспитания: соревнование по волейболу, спортивновоенизированная эстафета, «Зимнее многоборье», фестиваль патриотической песни, акции по поздравлению юношей 10-11 октябрь Заместитель директора по ВР 10-11 октябрь классные руководители 10-11 ноябрь Заместитель директора по ВР, классные руководители 10-11 ноябрь ЗДВР 10-11 ноябрь МО учителей-предметников 10-11 декабрь МО учителей-предметников 10-11 декабрь Уполномоченный по ЗПУОО 10-11 декабрь Заместитель директора по ВР, классные руководители 10-11 январь МО учителей-предметников 10-11 январь Классные руководители 10-11 10-11 январь февраль Учитель физкультуры Заместитель директора по ВР, классные руководители, учителя физкультуры 34 День науки в школе: защита проектов и исследовательских работ «Шаг в будущее» 8 Марта в школе: конкурсная программа «А ну-ка, девушки!», акции по поздравлению девушек Мероприятия месячника нравственного воспитания «Спешите делать добрые дела». Весенняя неделя добра Итоговая выставка детского творчества 10-11 март Заместитель директора по УВР, классные руководители 10-11 март 10-11 апрель Рук-ль движения «Берег юности», «Страна непосед», классные руководители Заместитель директора по ВР, классные руководители 10-11 апрель Мероприятия месячника ЗОЖ 10-11 май «Здоровое поколение». Весенний День здоровья Акция "Школа против курения". День Победы: акции «Бессмертный 10-11 май полк», «С праздником, ветеран!», Вахта памяти у памятника «Павшим в годы войны», концерт в ДК, проект «Окна Победы» и др. Торжественная линейка «Последний 10-11 май звонок» Выпускной вечер в школе 10-11 июнь Курсы внеурочной деятельности Название курса Классы Количество часов в неделю «Юнармия» 10 - 11 1 «Волейбол» 10-11 2 «Баскетбол» 10 - 11 1 10 - 11 1 «Юная модница» Самоуправление Дела, события, мероприятия Классы Ориентировочное время проведения Выборы старост, активов классов, 10-11 сентябрь распределение обязанностей. Общешкольное выборное собрание 10-11 сентябрь учащихся: выдвижение кандидатур от классов на главу «Молодёжной администрации» школы, голосование и т.п. Конкурс «Лучший ученический 10-11 В течение года класс» Рейд СОШ по проверке классных 10-11 ноябрь уголков Рейд СОШ по проверке сохранности 10-11 январь 35 Заместитель директора по ВР, руководители кружков, классные руководители Заместитель директора по ВР, классные руководители, учителя физкультуры Заместитель директора по ВР Заместитель директора по ВР Заместитель директора по ВР Ответственные Софронова Е.Ю. Егоров Р.В. Егоров Р.В. Горбунова В.В. Ответственные Классные руководители Заместитель директора по ВР Заместитель директора по ВР Заместитель директора по ВР Педагог – библиотекарь учебников Рейд СОШ по проверке внешнего вида уч-ся Работа в соответствии с обязанностями Отчет перед классом о проведенной работе Общешкольное отчетное собрание учащихся: отчеты членов «Молодёжной администрации» обучающихся школы о проделанной работе. Подведение итогов работы за год Дела, события, мероприятия Мероприятия месячника профориентации в школе «Мир профессий». профориентационная игра, просмотр презентаций, диагностика. Дела, события, мероприятия 10-11 март Макарова Г.А. Заместитель директора по ВР 10-11 В течение года Классные руководители 10-11 май Классные руководители 10-11 май Заместитель директора по ВР Профориентация Классы Ориентировочное время проведения 10-11 январь Школьные медиа Классы Ориентировочное время проведения 10-11 В течение года Публикации собственных рассказов, стихов, сказок, репортажей на страницах газеты «Школьный вестник» Выпуск газеты «Школьный 10-11 1 раз в четверть вестник» Видео-, фотосъемка классных 10-11 В течение года мероприятий. Детские общественные объединения Дела, события, мероприятия Классы Ориентировочное время проведения Трудовая акция «Школьный двор» 10-11 октябрь Шефская помощь престарелым 10-11 Октябрь, апрель людям по уборке приусадебных участков Акция «Дарите книги с любовью» 10-11 февраль Экологическая акция «Охранять природу значит любить Родину» Весенняя Неделя Добра (ряд мероприятий, осуществляемых каждым классом : «Чистый поселок - чистая планета», «Посади дерево», Ответственные Заместитель директора по ВР, рук-ль движения «Берег юности», классные руководители Ответственные Классные руководители Редактор газеты «Школьный вестник» Классные руководители Ответственные Классные руководители Классные руководители 10-11 апрель Педагог – библиотекарь Макарова Г.А. Классные руководители 10-11 апрель Классные руководители 36 «Подарок младшему другу», «Помощь пожилому односельчанину на приусадебном участке», «Здоровая перемена» и др.) Дела, события, мероприятия Экскурсии, походы Классы Ориентировочное время проведения 10-11 В течение года Ответственные Посещение концертов в районном Классные руководители Доме культуры Экскурсия в школьный музей 10-11 февраль Классные руководители Экскурсии в музеи, пожарную 10-11 По плану клас.рук. Классные руководители часть, предприятия Организация предметно-эстетической среды Дела, события, мероприятия Классы Ориентировочное Ответственные время проведения Выставки фотографий, плакатов, 10-11 В течение года Классные руководители посвященных событиям и памятным датам Оформление классных уголков 10-11 В течение года Классные руководители Трудовые десанты по уборке территории школы Трудовой десант по озеленению школьных клумб Праздничное украшение кабинетов, окон кабинета Дела, события, мероприятия Участие родителей в проведении общешкольных, классных мероприятий: «Бессмертный полк», новогодний вечер, «Мама, папа, я – отличная семья!», «Детский орден милосердия», выпускной вечер и др. Общешкольное родительское собрание Педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей Информационное оповещение через школьный сайт Индивидуальные консультации Совместные с детьми походы, 10-11 В течение года Классные руководители 10-11 Сентябрь, апрель Классные руководители 10-11 В течение года Классные руководители Работа с родителями Классы Ориентировочное время проведения 10-11 В течение года 10-11 Октябрь, март 10-11 1 раз/четверть 10-11 В течение года 10-11 10-11 В течение года По плану классных 37 Ответственные Заместитель директора по ВР, классные руководители Директор школы Завуч, классные руководители Классные руководители Ответственный за школьный сайт: Муратова В.Ю. Классные руководители Классные руководители экскурсии. Работа Совета профилактики с неблагополучными семьями по вопросам воспитания, обучения детей 10-11 руководителей По плану Совета Председатель Совета Классное руководство (согласно индивидуальным по планам работы классных руководителей) Школьный урок (согласно индивидуальным по планам работы учителей-предметников) 38